Виктор ПИНЗЕНЫК: «После выборов нужно будет садиться за стол переговоров...»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041118/4211-4-1.jpg)
Окружение Виктора Ющенко уверяет, что не сомневается в победе своего лидера во втором туре выборов-2004. Как именно команда Ющенко собирается вырвать желанную победу и что намеревается делать с ее плодами — в интервью «Дню» народного депутата Украины, лидера партии «Наша Украина» Виктора Пинзеныка.
— На днях вы встречались с Президентом Украины Леонидом Кучмой. Кто был инициатором этой встречи?
— Я думаю, это не имеет значения (?! — Ред. ).
— А о чем шла речь?
— О том, что волнует сейчас всех: что происходило в Украине в первом туре и происходит при подготовке ко второму — давление, угрозы, террор, готовящиеся фальсификации.
— Обсуждался какой-либо сценарий передачи власти?
— Нет. Мы хотим, чтобы президента выбирал народ Украины. У нас есть полная информация с мест — как людей заставляют брать открепительные талоны, как исключают неугодных власти членов комиссий, как задействованы государственные должностные лица в процесс фальсификации. Эти проблемы поднимались.
— И какой была реакция Президента?
— Мы увидим это 21 ноября.
— Блок Ющенко постоянно критикует власть, называя ее преступной. В то же время не прекращаются попытки с властью вести переговоры. В чем ваша политическая логика?
— Встречаться с оппонентом — это абсолютно логично. После выборов нужно будет садиться за стол переговоров и вырабатывать общие позиции. Это не значит, что диалог даст результаты: можно договориться, можно и не договориться. Перед выборами общество сильно расшатали. Такого в Украине еще не было: разделение людей на сорта, разделение регионов на сорта, разделение людей по языковому, религиозному признаку. Надо искать пути консолидации.
— Команда Януковича заявляет о намерениях установить сильный контроль за голосованием на западе страны, где, по их мнению, были массовые фальсификации в пользу Ющенко, а также поднять явку на востоке. А какими будут «последние аргументы» команды Ющенко?
— Мы очень хотели бы, чтобы власть контролировала не запад или восток, а прозрачность выборов. И не запад Украины занимался фальсификациями. Мы прекрасно знаем настроения во многих восточных регионах, мы в курсе, что там происходило. У нас есть сотни протоколов комиссий, где стоят подписи и печати и где не указано количество голосов за того или иного кандидата. У нас есть списки людей, которые голосовали по несколько раз. Мы все это отдали в прокуратуру. Пусть власть занимается тем, чем она должна заниматься, — выявлять тех, кто фальсифицирует.
— Есть мнение, и его разделяют ряд представителей команды Виктора Ющенко, что окончательная точка в выборах будет поставлена судом. Признают ли, скажем, в Донецке победу Ющенко, присужденную судьями?
— В обществе абсолютно понятны настроения: Ющенко победил. И не судьи, а граждане это установили. Чтобы убедиться, достаточно провести в различных регионах опрос на тему: кто, на ваш взгляд, победил на президентских выборах?
— С каким отрывом, по вашим расчетам, Ющенко должен победить?
— Хорошим.
— Это 3, 4, 5, 6%?
— Думаю, эта цифра будет большей.
— 10%?
— Не будем забегать вперед.
— О распределении будущих должностей окружением Ющенко говорят уже больше года. Есть ли на самом деле какие-то конкретные договоренности, или вся потасовка вокруг должностей еще впереди?
— Команда объединяется не просто для того, чтобы получить должности. Должности — это инструмент. На сегодня распределение должностей в принципе еще не могло быть осуществлено. В первую очередь, по идеологическим причинам. А во-вторых, Украине нужна консолидация. А она требует привлечения новых сил.
— Команда Януковича сможет участвовать в кадровом распределении?
— Я не исключаю, более того, уверен в приливе новых сил.
— За какой участок вы лично готовы взять ответственность?
— Это — второстепенный вопрос. Главное, чтобы основой формирования команды была программа, философия развития страны. И чтобы общество получило от этой команды конкретный ответ, что его ожидает через год, через два года, через три. Люди должны услышать не только программные тезисы, но и конкретные цифры, например, какой будет минимальная зарплата через два или три года.
— Виктор Ющенко, кстати, уже столько наобещал, в том числе и в социальной сфере, что его начали обвинять в популизме. Не придется ли корректировать обещания?
— Придется. В сторону улучшения.
— А ресурсы откуда возьмутся?
— Ющенко не называет цифр, которые не реальны. Вы же не слышали, что завтра минимальная заработная плата будет составлять 1000 грн. Но услышите это через 2—3 года. Экономика у нас растет. Ключевой конфликт этого процесса ощущает большинство граждан — между высокими темпами экономического роста и низкими темпами роста зарплаты. Экономика способна обеспечить опережающий рост заработной платы. А у нас происходят абсолютно обратные вещи: доля заработной платы в бюджетных расходах постоянно уменьшается.
— Виктор Ющенко заявил, что должны быть отменены результаты незаконной приватизации. Не значит ли это, что после выборов нас ожидает полный передел, который повлечет за собой экономический застой, а то и спад?
— Ключевое слово здесь — «законность». Независимо от того, какой сферы это касается, если закон был нарушен, должна быть восстановлена законность. Ющенко как законопослушный человек не может занимать другую позицию.
— А если нарушений окажется очень много?
— Я не думаю, что Украина состоит из одних негодяев. Абсолютное большинство наших людей порядочные, и это касается не только простых граждан. Их достаточно в том числе и при власти.
— Каков план действий вашей политической силы на случай поражения?
— У нас нет сомнений в победе Виктора Ющенко. Давайте вернемся к первому туру. Вспомните, как подгонялись цифры социологии, как ЦИК не могла посчитать результаты. Однако победу Ющенко пришлось признать. Свое «нет» власти сказала столица. Это воля людей. Я уверен, что никакие попытки давления и фальсификации не помогут.
— Не слабость ли это — не иметь вовсе никаких планов на случай форс-мажорных обстоятельств?
— У нас есть планы на форс-мажорные обстоятельства, связанные с фальсификацией выборов. Но у нас нет сомнений в электоральной поддержке Виктора Ющенко.
— Виктор Ющенко договорился о поддержке на выборах его кандидатуры с лидером СПУ Александром Морозом. Однако в агитационной кампании Ющенко Мороза не видно. В то же время есть информация, что в самый разгар президентских баталий, когда бой идет чуть ли не за каждый голос, глава СПУ отправился в Африку на конгресс Социнтерна. Как вы расцениваете подобное поведение своего политического партнера?
— Да, он уехал в ЮАР и привез оттуда позитивную оценку со стороны мирового Социнтерна поддержки украинскими социалистами кандидатуры Ющенко.
— Это не было побегом от участия в агитации?
— Я думаю, что Социнтерн собирается не за день, а как минимум за полгода и является очень серьезным событием. Поэтому не вижу повода для каких-либо претензий.
— Позиция бывшего члена вашей партии, народного депутата Тараса Черновила, который начал активно поддерживать кандидата Януковича, удивила многих. Что случилось?
— Я не комментирую его поведение.
— Как Ющенко будет соединять расколотую Украину? Как он «достучится» до сердец тех, кто его не воспринимает? Ведь таких очень много.
— Ющенко никогда не делил людей на «черных» и «белых». Для него и для его команды граждане Украины равны независимо от языка, национальности, вероисповедания. Формула консолидации очень проста — власть должна делать шаги в интересах людей. Люди становятся патриотами не по языковому признаку, а по тому, чувствуют ли они своей страну, в которой живут.
— Человек, поведение которого вы «не комментируете», недавно высказал предположение, что в случае победы Ющенко в Донбассе образуется что-то вроде Косово — региона, который не будет контролироваться Киевом...
— Виктор Ющенко был премьером. И никаких проблем ни с одним из регионов у него не было и быть не могло.
— Но тогда Леонид Кучма был президентом.
— Неважно. Экономикой управлял премьер-министр, он принимал большинство решений по обеспечению жизнедеятельности страны.
Выпуск газеты №:
№211, (2004)Section
Панорама «Дня»