Перейти к основному содержанию

«Країна мрій» — уроки украинскости

14 июля, 00:00

ДЕНЬ ВТОРОЙ

(Окончание. Начало в № 120)

Второй фестивальный день начался, как и первый, с «улицы», подобной тем, которые делал Олег Скрипка. Сюда пришли люди всех возрастов — парами, семьями, группами, компаниями. Красиво одетые — в украинских одеждах разных лет и разных регионов, которые часто удачно сочетались в одном ансамбле. Больше всего молодых: колоритные парни с оселедцами, красивые девушки в вышиванках в сочетании с джинсами — модерн...

Они знакомились, делились впечатлениями от вчерашнего. Первый день был своеобразным аперитивом и разыгрывал аппетит. Затем расходились к разным сценам или шли на улицу мастеров. Здесь можно было научиться рисовать на стекле, расписывать писанки, как и на «улице» Олега Скрипки, посвященной Пасхе. Дай-ка попробую себе, — подумала я. По совету писанкарки Оксаны Билоус на высушенное яйцо наношу специальным инструментом — писачком — линии по воску. А тем временем на пламени подогревается смесь воска и парафина, а тогда ею, собственно, и заправляется писачок. Когда все контуры по белому наведены, кладу яйцо в уксус. Это делается для того, чтобы подготовить его поверхность для дальнейшего разрисовывания. Затем, если должна быть на писанке желтая краска, погружаю в нее. А те узоры, которые должны остаться желтого цвета, с помощью инструмента покрываю воском. А потом по очереди — кладу в зеленую краску, и так же, на элементы, которые оставляю зелеными, накладываю воск, и снова — в красную, синюю, черную краски. В конце снимаю весь воск и получается красивая писанка. Эта техника росписи известна издавна. На писанках часто изображают дохристианские знаки. Например, символ в форме латинской буквы S (его еще называют змеем) считается мужским и символизирует бога подземного огня. По преданиям, он поднимался ввысь, оплодотворял богиню неба и та родила дождем на землю. Традиционно женскими считаются изображения рыбы, существ человеческого подобия... Во многих культурах существует культ яйца как источника зарождения всего живого.

Тут же рядом иду учиться рисовать на стекле старинный украинский архетип — цветок-дерево — у художницы Людмилы Тесленко-Пономаренко. Когда-то делалось столько цветков на сундуках, печи, дверях, сколько людей жило в хате. Этот архетип также вышивали на рушниках.

Люди все больше скапливаются у большой сцены. Вечернюю программу открыла группа «Палац» из Беларуси. Публика сразу проявила свою симпатию — танцевала, подпевала, аплодировала, размахивала белорусским флагом, который был весьма уместным рядом с татарским и украинским. И это было живым проявлением дипломатии, визуальным свидетельством симпатии к своим старым добрым соседям, с которыми у нас никогда не было раздоров. «В нашем репертуаре за четырнадцать лет существования группы много песен, — говорит руководитель группы «Палац» Олег Хоменко. — Но мы выбрали отдельные, которые хотели спеть специально для украинцев — «Україну я об’їхав», «Повернуся на Вкраїну»... Ведь, скажем, песни из Витебска и его предместий вам могут показаться чужими, а полесские, которые собирали во время экспедиции в приграничных селах на границе с Украиной, будут почти родными. Мы не ошиблись. Я тронут, как нас тепло приняла публика! Откуда-то у молодежи отыскался белорусский флаг. Между нами установился контакт, не считая того, что группа открывала вечернюю программу и играла еще при дневном свете. Мы поем только по-белорусски. И украинцы должны петь только по-украински. А по-русски пусть поют россияне. Тогда будем интересны друг другу и всем остальным!»

Известный Энвер Измайлов играл мелодии своего народа — татарские. Интересно, что Олег Скрипка на этом фестивале собрал и гармонично соединил любительские народные коллективы с музыкантами-виртуозами, которые являются достоянием мира — гитарист Энвер Измайлов, бандурист Роман Грынькив. «Кто-то из нас впервые в Украине, а кто-то уже во второй раз, — говорят музыканты финской группы «Spontaani Vire». — Мы почти ничего не знали о вашей культуре, только были знакомы с творчеством непревзойденного Энвера Измайлова, который несколько раз выступал в Финляндии, в последний — на международном татарском фестивале».

«Мандри» выступали очень динамично, у лидера группы Фомы даже порвалась струна на гитаре. Было в этом нечто символическое, из народного творчества, а, может, из сказок, в которых так разбирается Фома. Он пел «мандривские» хиты «Легенду про Іванка та Одарку», «Орисю», «Ой, чий то кінь стоїть», «Ой, Марічко, чічері», и совсем новые произведения, по его словам, специально написанные для этого выступления, — «Коло млину», «Коханочка» и «Несе Галя воду», которую спели в стиле рэгги на украинский лад.

И в завершение вышел Олег Скрипка. Уверенный. Раскрепощенный. Свободный. В его походке, движениях, обращениях на английском к зрителям чувствовалась какая-то особая мощь, та твердыня, что внутренне цементирует человека и делает из него харизматичного лидера. В сопровождении оркестра и фольклорного ансамбля «Божичи» он пел на французском «Tomble de neige», «Махатму» «в эзотерическом стиле», и, разумеется, известные и всеми любимые «Палала сосна», «Голубка», «Галю, приходь», «Їхали козаки», «Весна» и, как он уместно сострил, «эгоцентрическую» «На вулиці скрипка грає». Роковость его музыки не противопоставлялась аутентике, а, наоборот, искала соприкосновение, органическую связь с ней. Музыкант, как всегда, завладел публикой, магнетически на нее влияя. Она безумствовала! Эта многотысячная толпа скандировала: «Украина!». Скандировала в поддержку Олега Скрипки, этого фестиваля, и, убеждена, своей Родины, которая обязательно должна стать страной мечты. «Вэвэшной» песней «Країна мрій» с соло на бандуре непревзойденного Романа Грынькива и закончился первый международный этнофестиваль. «Это был своеобразный урок патриотизма, — сказал Олег Скрипка «Дню». — И украинцы были к нему подготовлены. Мы пережили кризис подросткового наива в осознании себя самих, понимании своего места в мире, и вступили в период зрелости и конструктивного развития».

«День» интересовался впечатлениями о фестивале:

Сашко ПОЛОЖИНСКИЙ, лидер группы «ТАРТАК»:

— Мне здесь очень нравится. Чувствую себя свободным. Хожу, смотрю по сторонам, познаю, открываю, подпеваю, танцую, покупаю диски, дремлю на траве и леплю глечики. На улице мастеров встретил своего одноклассника, мы не виделись лет пятнадцать. Он — гончар, и я напросился к нему в ученики. С его помощью сделал небольшой глечик, с которым носился полдня и в конце концов оставил дома. Товарищ посоветовал занести домой, пусть счастья прибудет.

Наблюдаю за людьми и вижу, что они меняются в отношении к своему, хоть и находятся под давлением чужой массовой поп-культуры — простой, доступной, даже банальной, навязчивой. Мое поколение вполне способно превратить Украину в страну мечты. Очевидно, оно это уже, хотя, возможно, медленно, но все же делает.

Нина МАТВИЕНКО , народная артистка Украины:

— У меня настроение просто фестивальное! Дай Бог здоровья Олегу Скрипке, что его душа открыта для людей. У многих некоторые чувства, наверное, очень личные — любви, гордости, патриотизма, глубоко спрятаны. Но когда звучит украинская песня, эти чувства выходят на поверхность души, овладевают нами. Так будить, волновать, не отпускать может только свое настоящее! Сегодня мы собрались вместе под открытым небом и ощутили, что находимся в эпицентре фантастического события, куда съехались зарубежные гости.

Стоило затевать такое дело, стоило работать над ним, как организаторы работали, — до хрипоты.

Татьяна ЛОГУШ , руководитель литературного конкурса «Коронация слова», Юрий ЛОГУШ , генеральный директор компании «Кraft Foods Украина»:

— Нас поразили размах и качество нынешнего фестиваля! Очень здорово! Говорим так не потому, что хочется сказать комплимент, а потому, что есть с чем сравнивать. Чувствуем личное удовлетворение — душевное, музыкальное, этническое. Горды тем, что умеем себя подать.

Программа участников фестиваля разнообразна и интеллектуально интересна. Давно неравнодушны к кобзарскому искусству, поддерживаем Национальную капеллу бандуристов Украины. Ведь песни кобзарей и бандуристов особенно берут за душу.

Было бы хорошо, если бы это действо стало ежегодным, ширилось по всей Украине — и так себя будем идентифицировать...

Сергей АРХИПЧУК , режиссер Национальной оперы Украины:

— Для меня прежде всего «Країна мрій» — это фестиваль освобождения. Я ощущаю это на физическом и на метафизическом уровнях. Общество не то что нуждается в таких акциях, оно их жаждет.

Поздравил всех организаторов и считаю, что этот фольклорный праздник — большая удача, Господь благословил его. Мне понравилась благородство и глубина Олега Скрипки. Понравились гости. Мы их впервые воспринимали и они были достойны. Часто на фестиваль смотрят как на конкурс и пытаются сравнивать — кто сильнее, кто слабее. А тут чувствовалось, что искусство — превыше всего. Гости приехали без особой экзальтации к нашей стране, но на «Країні мрій» они узнали настоящую Украину, прикоснулись к ее культуре, постигли всю ее глубину... Они увидели вокруг себя освобожденных людей, которые свободно, без демонстрации носят национальную одежду. Я сам когда-то надевал на себя вышиванку, как знамя. А теперь это стало стильно и модно.

Лариса ИВШИНА , главный редактор «Дня»:

— Казалось, инициировать и провести такой фестиваль — это подвиг Геракла. Но оказалось, что у Олега Скрипки такой прочный запас сил, вдохновения и энергии... Он заслуженно вышел на лидерские позиции.

«Країна мрій» в исполнении Олега Скрипки и других организаторов — это Украина — региональный лидер с великой культурой: сильная и независимая, стильная и гостеприимная. Она мне понравилась.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать