«Потянем» ли расходы?
Бюджет государства увеличен более чем в полтора раза
Вчера первый вице-премьер и министр финансов Украины Николай Азаров провел первую после объявления в пятницу проектных параметров бюджета-2005 встречу с представителями международных финансовых организаций. Для него было очень важно продемонстрировать Всемирному банку, являющемуся едва ли не главным кредитором Украины, и лично господину Шигео Катцу, недавно назначенному на должность вице-президента Всемирного банка по региону Европы и Средней Азии, бюджетную состоятельность официального Киева. В будущем году с подачи правительства Виктора Януковича страна получит бюджет, впервые перешагнувший символический рубеж доходов (110 миллиардов гривен, или $20 миллиардов). Сама по себе эта цифра, естественно, невелика и, пожалуй, не вывела бы нашу страну даже в первую десятку международных корпораций. Но прогресс впечатляет (в этом году доходы бюджета должны составить всего 65,2 млрд. грн.).
Еще более весома эта цифра для показа на «внутреннем фронте».
Бюджет во многом был направлен на умиротворение оппозиции, неустанно требовавшей роста его доходной части, а также на удовлетворение аппетитов местных элит. (Об этом свидетельствуют неоднократные заявления премьера о том, что в ходе формирования бюджета-2005 правительство Украины изучает вопрос передачи больших финансовых прав регионам). Еще недавно глава парламентского бюджетного комитета Петр Порошенко заявлял, что госбюджет на 2005 год должен быть не меньше 100 млрд. гривен. Получите, отвечает ему правительство, и попробуйте провалить первое чтение, если мы учли ваши пожелания...
Впрочем, в бюджете недостаточно полно учтены интересы фракций, входящих в коалицию.
Сегодня-завтра бюджет будет внесен на рассмотрение парламента, который, возможно, уже 23 сентября займется бюджетными проблемами. Исход его работы спрогнозировать весьма не просто, поскольку многие в оппозиции уверены, что бюджет должны формировать и представлять законодателям новые министры, назначенные новым президентом.
Правительство же преисполнено оптимизма и уверяет, что независимо от политических перипетий, темпы роста экономики Украины в 2005 году будут самыми высокими в мире (8,6%). Но при этом оно все же, как всегда, выбирает консервативный сценарий. По словам первого замминистра экономики Валерия Ващевского, анализ макроэкономических показателей стран-партнеров и оценка перспектив трех главных для Украины товарных рынков (нефть, металл, зерно) свидетельствует об увеличении экспортных цен на украинскую продукцию и росте спроса на нефть. Все это влечет за собой консервативный сценарий социального и экономического развития страны. Но даже согласно ему прирост внутреннего валового продукта составит 8,6%, прирост промышленности — 12%, сельского хозяйства — 4,8%.
На день позже бюджета, в субботу, правительством была одобрена «Программа социального и экономического развития Украины на 2005 год». Рассказывая о ней, Азаров уверял, что показатели, заложенные в бюджет, должны ощутимо отразиться на реальных доходах населения (рост не менее чем на 10%, зарплаты — не менее чем на 12%, а в агропромышленном комплексе — на 25%).
Словом, как и все последние правительства, нынешнее утверждает, что бюджет имеет социальную направленность. И против этого непросто возражать. В бюджете в 5 раз вырастут расходы на медицину, в 2,5 раза — на науку, в 3 раза — на образование и в 2 раза отчисления в Пенсионный фонд)… При этом правительство уверено, что рост доходов населения с лихвой покроет прогнозируемый рост инфляции (6,2%), а также уже подорожавший бензин. Откуда на все это возьмутся средства? По словам Азарова, ставка делается на улучшение администрирования налогов и повышение эффективности экономики. «Повышение эффективности труда, выход предприятий из тени, окончательное решение проблемы завышения цен при экспорте, занижения при импорте — да мало ли еще резервов», — говорит первый вице- премьер. Но при этом добавляет: «Украина является абсолютно надежным заемщиком. Соотношение ее прямого государственного долга к ВВП сегодня составляет 17,5%. Мы заимствуем под 5,3%. И дальше будем еще занимать денег под высокие доходы. Нам выгодна эта политика, раз мы не наращиваем свои задолженности, а сокращаем».
Голосование в парламенте может одобрить, а может и опрокинуть эти расчеты. Очень многое будет зависеть от того, какую позицию займет при этом его глава Владимир Литвин, пытающийся стать своеобразной третьей силой парламента. (Отметим, что в нынешних условиях у него для этого есть все возможности). Вчера, на встрече с главами сельских советов Волынской области, он предсказал, что процесс утверждения бюджета на 2005 год в парламенте будет «непростым, но принципиальным». Эта несколько туманная формулировка позволяет предположить, что Литвин не станет спешить использовать свою «дирижерскую палочку», которой он все более овладевает, в помощь правительству. Спикер сказал, что пока не располагает окончательной информацией по основным параметрам бюджета, но ему известно, что в документе, «фактически, не учтены» договоренности правительства и парламента в отношении агропромышленного комплекса (о направлении 10% ВВП на развитие села). Поэтому он предсказывает, что парламент займет «очень жесткую позицию» в отношении бюджета, если не будут определены приоритеты, одним из которых является АПК. Спикер сообщил, что Счетная палата сделает свой анализ выполнения госбюджета-2004. В. Литвин считает это необходимым для того, чтобы 23 сентября, когда в парламенте состоится представление бюджета, «мы могли вести принципиальный разговор» о главном финансовом документе на будущий год.
КСТАТИ
Как сказал «Дню» заместитель председателя Счетной палаты Украины Виталий Мельничук, слава Богу, что правительство своевременно рассмотрело и утвердило бюджет. В прошлом году это также было сделано вовремя. Бюджет-05 сегодня — это документ в одном экземпляре. Не позже 15 сентября он должен быть направлен за подписью премьер-министра и министра финансов в Верховную Раду. Размножат его в парламенте. По одному экземпляру посылают Счетной палате, бюджетному комитету парламента, Администрации Президента, один — обратно правительству. С этого начинается бюджетный процесс. Но сегодня он пока еще находится на поле правительства, считает Мельничук. 23 сентября, судя по всему, в Верховной Раде произойдет своеобразная презентация бюджета. Министр финансов будет говорить о том, какие бюджет имеет плюсы, а возможно, и минусы. После этого слово будет предоставлено главе бюджетного комитета, а также, возможно, и главе Счетной палаты, если к этому времени уже будут результаты экспертизы (но это необязательно, поскольку по закону они должны быть подготовлены к первому чтению). Заслушав все это, Верховная Рада решит, принимать ли бюджет к рассмотрению. Как правило, на этом этапе все заканчивается хорошо. А дальше документ рассматривают в комитетах и фракциях. Примерно 20 октября проводится первое чтение и принимается соответствующее постановление. После этого бюджет снова направляется правительству...
Выпуск газеты №:
№163, (2004)Section
Панорама «Дня»