Ступор интеграции
Судьбу ЕЭП будут решать президентыРеализация проекта ЕЭП серьезно пробуксовывает. Это засвидетельствовала последняя встреча в Минске Группы высокого уровня (ГВУ), в которой участвовали высокопоставленные представители четырех постсоветских стран — Украины, России, Беларуси и Казахстана. Стороны надеются, что вывести из ступора переговоры удастся после встречи президентов четырех государств. Скорее всего, она состоится в рамках встречи лидеров стран СНГ — в Казани 25-26 августа.
Провал в воплощении ЕЭП ожидался давно. Проявления кризиса в переговорах наблюдались фактически сразу после украинской революции. Хотя все произошло не совсем так, как того, возможно, хотелось бы многим наблюдателям и экспертам в Украине. Новая власть не стала категорично отбрасывать идею постсоветской интеграции, что было бы вполне естественно ввиду того, что большинство министров нынешнего правительства категорически отбрасывали намерения бывшей власти реализовать проект, который по своей сути противоречит провозглашенному курсу на присоединение к Евросоюзу. Нынешнее руководство, похоже, решило действовать партизанским методом, чем сильно расстроило своих партнеров-переговорщиков — не отказываться от участия в ЕЭП в целом, однако соглашаться только на отдельные документы, которые позволяют создать зону свободной торговли. Понятно, что такой подход не может нравится России. Российские дипломаты неоднократно отмечали, что зона свободной торговли их стране не выгодна, и поэтому они ждут поступка и со стороны Украины. О чем речь идет? Поступков может быть несколько, и среди них есть немало общеизвестных — создание регулирующего тарифного органа (наднационального по своей сути, который противоречит базовому законодательству Украины), переход к таможенному союзу (а это противоречит евроинтеграции государства)... В конечном счете, можно говорить и о политическом союзе, о котором, конечно, в Москве в открытую не заявляют: хотя и намекают, что ЕЭП — это прототип Евросоюза.
Попытки остальных участников ЕЭП каким-то образом повлиять на украинскую позицию пока что не увенчались успехом. Заявления представителей украинской власти не подвергаются никаким коррективам — в них содержится один и тот же тезис: зона свободной торговли. Представители ЕЭП пытались изменить украинские настроения даже путем шантажа: мол, не хотите — без вас обойдемся... Однако угрозы выглядели довольно смешно, поскольку Минску, Москве и Астане нет никакого смысла создавать еще одно интеграционное «детище» (ведь уже существует Евразийское экономическое содружество, в которое в свое время Кремль также пытался втянуть Киев). В последний раз повлиять на Украину таким образом попробовал министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, который перед встречей Группы высокого уровня (29 июля) заявил, что видит ЕЭП на первом этапе, состоящем только из трех стран. Он напомнил, что теперь в трехстороннем порядке согласованы все 93 соглашения, а с Украиной — половина из них. «Работа переговорщиков обнаружила различные подходы к формату участия. Украинская сторона начала менять подходы к формированию пакетов и к своей роли, к своему участию», — сказал Христенко.
Во время последней встречи Группа высокого уровня разработала специальный доклад для президентов четырех стран. В нем помещены результаты переговоров по созданию нормативной базы ЕЭП, а также разногласия сторон по этому вопросу. «Есть ряд вопросов относительно формирования Единого экономического пространства, которые невозможно решить без глав государств», — заявил журналистам по итогам 22-го заседания ГВУ по формированию ЕЭП заместитель министра экономики Украины Андрей Березный. «На сегодня ЕЭП нужен Украине как полноценная зона свободной торговли без изъятий и ограничений», — отметил он. Говоря о количестве соглашений, заместитель министра отметил, что «здесь важно вернуться к принципиальным подходам Украины, связанным с формированием в рамках ЕЭП как первоочередного этапа — зоны свободной торговли без изъятий и ограничений». «Цель и содержание работы, которая сейчас ведется Украиной, состоит в обеспечении этого первоочередного этапа. Поэтому из тех 93 проектов соглашений, которые были сформированы, Украина работает на данном этапе по 40 проектам», — сказал Березный, подчеркнув, что «все эти 40 проектов связаны исключительно с формированием зоны свободной торговли без изъятий и ограничений».
Откуда взялось 40 соглашений? Действительно, по состоянию на май, в этом году во время переговоров было подготовлено 93 проекта, которые должны составить основу правовой базы ЕЭП. В том числе — пакет из 29 проектов, подлежавших согласованию и подписанию государствами-участницами ЕЭП в первоочередном порядке до 1 июля. Чего так и не произошло. Украинское правительство ограничило свое участие пакетом «14+1». Эти документы, по мнению многих экспертов (в частности, специалистов Центра мира, конверсии и внешней политики Украины), преимущественно не выходят за рамки понятия свободной торговли. Хотя, уверены эксперты, существует ряд сомнительных аспектов даже этих соглашений. Можно было бы подвергнуть анализу эти «сомнительные аспекты», но есть ли в этом необходимость, если уже сейчас понятно, что ЕЭП входит в стадию постепенного отмирания... Если, конечно, своих корректив на повестку дня не внесут переговоры между президентами в Казани.
Выпуск газеты №:
№137, (2005)Section
Панорама «Дня»