Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Два миллиарда на энергополитику

09 марта, 20:40

Вчера и позавчера произошли события, позволяющие предполагать формирование новой энергетической политики Украины. Началось все с главного — с денег. «Дойче Банк» взял на себя обязательство выделить Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» кредит в размере двух миллиардов евро (8% годовых, срок погашения — до 7 лет) для реализации проектов развития нефтяной и газовой отрасли. Соответствующее соглашение подписали в Берлине глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко и представитель правления «Дойче Банка» Тессен фон Хайдебрек.

«Этот кредит можно рассматривать как благоприятный европейский сигнал нашей стране на смену энергетической политики, которая до сих пор ориентировалась исключительно на Россию», — сказал, отвечая на вопрос «Дня» народный депутат Александр Гудыма. Разумеется, РФ не станет просто наблюдать за тем, как Украина уходит из зоны ее энергетического влияния. Украина может стать для Европы источником диверсификации поставок нефти и газа из Каспийского региона. Как подчеркнул Ивченко, согласно условиям кредита «украинская сторона имеет приоритет предлагать проекты», которые будут осуществляться на кредитные средства. По его словам, часть этих средств будет использована для обеспечения доставки каспийской нефти к нефтепроводу Одесса — Броды, а также для достройки нефтепровода до Плоцка. Глава «Нафтогаза Украины» также рассказал, что достигнута договоренность с Казахстаном о его участии в достройке нефтепровода Одесса — Броды до Плоцка и в украинско-польском предприятии «Сарматия», что будет «гарантией того, что объемы нефти все-таки будут идти в направлении Одесса — Броды и Броды-Плоцк».

Кроме того, Украина намерена в ближайшее время предложить России провести трехсторонние переговоры с участием Германии относительно реализации идеи создания на паритетных началах международного газотранспортного консорциума. По словам Ивченко, «газотранспортный консорциум нужно обязательно рассматривать в трехстороннем порядке. Мы его видим таким: Германия как большой покупатель газа, Украина как большой транзитер газа, Россия как большой поставщик газа». При этом он отметил, что Украина считает нецелесообразным создание консорциума на базе действующих магистральных газопроводов и выступает за строительство новой ветки, которая может быть передана в собственность консорциума. «Новый газопровод даст возможность транзитом транспортировать через Украину до 30 млрд. куб. м газа ежегодно. Мы рассматриваем создание газотранспортного консорциума именно на базе строительства нового газопровода», — сказал глава правления компании. По его словам, при политической воле трех сторон новый газопровод по маршруту Новопсков — Ужгород можно будет построить «быстро, оперативно и эффективно для всех сторон», и Украина уже направила соответствующие предложения России.

Одновременно к поставкам газа в Европу будет привлечена и Польша. Для этого Украина и Германия намерены в ближайшее время (по словам Ивченко, уже через неделю) провести в Киеве переговоры относительно создания украинско-немецко-польского торгового дома. Немецкую делегацию на переговорах возглавит глава правления «Фербунднетцгаз» Клаус Хольфт. Ивченко отметил, что речь идет об экспорте газа из Каспийского региона, в частности, Туркменистана и Казахстана.

Итак, перед Украиной (правда, уже не в первый раз) возникают заманчивые перспективы стать чрезвычайно важным игроком на европейском рынке транзита энергоресурсов. Тем более, что цена на нефть, а вместе с ней и газ, на мировых рынках имеет постоянную тенденцию к росту. Можно ли в этих условиях отдавать в чужие руки газо- и нефтетранспортую системы, составляющие, по мнению многих экспертов, становой хребет украинской независимости? По-видимому, это обстоятельство в полной мере учитывается правительством, делающим акцент на том, чтобы в международный газотранспортный консорциум передавалась не действующая ГТС Украины, а новый, построенный самим консорциумом газопровод Новопсков.

Что касается нефтетранспортной системы, имеющей целью поставлять в Европу каспийскую нефть, то этот вопрос вскоре, по-видимому, станет предметом дискуссии в украинском парламенте. Вчера ее, собственно, инициировали на пресс-конференции в Киеве народный депутат Александр Гудыма и советник министра топлива и энергетики Александр Тодийчук. По их мнению, закон об особенностях приватизации нефтепровода Одесса-Броды может набрать в парламенте не менее 250 голосов. Впрочем, это еще не факт. По словам Гудымы, создание на базе украинского нефтепровода международного консорциума (идеальным вариантом, по его мнению, может быть участие в нем также и российской стороны) является сегодня вполне приемлемым. А Тодийчук считает, что к этому можно будет прибегнуть только в том случае, если управление нефтепроводом со стороны Украины будет неэффективным. Впрочем, сегодняшняя ситуация, по мнению Тодийчука, складывается именно таким образом. Работая в режиме «реверса», нефтепровод Одесса — Броды приносит стране убытки, поскольку российская сторона, сулившая поставку для этого маршрута 9 млн. тонн, прокачала за пять месяцев всего 1,3 миллиона (теперь она утверждает, что украинский маршрут самый невыгодный из имеющихся у России). Поэтому советник министра констатирует, что для «Укртранснафты» сегодня было бы выгоднее законсервировать трубу, чем терять деньги на каждой тонне «реверса». Тем более что недалеко уже и время, когда придется платить за российский кредит на покупку для нефтепровода технической нефти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать