Перейти к основному содержанию

Суть момента

Владимир РЫБАК: «За 10—15 лет избиратель сильно изменился, и если его прессинговать, он обязательно поступит наоборот»
17 ноября, 20:29
ОДНИМ ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АКТИВНОСТИ ПАРТИИ РЕГИОНОВ, В ЧАСТНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, СТАЛА АДМИНИСТРАТИВНАЯ «ДЕКОММУНИЗАЦИЯ» МЕСТНОГО ЭЛЕКТОРАТА: КАК НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 2002 ГОДА, ТАК И В ПЕРВОМ ТУРЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ-2004 КОММУНИСТЫ ТАМ ПРОИГРАЛИ ВЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКИ С СУХИМ СЧЕТОМ, ВПРОЧЕМ, ОНИ НЕ ОЧЕНЬ-ТО И СОПРОТИВЛЯЛИСЬ... / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Владимир Рыбак — давний, еще по «стародонецким временам» соратник Виктора Януковича. Сведущие люди утверждают, что здесь, в Киеве, он стал «ушами» и «глазами» Виктора Федоровича. В личном общении Владимир Васильевич производит впечатление человека, говорящего лишь малую долю того, что знает. «День» поинтересовался трактовкой постпреда Кабмина в Верховной Раде, доверенного лица кандидата Януковича итогов первого тура выборов, перспектив реализации политической реформы, а также будущего Партии регионов... в случае победы Виктора Ющенко.

— Стали ли для вас неожиданностью результаты первого тура?

— Кампания нашего кандидата началась с опозданием. Пока все агитировали, Виктор Федорович решал экономические и социальные проблемы, всячески оттягивая момент вступления в борьбу. Согласитесь, неправильно, когда для главы правительства приоритет — активное участие в гонке, а не интересы людей. Именно потому рейтинги сравнялись только к осени, что и подтвердил исход голосования.

Подождем, осталось немного, уже 21-го ночью имя нового президента станет известно. У меня как у доверенного лица Януковича нет оснований сомневаться в его победе. Преимущество составит полтора-два миллиона голосов, да и симпатии левого электората на нашей стороне.

— Верно ли, на ваш взгляд, что решающую роль во втором туре выборов сыграют региональные «элиты»?

— Даже не сомневаюсь! Партии могут принять политическое решение, тем самым давая своим сторонникам рекомендации и почву для размышлений, но окончательный выбор, учитывая принципы демократичности и гражданских свобод, каждый украинец сделает в личном порядке. Причем многие — непосредственно в кабинке, прийдя на участок. За 10—15 лет избиратель сильно изменился, и если его прессинговать, давить, он обязательно поступит наоборот. Потому главная задача — создать необходимые условия, чтоб каждый мог определиться. Для нас результат особенно важен даже не как «зачет» кандидату, а как оценка действий правительства.

— Тем не менее, фактов давления на избирателей со стороны власти зафиксировано немало…

— Было бы неискренне отрицать их наличие, на местах откровенные злоупотребления действительно случаются. Но дело не в персоналиях, так устроена жизнь: подчиненные всегда стараются «выслужиться» перед начальством. Нарушения есть абсолютно по каждому кандидату, но они не являются решающими! На последней встрече с главами облгосадминистраций Виктор Федорович убедительно просил их не оказывать ему медвежью услугу. Это не красит ни его лично, ни власть, которую он представляет.

— Насколько существенными будут, по вашим прогнозам, ротации региональных властей после выборов?

— Считаю вопрос преждевременным. Понятно, что при новом президенте, кто бы им ни стал, команда обновится. Кто-то уйдет, кто-то останется — это нормальный процесс. Если найдено взаимопонимание, человек профессионален, зачем его менять? Это все домыслы относительно того, что среди губернаторов и глав администраций у нас уже сейчас есть «кандидаты на вылет».

Управленцы на местах оцениваются прежде всего по тому, насколько они эффективны: своевременно ли осуществляются выплаты, развивается ли малый бизнес и предприятия… Конечно, в работе не обходится без ошибок, но если они вопиющие, это видно невооруженным глазом, специально присматриваться не надо. Я знаю Виктора Федоровича, он всегда дает возможность исправиться. Десять лет мы проработали в связке «губернатор — мэр», бывало, едем по городу, а он говорит как бы невзначай: дескать, вон здание обветшало, или рынок неупорядочен, или предприятие на грани остановки... Скажет между делом — и все, вроде забыли, но я- то знаю, что через месяц-два обязательно осведомится, исправлена ли ситуация: отремонтировали ли здание, организовали ли рынок, наладили ли производственный процесс? И приказных форм у него тоже нет. К управлению областью он приступил в тяжелейшее время: сплошные шахтерские забастовки, «бандитские разборки» на каждом шагу. Вы что думаете, они прекратились от того, что Янукович указ подписал? Нет, он просто людей услышал и нашел разумный компромисс. А почему деньги в областной бюджет пошли? Малому бизнесу были созданы все надлежащие условия, и вскоре уже 40% бюджета его силами формировались.

Отвечу тем, кто пугает «донецкими»: мол, придут и заберут весь бизнес. Ерунда! Наоборот, в каждом регионе будут созданы максимально благоприятные условия для прогресса бизнеса. Эти два года убедительно доказали: Янукович — премьер Украины, а не Донецка. И президента мы сегодня выбираем для всей страны, а не для отдельного региона.

— Одним из поводов для массовых увольнений могут стать «ошибки», допущенные в ходе кампании. Неупорядоченность списков вменяют в вину именно местной власти…

— Раньше надо было думать, когда мы здесь, в Раде, закон принимали. В прошлые кампании списками занимались органы местного самоуправления, у них была четко отработанная система, и сбоев никаких не возникало. Поверьте, будучи мэром Донецка, я изнутри все прекрасно видел. А сегодня эти обязанности возложены на территориальные комиссии, состоящие из представителей разных политсил, которые между собою никак не могут договориться даже по пустячному вопросу, не то что по такому глобальному. Сегодня выискивать надо не виновных, а способы исправления неточностей — с помощью ЖЭКов, паспортных столов и т.д.

Между прочим, лично я с этой проблемой также столкнулся непосредственно. Ведь мы всю жизнь в Донецке голосовали, а тут впервые в Киеве. Заблаговременно попросил жену проверить нас в списках, так она не то что наших фамилий — нашего дома там не нашла! Потом уже нас внесли, но имя-отчество все равно перепутали.

— Тема конституционной реформы вновь востребована. Каковы, по-вашему, ее перспективы?

— Решение поддержать суть политической реформы «Регионы Украины» приняли давно. И хоть некоторые ее положения для партии откровенно невыгодны, интерес страны важнее. Однако вопрос о целесообразности внесения изменений между первым и вторым туром весьма спорный. Наша позиция такова: если 300 голосов набирается и парламент решает голосовать, мы обязательно присоединимся. Впрочем, пока необходимого количества голосов «за» нет. Поэтому несмотря на то, что отдельные фракции готовы на компромисс с оговорками, главная из которых — сроки внедрения, резервы — весьма сомнительны. Владимир Литвин должен очень внимательно подойти к данному вопросу, потому как без стопроцентных гарантий принятия законопроект о политической реформе нельзя выносить в зал. Иначе мы его просто загубим.

Оптимальный вариант — реформа после выборов. Будет возможность уточнять позиции в спокойной обстановке.

— В свое время Леонид Кучма называл обещание Януковича приложить усилия для реализации реформы главным условием присвоения ему статуса «единого кандидата». Может ли он лишиться поддержки в случае ее очередного провала?

— Леонид Кучма неоднократно оценивал работу действующего премьера и его Кабинета в целом, а что касается парламентско-правительственной коалиции… Януковича-кандидата предложила Партия регионов, остальные партии и общественные организации, преимущественно центристского толка, поддержали. Вопрос политреформы обсуждался как до, так и после выдвижения, Виктор Федорович зарекомендовал себя как ее последовательный сторонник, но конкретных обязательств на себя не брал и никаких бумаг не подписывал.

— Какой смысл в «половинчатой» реформе, ведь «под нее» уже принят, в частности, закон о выборах в парламент сугубо по партийным спискам?

— В законодательной практике возможны всякие варианты, каждый депутат правомочен инициировать изменения в закон, в том числе избирательный. В свое время «регионалы» голосовали за «пропорционалку», рассчитывая на принятие реформы в целом. Вне ее контекста этот закон попросту вреден: «свои» депутаты будут только у крупных городов. Согласитесь, это неправильно, тем более что парламент у нас однопалатный. Уверен, что вопрос о создании второй палаты, с представительством регионов, обязательно «всплывет» в ближайшее время. И это не прихоть той или иной политсилы, а объективный вызов времени.

Если реформа не будет принята в ближайшее время, в пропорциональный избирательный закон наверняка внесут серьезные поправки.

— Что, по-вашему, ожидает вашу партию в случае победы Виктора Ющенко?

— Наша политсила — самая крупная в стране, она довольно динамично развивается, думаю, нам удастся сохранить заданный темп. Уже в декабре-январе проведем съезд, оценим деятельность в период кампании, очертим форму участия в выборах- 2006, утвердим соответствующий календарный план. В наших рядах много профессионалов из разных отраслей, их и будем рекомендовать в органы власти на всех уровнях: от поселковых советов и до парламента. У нас три ветви власти, сегодня мы выбираем лидера только одной из них, потому простор для маневра всегда остается, было бы желание.

— Ющенко обещает сформировать «правительство народного доверия» без учета партийной принадлежности. Мол, главное — «честность и порядочность». Как по-вашему, будет ли в этом Кабинете место «регионалам»?

— Сегодня представитель народного доверия вовсе не Ющенко, а Янукович! Именно его поддерживают все центристские силы, а Виктор Андреевич, напоминаю, самовыдвиженец. Наш кандидат в президенты не просился, его люди об этом попросили, выдвинула Партия регионов, а 650 тысяч партийцев поддержали, не говоря уже о многочисленных форумах и съездах, которые после были...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать