Летние риски
Заместитель главного санитарного врача о профилактике отравлений, «нитратных» арбузах и заморских инфекциях
Лето продолжает оставаться сезоном отравлений. Уже зафиксировано 16 вспышек острых кишечных инфекций, в которых пострадало 344 украинца. Еще 42 человека испытали на себе симптомы ботулизма, а 66 — отравления грибами. Неужели профилактика в данном случае не дает результатов и почему каждое лето мы упорно продолжаем травиться? С этого и начался разговор с заместителем главного санитарного врача Украины Людмилой МУХАРСКОЙ.
— К сожалению, кишечные инфекции всегда были и будут — ни одна страна мира, даже с самым высоким уровнем развития, не смогла их преодолеть. Что касается Украины, то мы наблюдаем одну тенденцию: в том регионе, где было зафиксировано масштабное отравление, в течение нескольких лет вспышки не повторяются. То есть, два-три года люди помнят, что «и с ним такое может быть». Но в целом из года в год статистика отравлений, к сожалению, почти не меняется. Это касается и ставших уже притчей во языцех отравлений грибами. Благо, нынешний год в этом плане не самый пиковый. К примеру, в 2000-м было зафиксировано более 2700 случаев отравления, 195 человек умерло. Конечно, сезон грибов, по сути, еще не начался (это август-октябрь), но в то же время нынешние показатели говорят о том, что от нашей профилактической работы есть польза. К сожалению, от медиков далеко не всегда все зависит. В вопросе пищевых отравлений в подавляющем большинстве случаев срабатывает пресловутый человеческий фактор.
— Возможно, в данном случае помогла бы социальная реклама или тематические уроки в школе?
— Безусловно, сегодня необходимо искать более эффективные методы профилактики. Но те же тематические уроки в школах вряд ли помогут — дети ведь сами не идут в лес за грибами. Виноваты взрослые, которые сначала собирают их, а потом готовят «добычу» без должной обработки. Кстати говоря, детям до восьми лет вообще запрещено употреблять грибы — они не усваиваются. Равно как не рекомендуются «дары леса» беременным и кормящим мамам.
Что касается телевизионной рекламы или памяток, которые публикуются в СМИ, то они также не очень эффективны. Если мы посмотрим на контингент, чаще всего травящийся грибами, то это преимущественно люди, которые газеты читают крайне редко. Или вообще так называемые ассоциальные группы. Мне кажется, что стоило бы подключать к профилактике сельскую общественность — председателей сельсоветов, например — они смогли бы объяснить людям, как себя вести. Одно время, кстати, мы пытались работать подобным образом. Обратились к руководству сел и районов с просьбой ставить нас в известность, если намечается какое-то крупное мероприятие — свадьба, день рождения, проводы в армию. Дабы мы могли дать советы по условиям хранения продуктов, готовки, посмотреть, что за люди будут заниматься организацией торжества. Пытались подключить даже Управления внутренних дел. Нет, не подумайте ни о каких карательных мерах в данном случае речь не идет. Мы просили о том, чтобы люди — если они, возможно, не знают, как организовать массовое празднество, — консультировались со специалистами. Это не обязательно должен быть санитарный врач. По крайней мере, можно обратиться в какую-нибудь столовую или кафе, где есть повара, знающие технологии производства и сдававшие, между прочим, экзамен по санитарному минимуму. Кроме того, они проходят медицинский осмотр, а значит, мы имеем гарантию, что человек не является носителем какой-либо кишечной инфекции. Кстати, согласно закону, физическое либо юридическое лицо, организовывавшее то или иное мероприятие, несет ответственность за здоровье граждан, которые в нем участвовали. И, если вдруг что, именно устроители должны компенсировать моральный/материальный ущерб. Но прецедента, когда бы пострадавшие подавали в суд, я не припомню.
— Во сколько обходится бюджету один отравившийся?
— Все зависит от инфекции. Дизентерия, например, — это одна сумма. А если человек заболел паразитарными заболеваниями, то стоимость лечения возрастает в несколько раз. Кроме того, ущерб зависит и от течения заболевания — легкая или тяжелая форма, а также от возраста — сальмонелла, например, может представлять серьезную угрозу жизни ребенка. Но опять-таки мы говорим только о медицинской помощи. Никто никогда не считает моральный ущерб и такие немаловажные вещи, как временная потеря трудоспособности.
— Как бы вы оценили состояние общепита в детских лагерях и домах отдыха?
— Есть лагеря и пансионаты, которые работают круглый год, и в данном случае мы имеем больше гарантий того, что неприятностей не случится. За сезонными лагерями, конечно, также ведется контроль. До их открытия тщательно проверяются водопроводные и канализационные системы, осуществляется лабораторный контроль за качеством питьевой воды. Инспектируется пищеблок — смотрим работают ли плиты, холодильники. Обязательны и смывы в помещениях, то есть анализ бактериального загрязнения. И поверьте, если у нас возникают хоть малейшие подозрения, лагерь не откроется. Конечно, мы проверяем учреждение и тогда, когда оно работает. Но сейчас нам стало это делать сложнее. Раньше, когда было три для пересменки и все выселялись, можно было провести гарантированную генеральную уборку. Но так или иначе, контроль нынче ведется. А при определенных «эпидсигналах» — проверку проводим внеплановую.
— В этом году, по сравнению с прошлым, открылось больше или меньше лагерей?
— Эта цифра практически одинаковая. Сейчас ведь нет возможности открывать новые оздоровительные учреждения — наоборот, их количество только уменьшается из-за того, что где-то что-то пришло в негодность.
Аналогичная история и с пляжами. В этом году должно работать 750 пляжей, из них 618 — морские и 132 — речные. Отдыхать нынче позволено на 651-м. Уже в этом году закрыто 17 пляжей — в Крыму, Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской областях. Остальные 82 и не открывались — в связи с неподготовкой к сезону. Отчасти связано это с тем, что у местных властей просто нет возможности содержать пляж.
Конечно, есть и другие проблемы — несоответствие санитарно-гигиеническим нормам, микробное загрязнение воды, техническое состояние пляжной инфрастуктуры... Но хочу подчеркнуть: это отнюдь не означает, что завтра будет такая же картина. На состояние пляжей влияют также и погодные условия. Начались, например, где-то проливные дожди — тут же ухудшилось санитарное состояние прибрежной зоны. А значит, пляж может быть закрыт. Поэтому пренебрегать табличками «Купание запрещено» очень даже не рекомендуется. Они, как правило, говорят о том, что бактериологическое состояние воды не соответствует нормам.
— Фиксировались ли инфекции, вызванные купанием в неположенных местах, — скажем, лептоспироз?
— К сожалению, да. Возбудитель лептоспироза встречается, как правило, в непроточных водоемах — озерах, например. И мы ведем мониторинг водоемов, которые могут стать источником заболевания. Лептоспиры попадают в озера, если они заселены грызунами. Отсюда и мероприятия: уничтожение крыс и оздоровление водоемов. В Киеве, например, этот процесс отработан, и дератизация проводится систематически. Однако есть одно «но». В период между обнаружением лептоспир и оздоровлением озера купание запрещено. Ставятся и соответствующие таблички. Но люди почему-то думают, что если покупаться «чуть-чуть», ничего не случится.
— А в целом, как часто вода в последнее время становится причиной вспышки инфекции?
— Довольно часто. По количеству вспышек лидирует пищевой фактор, а по масштабности — питьевой. Скажем, из 16 вспышек, зафиксированных в этом году, восемь были связаны с едой. И заболело при этом 167 человек. Вода стала причиной семи вспышек, но заболело 177 человек. Виноваты, как правило, изношенные водопроводы, а также колодцы и источники, которыми, к сожалению, пользуется почти все сельское население.
— Как бы вы оценили качество питьевой воды в Киеве?
— Если оценивать его по бактериологическим или микробиологическим показателям, то в пределах ГОСТа.
— Что, на ваш взгляд, стоит делать со стихийными рынками? Ведь, с одной стороны, они нередко становятся причиной отравления, а с другой — в них существует потребность. Причем как у покупателей, так и у продавцов, которые не могут платить за аренду на цивилизованном рынке.
— Их надо закрыть. Когда нас спрашивают — проводит ли санэпидслужба контроль за стихийными рынками? — ответ однозначен: конечно же, не проводит. Потому что их просто не должно быть. Мы можем только подавать информацию: мол, здесь есть рынок. Остальное — дело милиции. Но, как видим, стихийные рынки процветают. И сейчас перед нами стоит уже другая задача: объяснять и еще раз объяснять, что на таких рынках ни в коем случае нельзя покупать мясные и молочные продукты. Многие, конечно, думают: дескать, 50 раз покупал — и ничего. Вот, например, недавно в Киеве был зафиксирован ботулизм. Причина — вяленая рыба, купленная на стихийном рынке. Даже овощи-фрукты могут представлять опасность. Если на цивилизованном рынке проверят, не обработаны ли они ядохимикатами и установят, не «зашкаливают» ли в арбузах нитраты, то на стихийном рынке — нет.
— Могут ли внушать беспокойство торговые точки, скажем, с гамбургерами или хот- догами?
— При выдаче разрешения на торговлю, естественно, проводится тщательное исследование. Проверяются условия приготовления, сырье, возможность, скажем, помыть руки. Но все равно, при покупке того же хот-дога я советую спрашивать у продавца разрешение на функционирование торговой точки. Это не зазорно. К тому же, когда мы покупаем подобную продукцию, то, наверное, всегда обращаем внимание на внешний вид продавца — насколько он опрятен, чистая ли у него униформа.
— Хватает ли санэпидслужбе средств и кадров, дабы контролировать столь большое количество объектов?
— У нас разветвленная сеть санэпидстанций, все они имеют лаборатории. Что касается кадров, то они очень опытные — как-никак, систематическое повышение квалификации, обучение... Конечно, мы не можем постоянно следить за той или иной точкой и каждым изготовляемым ею блюдом. Повторяю: каждый человек должен сам оценить риск возможного заражения. Если какой-то объект, по его мнению, не цивилизованный, он может дать нам знать, и санэпидслужба проведет внеплановую его проверку. К тому же, и сам собственник, скажем, ларька заинтересован в чистоте. Ведь согласно нашему законодательству на нем лежит ответственность за качество выпускаемой продукции.
— Но существует другая проблема. Не секрет, что от представителей санэпидслужб нередко предпочитают откупаться. А узнав о проверке, некоторые, например, внезапно закрываются на переучет.
— Для этого у нас бывают внезапные выходы. Вообще же санэпидслужбу нередко ругают: дескать, слишком часто ходим на объекты, нас даже называют «санитарным рэкетом». Возможно, в каких-то случаях это и оправдано. Есть объекты, на которых нам нечего делать, — например, рестораны, имеющие такой набор оборудования, что участие в технологической цепочке человеческих рук полностью исключается. Это касается и крупных заводов — там наш контроль можно свести к минимуму. В то же время, за небольшими объектами надзор должен быть адекватен. Возьмем, к примеру, отравление на молочной кухне в Киеве. Там технологическая схема вроде как и была отработана, но нашлось маленькое звено, где участвовал человек. Результат всем известен. Поэтому чем больше появляется автоматизированных объектов, тем меньше риск передачи возбудителей инфекционных заболеваний.
— Украинцы очень любят ездить отдыхать в Турцию и Египет, где есть свои специфические инфекции и насекомые — их переносчики. Были ли зафиксированы случаи заболевания, скажем, малярией?
— Есть рекомендации ВОЗ о странах, которые являются опасными в плане инфекций. Турция и Египет значатся в этом списке, но не возглавляют его. Наиболее рисковыми можно назвать страны Юго-Восточной Азии и Африки. Правда, туда наши туристы стали ездить все чаще и чаще. Посему мы поддерживаем контакты с туристическими фирмами и предписываем им ставить туристов в известность о возможных рисках. К сожалению, малярию в Украину завозят, причем в большом количестве — приблизительно 100—120 случаев в год. В первую очередь это касается миротворцев, которые вернулись из Сьерра-Леоне. Те же, кто едет в «малярийные» страны, должны проходить химиопрофилактику, обеспечение которой — задача туристических бюро. Стоимость профилактики может быть включена в путевку, могут предполагаться и дополнительные расходы туриста. Но, конечно, следить за приемом лекарств менеджеры не могут. И, к сожалению, многие туристы не следуют всем инструкциям. В то же время, малярия — заболевание очень опасное, имеющее рецидивы и способное привести к летальному исходу.
Имеется также список стран, где «процветает» желтая лихорадка. В данном случае контроль еще более строгий — без вакцины туристам могут даже не выдать визы. Что же касается паразитарных инфекций, то здесь мы можем помочь лишь информацией. Еще раз хочу подчеркнуть, что овощи и фрукты необходимо тщательно мыть, осторожно относиться к воде. К примеру, в Египте запрещается не только пить, но даже чистить зубы водой из крана. И, естественно, в турфирме должны об этом несколько раз сказать и выдать специальную памятку.
— В России подтвержден случай птичьего гриппа. Предпринимаются ли в Украине какие-либо особые меры безопасности?
— Сейчас весь мир готовится к пандемии гриппа. Никто не может сказать точно, когда она начнется, но специальные рекомендации ВОЗ существуют уже около двух лет. Мы видим, что ситуация с каждым годом ухудшается. Есть все предпосылки к тому, что вирус птичьего гриппа мутирует и станет опасным для человека. Что касается России, то «их» птичий грипп не тот, что бушевал в странах Юго-Восточной Азии. А значит, для человека он не опасен. Тем не менее, риск изменения этого вируса существует. Поскольку передача может быть с инфицированным куриным мясом, то ветеринарные службы Москвы запретили ввоз птицы с территории Новосибирской области (именно там был зафиксирован грипп) в столицу. Я думаю, наши ветеринарные службы также предпринимают необходимые меры. Что касается Министерства здравоохранения, то у нас уже разработан проект национального плана по борьбе с пандемией гриппа. В ближайшее время в Украину приедет представитель ВОЗ, с которым мы этот план согласуем и, естественно, будем внедрять мероприятия по подготовке к пандемии гриппа.
Выпуск газеты №:
№137, (2005)Section
Панорама «Дня»