Перейти к основному содержанию

Как сделать нашего чиновника уважаемым?

24 июня, 00:00
Вчера в Украине отмечался День государственного служащего. Праздник тех, кто служит государству и украинскому народу. В миру госслужащий именуется проще — чиновник. Всем нам приходится с ними от случая к случаю общаться. И большинство из нас от этого общения не в восторге. К сожалению, аура негатива плотно окружает современного чиновника. Как и что можно изменить? На этот вопрос пытается отыскать действенный ответ не одно поколение чиновничьих клиентов. Одни считают, что все отрицательное от отсутствия у чиновников чувства самоуважения, другие — от небольшой зарплаты, третьи — от некомпетентности и т.д. Причин много. «День» накануне Дня госслужащего попросил наших респондентов ответить на вопрос: Современный чиновник + уважение + авторитет: как это можно совместить?

Юрий ПОЛКАНОВ, ведущий научный сотрудник Крымского отделения Украинского государственного геологоразведочного института, доктор геолого-минералогических наук, академик Академии технологических наук Украины:

— Я думаю, никто со стороны не сделает современного чиновника уважаемым и никто со стороны не сможет поднять его авторитет, если он сам не будет заботиться об этом. Во-первых, сегодня чиновники — полные хозяева жизни. Существует абсурдная ситуация: такое впечатление, что не чиновники существуют для того, чтобы обществу было удобно жить, а все общество существует для того, чтобы прислуживать чиновникам. Конечно, виновато в этом и само общество.

Понятно, нижесказанное касается не всех абсолютно чиновников, есть добросовестные люди, которые честно работают. Но их очень мало. Так вот, дело в том, что, во-первых, авторитет среди людей для современного чиновника вовсе не является ценностью. Неавторитетный у народа чиновник может цениться начальством очень высоко, если он услужливый и исполнительный, буквоед. Сами понимаете, что если некий чиновник хорош для людей и неудобен для начальства, то он долго не продержится. Поэтому из двух вариантов чиновники выбирают служение не народу, а вышестоящему начальству. Вот и «авторитет». Авторитет у людей и отношение чиновника к людям должны быть главным показателем оценки госслужащего. Надо ввести в практику аттестации чиновников такую форму, как анкетирование людей, с которыми он работает, обеспечить абсолютную объективность этого анкетирования, и при оценке профессиональных качеств считать это первым показателем его профессиональной пригодности.

Феликс КОБРИНСКИЙ, председатель регионального представительства координационного экспертного центра Объединения предпринимателей Украины(Одесса):

— У меня с моими коллегами идет давний спор об ответственности наших чиновников. Дело в том, что де-юре она существует. Законодательные нормы предусматривают ответственность чиновника и в Криминальном кодексе, и в Административном. Вопрос в другом: как применяются эти нормы к чиновникам? На мой взгляд, для того, чтобы чиновник стал действительно уважаем, необходимо только одно: лишить его распорядительных функций. Тогда он будет идти в ногу с потребителем, жить его интересами. Чиновнику нужно создать условия, при которых он будет отчитываться и оправдываться перед потребителем его услуг, почему и как он что-либо сделал. То есть поставить все, наконец, с головы на ноги. Со временем у граждан появится соблазн воспользоваться преимуществом контроля над чиновником. Возникнет нормальная для развитого гражданского общества ситуация, при которой граждане отслеживают использование делегированных власти полномочий, контролируют ее и проверяют ее исполнителей.

Кроме того, должны быть четко определены не только полномочия чиновника, но и пределы стоимости его услуг. Моими коллегами в Киеве в свое время был разработан документ, в котором просчитывалась стоимость административных услуг власти. В стоимость любой справки должна входить только цена ручки, бумаги и человекозатрат. Не более того. То есть та бумажка, которая обходится сегодня гражданам в 120 гривен, на деле должна стоить не более двух гривен. Исключая все дополнительные поборы, будь то на «строительство» собора, дороги или чего-нибудь другого. Любое отступление чиновника от установленных тарифов должно караться уголовной или административной ответственностью. Над его столом, как в магазине, должна висеть надпись: «Клиент всегда прав». Тогда «чиновник-столовладелец» научится улыбаться гражданину, хотеть что-то для него сделать.

Валерий КАРЛИН, директор совместного предприятия ИТЦ «Энергосбережение» (Житомир):

— Нужно установить государственным и коммунальным чиновникам большую заработную плату, чтобы они не были заинтересованы во взятках с риском потерять хорошую должность. Так, оклад начальника отдела в горкомунхозе 350 гривен — разве это пристойная зарплата? Также должно быть четко урегулировано законами наказание за взяточничество и другие должностные злоупотребления на государственной службе. К сожалению, у нас законы противоречат друг другу, да еще и половина законов вообще не действует. И сами чиновники действуют по принципу: хочу — исполняю закон, а не хочу — игнорирую. Обращения к разным управленческим структурам могут там крутиться по несколько месяцев и не рассматриваться по существу. Нужно, как минимум, в два раза уменьшить количество промежуточных звеньев в этих структурах, стимулировать воспитание и самовоспитание чиновников, которые, к сожалению, унаследовали «совковые» традиции, впрочем, как и многие из рядовых граждан, не привыкшие решать свои проблемы с чиновниками через суды. Хотя и юридическая компетентность судей часто находится на низком уровне, в чем я имел возможность убедиться на собственном опыте. В общем так, как мы живем в этом плане, жить нельзя, но я не знаю, удастся ли это изменить в ближайшем будущем. Здесь я убежденный пессимист. И я не верю — будет президентом Ющенко, Янукович или Кирпа, или кто- то другой, что ситуация изменится к лучшему.

Артем БУЛГАКОВ, просто чиновник (Донецк):

— На сегодняшний день основная проблема госслужбы в Украине — это недостаточное бюджетное финансирование. Обычный работник государственного учреждения получает в среднем около 400 грн., а с такой зарплатой тяжело обеспечить себя и тем более свою семью. Это частенько заставляет служащего изыскивать иные пути получения средств к существованию: например, использовать свое служебное положение с целью получения взятки, что и рождает первую волну негатива, сопровождающего образ чиновника.

Более того, есть и второй — психологический — аспект нехватки средств. Он ведет к постепенному освобождению в госслужбе множества вакансий, которые истинные профессионалы занимать не хотят, — не устраивает оплата. Вот и получается, что уже изначально на службу идут либо непрофессионалы, которые знают, что на более высокую зарплату они просто «не потянут», либо те, кому госслужба выгодна с каких-то иных позиций. В обоих случаях о компетентности речи быть не может.

С другой стороны, если у работника появляются некие рациональные предложения или он хочет как-то усовершенствовать свою работу, начальство и более опытные коллеги зачастую принимают это неохотно — по принципу: «Кого ты вздумал учить?!». С таким отношением, даже если человек приходит на службу государству специалистом, со временем он постепенно превращается в традиционного чиновника, усвоившего один обидный принцип: «Мои усилия никому не нужны. Ради чего стараться?»

Все это выливается в достаточно высокую степень озлобления, которое чиновники и выплескивают на окружающих.

Валерий ПРЕДБОРСКИЙ, доцент Хмельницкого государственного университета:

— Чем лучше чиновник будет обеспечивать права гражданина, тем больше хлопот доставит своим коллегам, тем больше ресурсов на эти цели потратит государство, тем меньше их останется чиновничьей братии. Причем чем важнее для гражданина дело, тем больше у чиновника шансов получить дополнительную мзду в частном порядке. То есть действует принцип обратной пропорции интересов чиновника и гражданина.

Что касается авторитета чиновника, то эта проблема решается прежде всего нормативными государственными документами, определяющими компетенцию и права служащего. А вот с уважением к чиновнику — сложнее. Это — эмоциональное восприятие чиновника рядовым гражданином. Оно может стать более благосклонным, если чиновник будет внимателен, доброжелателен, уважителен к человеку, обладать всеми необходимыми знаниями нормативных документов, способностью самостоятельно и грамотно принимать решения и не перекладывать свои функции на других. Причем власть и денежное вознаграждение чиновника должны быть пропорциональны. Чем меньше соблюдается данное отношение, тем больше стимулов для использования чиновником власти в целях наживы.

Из своего личного опыта могу отметить, что уважительное отношение у меня сохранилось к тем чиновникам, которые оказались либо родственниками, либо добрыми знакомыми, либо людьми, с которыми удавалось найти взаимопонимание после неоднократных встреч, причем не было никаких поборов.

Таисия ОЛИЙНЫК, студентка одного из винницких вузов:

— Несмотря на все неуважение и осуждение чиновников, все же немало людей, даже среди выпускников вузов, не против попасть на государственную службу. Все-таки «манят», пусть относительная, но стабильность, возможность карьерного роста, связи, знакомства и, в конце концов, государственная пенсия. Однако, насколько мне известно, в других странах, в тех же Штатах, госслужащие получают мало, и никто не хочет быть клерком. Нашим чиновникам, наоборот, нужно платить не просто много, а столько, чтобы хватало на пристойную жизнь, развлечения и отдых. И в то же время ввести жесткий контроль относительно взяточничества, который предполагал бы увольнение с работы с лишением права дальнейшего трудоустройства на госслужбе. Сейчас, на мой взгляд, самая большая проблема, из-за которой не уважают чиновников, — взяточничество и излишний бюрократизм. Если с первым можно бороться жесткими санкциями, то бюрократия, которая появилась еще в шумерской культуре, процветает и до сих пор и, по-видимому, никогда не исчезнет.

Галина МАМУШЕВА, бухгалтер частной фирмы (Луганск):

— Сегодня чиновников уважать часто бывает не за что. Бюрократизм, черствость, формализм, невнимание к нуждам людей — с этим приходится сталкиваться, когда обращаешься к государственному человеку и по работе, и по личным вопросам. Особенно неприятны спесь и высокомерие, которые позволяют себе чиновники. Зайдешь в кабинет, а на тебя смотрят, как на надоедливого просителя, который отвлекает от важных дел. Забывают, что они назначены на свои должности для народа, а не народ для них. Конечно, это касается далеко не всех. Мне приходилось работать с очень уважительными, внимательными, высокопрофессиональными специалистами. Кстати, чем компетентнее человек, тем больше он уважает профессионала и в своем собеседнике. Когда попадаешь на прием к чиновнику, почти сразу можно определить, настроен ли он решать вопросы или сделает все, чтобы затянуть дело. Тогда выдвигаются нелепые требования, какие-то запутанные, не предусмотренные нормативами и законами условия. Становится понятно, что речь идет о скрытом, а иногда и совершенно открытом вымогательстве. Порой чиновник ведет себя так, как будто он делает тебе личное благодеяние, одолжение, а не выполняет свои обязанности.

Добиться уважения к чиновнику постановлениями невозможно. Сегодня уже никто не будет уважать человека только за его должность, за то, что он — государственный служащий. Только своей компетентностью, настроенностью на деловое решение вопросов чиновник может снискать уважение к себе. Думаю, что и регулярная «чистка» чиновничьих рядов могла бы помочь. А то у нас человек попадет один раз в обойму, и уже на всю жизнь получает право из нее не выпадать, как бы плохо он ни работал.

Я знаю, что многие сегодня хотели бы быть государственными служащими. Это понятно: зарплата гарантированная, пенсия начисляется по значительно более привлекательным условиям, чем всем остальным. Есть у меня знакомые, которые всю жизнь бумажки перекладывают, а потом чувствуют себя неплохо на пенсии. Но у многих чиновников работа действительно трудная, сложная, требующая больших знаний, готовности принимать решения, нести за них ответственность, и они достойны уважения за свой труд — при условии, что выполняют его достойно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать