Театр «стремительного мышления»
Михаил Резникович о премьерах, гастролях и о том, почему с некоторыми артистами придется расстаться
— Сезон был напряженным и достаточно продуктивным. Мы выпустили очень важный для нас спектакль «Насмешливое мое счастье», поставленный по пьесе Леонида Малюгина. Тем более, что этот год объявлен ЮНЕСКО Годом А. П. Чехова (100-летие со дня смерти). В истории нашего театра спектакль «Насмешливое мое счастье» уже стал легендой. Он шел 18 лет! Был долгожителем репертуара. Мы решили восстановить популярный спектакль, потому что мысли Чехова современны и сегодня. В роли Антона Чехова выступил народный артист России и Украины Вячеслав Езепов, который в 1966 году впервые сыграл эту роль на сцене нашего театра. В роли Ольги Книппер-Чеховой выступила Лариса Кадочникова, брата Александра Чехова играет Николай Рушковский (эти актеры тоже играли в той постановке). Единственным новичком, вошедшим в спектакль, стала Наталья Доля (Лика Мизинова). Для нас «Насмешливое мое счастье» — важная работа. В нем мы нащупываем несколько новую методологию актерской игры, стремительного мышления. А это непросто для актера. Сценографию сделал Давид Боровский — выдающийся мастер второй половины ХХ века не только в Украине и России, но и в Европе. Меня радует, что спектакль высоко оценили зрители и критики.
В нашей афише появился спектакль-римейк — «Деревья умирают стоя» Алехандро Касона (режиссер Ирина Барковская). Он шел у нас в театре полвека тому назад. Тогда главные роли играли Евгения Опалова и Виктор Халатов, а в новой версии — Валерия Заклунная и Юрий Мажуга. Это очень интересная и человечная пьеса. Когда-то главную роль молодого героя (Директора) играл Николай Рушковский, а сейчас Кирилл Кашликов.
Третьей премьерой и довольно успешной, стали «Волки и овцы». Знаменитую пьесу Александра Островского поставил Аркадий Кац — замечательный режиссер. Он 25 лет возглавлял Русский театр в Риге, потом стал режиссером Московского театра им. Вахтангова. Наш спектакль был приурочен Году России в Украине. Театр русской драмы имеет национальный статус и хотелось, чтобы русская классика была представлена в нашем репертуаре. Постановка делалась в очень сжатые сроки, но на качестве спектакля это не отразилось. В «Волках и овцах» интересные актерские работы сделали Наталья Кудря (Купавина), Татьяна Назарова (Мурзавецкая), Виктор Алдошин (Чугунов). Успешно дебютировал на нашей сцене молодой актер Вячеслав Николаенко (Мурзавецкий).
Мы поставили странную и сложную, но, на мой взгляд, одну из лучших пьес современной драматургии — «Валентинов день» Ивана Вырыпаева. Пьеса лично мне близка еще тем, что посвящена Михаилу Михайловичу Рощину. Драматург сберег рощиновских персонажей из пьесы «Валентин и Валентина», и исследует их судьбы от 20-летнего возраста до старости. Получилась беспощадная фантазия о том, к чему приходят герои. «Валентин и Валентина» написана Рощиным в 70-м году. В ту пору мы жили с писателем в одном общежитии, в одной комнате, в Москве. Он читал мне отдельные сцены пьесы. Я даже начал репетиции этого произведения в Театре им. Л. Украинки. В спектакле были заняты Наталья Ковязина, Лариса Кадочникова и др. Но не прошло и трех недель, как Минкульт запретил нам ставить спектакль. Наши чиновники от культуры посчитали, что мы ставим «мелкотемье», «опошляем советского человека — строителя коммунизма». Хотя в Москве и Ленинграде, а вскоре и во многих европейских странах пьеса «Валентин и Валентина» шла на ведущих сценах и пользовалась огромной популярностью у зрителя... Зато сейчас Леонид Остропольский поставил спектакль в Театре под крышей — на нашей малой сцене. А открыли мы эту сцену в канун Нового года моноспектаклем «Александр Вертинский», поставленный Евгением Лунченко. Не скрою, администрация театра очень боялась, а примут ли зрители эту работу? Не только тепло приняли, но и практически на спектакль невозможно было достать билеты. Меня радует, что постановку оценили не только молодые зрители, но и старые театралы и те, кто еще помнит самого Александра Николаевича, как он выступал в нашем городе. Отмечают, как тонко сделан спектакль. Через 20 песен Вертинского, исполняемых Лунченко, удалось передать непростую судьбу популярнейшего шансонье, поэта, композитора, артиста.
Под «занавес» мы пригласили зрителей на комедию Рея Куни «Слишком женатый таксист». Спектакль нравится публике также, как и «№ 13» этого же автора. Постановка получилась ироничной, душевной.
— После «...таксиста» в середине театрального сезона Александр Гетманский, исполнивший главную роль, стал «лесинковцем». Довольно неожиданная ситуация.
— Актер перешел в нашу труппу из Театра на левом берегу Днепра. Причем мы пригласили Александра Николаевича на роль. В то время актер был свободен. Но потом в родном театре у него возникли некие шероховатости с руководством, и Гетманский решил перейти работать в наш театр. Важно, что его дебют у нас прошел интересно. Мы получили человека творческого и профессионально оснащенного. Он фанатически любит свою профессию. Я надеюсь, что Гетманский займет достойное место в труппе и будущем репертуаре театра.
— А на каком этапе в настоящее время находится «Корсиканка» Губача, заявленная в начале театрального сезона?
— Уже четыре месяца идут репетиции спектакля, а премьеру все откладываем. То актеры были заняты в одном спектакле, а то в другом. Не хочется повторять найденное у коллег («Корсиканка» идет в театре «Браво» и в Театре на левом берегу Днепра). Кстати, в последнем прекрасно играл роль Наполеона А. Гетманский, но у нас он не занят. У нас в главных ролях Давид Бабаев и Татьяна Назарова. Думаю, что на премьеру пригласим зрителей и критиков в конце ноября или в начале декабря. Пьеса Губача, несмотря не кажущуюся легкость, трудна для постановки. Для нас сценографию сделал Михаил Боровский.
— Очень важно, чтобы этот замечательный художник снова вернулся в Театр им. Л. Украинки. Сорок лет тому назад он был здесь главным художником. Я тогда только начинал свои режиссерские опыты. «Корсиканка» — выбор Боровского. Он придумал интересную сценографию. Она драматична, страстна, скептична. В его сценографии всегда заложен определенный тайный знак. И его нужно вскрыть, взорвать режиссеру, а если это не происходит, то спектакль распадается.
— В театральных кругах просочились слухи, что «лесинковцы» задумали нечто эпохальное, ставя новую версию «Маскарада». Приоткройте завесу тайны?
— Весь наш сезон был выстроен под репетиции лермонтовской драмы «Маскарад». Это действительно будет масштабная работа для коллектива. Спектакль ставит команда из Санкт- Петербурга: Игорь Селин (режиссер), Александр Дубровин (художник), Ирина Лебедева (костюмы). Постановка будет дорогой. Только костюмов шьется 150 штук, очень сложные декорации. Они настолько сложны в эксплуатации, что мы будем играть «Маскарад» по два вечера подряд, чтобы не разбирать декорации. В середине июня я посмотрел прогон спектакля. По-моему, получается довольно интересно, а 26 сентября (уже в следующем сезоне) покажем премьеру. Работа серьезная, глубокая. В спектакле заняты 45 человек. В главных ролях: Валентин Шестопалов (Арбенин), Ольга Олексий и Алина Туник (Нина), Ольга Сумская (Штраль), Роман Трифонов и Иван Марченко (Звездич), Юрий Гребельник (Неизвестный) и др. В спектакле прозвучит замечательная музыка Глазунова.
— А популярный «Вальс» Хачатуряна, написанный композитором специально к драме «Маскарад», у вас будет звучать?
— Нет. Мы не повторяем проторенные пути. У нас в глазуновскую музыку вкрапляется «Вальс- фантазия» Глинки. Режиссер, готовясь к постановке, работал в архивах. Оказывается, Александр Константинович Глазунов свою музыку написал в 1916 г. специально для спектакля Мейерхольда. Тогда Арбенина играл знаменитый актер Юрий Михайлович Юрьев. Композитор написал «Вальс», сам стоял за дирижерским пультом. На одной из репетиций, в перерыве, хитрые и злые оркестранты, вдруг заиграли «Вальс-фантазию» Глинки. Александр Константинович послушал и потребовал дать ему партитуру. Потом вырвал из нее свои ноты «Вальса» и вставил сочинение Глинки.
— Какие спектакли еще появятся в афише Русской драмы?
— Думаю, что заинтересует публику новая работа актрисы и режиссера Ирины Дуки «Немного нежности» Альдо Николаи. Вот собственно, пожалуй, и все, над чем сейчас работает наш коллектив.
— В следующем сезоне новичков собираетесь принимать в труппу?
— Нет. У нас в театре существует Студия молодых актеров. Там молодежь занимается актерским тренингом, сценической речью, пластикой. Лучшие переходят работать в труппу. Но я не могу сказать, что сейчас у нас наблюдается в студии подъем. Скорее кризис. Он вызван тем, что в прошлом году мы очень смело приняли совсем разных студийцев, закончивших театральные вузы, но, к сожалению, они плохо вписываются в наш театр, его природу чувств, его технологию, его этику. Мне жаль, но с некоторыми молодыми артистами нам придется проститься в конце сезона. Пока никого брать не будем. Отрицательный опыт — тоже результат. Он говорит о том, что в студию надо брать по несколько человек одной школы, одного понимания искусства, т. е. одной команды. Возможно, в следующем сезоне студенты IV курса Университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого будут играть для молодежи очень интересную пьесу минского драматурга Андрея Купрейчика «Иллюзион». Этот 25-летний писатель — автор уже 15 пьес. Они идут в разных театрах России. Если спектакль получится, то мы его включим в репертуар нашей малой сцены.
— Летом коллектив Русской драмы будет отдыхать или планируете поехать на гастроли?
— Летом отдохнем, а гастроли проведем осенью. Октябрь — у нас месяц гастролей. Министерство культуры РФ пригласило нас показать спектакли «Насмешливое мое счастье», «Волки и овцы», «Валентинов день» в Москве и Санкт-Петербурге. Далее поедем в Ригу и Мюнхен. В Германию нас пригласили на Чеховский фестиваль. Покажем «Насмешливое мое счастье». В ноябре у нас состоятся масштабные гастроли во Львове (зрители увидят «Каменного гостя» и русскую классику) , а также выступим в Донецке.
Выпуск газеты №:
№121, (2004)Section
Панорама «Дня»