«Знак для всех нас»
Руслана: Никуда не нужно ехать. Всего можно добиться дома![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040526/490-8-1_0.jpg)
Препарировать победу, когда еще слышны звуки фанфар, сложно, но это единственная возможность узнать ее составляющие, поучиться побеждать тем, кто пойдет дальше, следом за Русланой, — поднимаясь на сцену, вычисляя интегралы, строя и прыгая с шестом… Нет разницы. Значение имеют лишь настойчивость, трудолюбие и вера в себя. Можно, конечно, объяснить собственный неуспех тем, что, дескать, мне не повезло, а вот ей повезло — досталось море разливанное успеха… Досталось. Как досталось море крови и пота. Осознание последнего важно в той же мере, в какой важна, просто необходима была всей Украине победа Русланы Лыжичко. Причем именно сегодня, когда многие растеряли свои надежды. Это был как глоток воздуха, как совет — вздохни поглубже, счастье так возможно! Всего- то и дел, что несколько шагов!
ШАГ ПЕРВЫЙ. ДЕТСКИЙ
Первым педагогом Русланы была Леся Селистра. Во Львове все мамы, чьи дети мечтают о сцене, знают эту энергичную женщину, чей ансамбль «Счастливое детство» пестует таланты не одно десятилетие. Руслана, как и Юля Юнакова, Инесса Братущик, Наталка Карпа тоже была еe ученицей. Девочка пела на правительственных концертах в Киеве. А вместе с ансамблем «Улыбка» ездила в Москву на запись «Веселых ноток». Четыре маленькие львовянки очень понравились телезрителям, и те написали столько восторженных писем, что «Улыбку» пригласили в Москву во второй раз. Тогда вместе с Русланой пела Ира Пидлыпная, позже известная как Ирчик из Львова. Теперь она живет в Америке, ибо в реализацию своего таланта у нас не верила…
У ансамбля, которым руководил Аркадий Кузин, в те годы был автобус, поэтому была и возможность много ездить, выступать. Три раза в неделю Руслана бежала на репетиции, дважды в неделю — на концерт. Так что время своe она научилась ценить еще в детстве.
Как рассказывает отец Русланы Степан Лыжичко, летом она приезжала к бабушке Ганне в село Конюшки под Рогатином, где когда-то, как гласит поверье, Данило Галицкий имел свои конюшни и менял при долгих переездах лошадей. Село, помнящее о своих корнях, было песенное, неунывающее, но и там Руслана задавала тон, обращаясь «к своей концертной деятельности». Брала в руки качан кукурузы, собирала гурьбу детей и распевала, закутавшись в бабушкин платок, как в длинную юбку.
Свой голос Руслана получила, наверное, по наследству. В роду и по линии матери, и по отцу были и есть родственники с хорошими голосами. Но до Русланы особо выделить можно было прапрадеда, который служил в церкви и на одном из конкурсов был признан во Львове лучшим среди дьяков.
В школе, хоть и училась не на «отлично», но отличалась старательностью. Расхаживала по корридорам с гитарой в руках. Пела на всех вечерах, торжественных мероприятиях, бренчала, сидя во дворе на лавочке возле школы, и, естественно, этим притягивала к себе внимание сверстников.
— Она как будто всегда знала, что есть главное, а что второстепенное. Так вот, первостепенным всегда для неe была песня, — говорит учительница английского языка Львовской средней школы № 52 Вера Иосифовна Опалинская. — Цельность в ней была несомненная и раскованность тоже. Тогда еe, быть может, и журили порой… Но ведь это еe яркая индивидуальность не давала становиться в строй. А уж когда я услыхала, как Руслана поет на английском, словно на родном, то была очень довольна. То, что не взяла в школе, добрала со временем, уже будучи взрослой. Молодец!
ШАГ ВТОРОЙ. ВЗРОСЛЫЙ
После школы Руслана поступила в консерваторию. И хотя, как признаются сегодня педагоги, могла бы и пианисткой стать, и классику петь, но выбрала иной путь. И моталась с концертами по Дворцам культуры, и принимала участие в сборных концертах, солянках средней руки, и… в общем, все было, как у всех. Сказать можно и так, а можно и иначе. Например, к огромному счастью, с ней всегда была мама, которая и в районные центры с ней ездила, становясь на это время парикмахером, стилистом, костюмершей, и в трудные минуты поддерживала. В Стамбуле за три дня до финала дала обещание не есть. А может быть, ничего от волнения и в рот взять не могла? Но, смотрите-ка, как шутят сейчас, — помогло!
Однако самой большой удачей считают все окружающие встречу с Сашей Ксенофонтовым. (Да простит такую вольность Нина Аркадьевна.) Кто помнит группу «Клуб любителей чая»? Кстати, очень приличная группа, так вот Саша там пел. Познакомились они на студии звукозаписи, Руслана поразила Ксенофонтова своеобразностью и солнечностью одновременно. Они поженились очень быстро после знакомства и никогда об этом не жалели. Уже вместе боролись за победу на «Славянском базаре», работали над проектами, которые один за другим удивлял сначала Галичину, а потом и всю Украину.
Когда-то, лет десять назад, я делала для одной из львовских газет «Площади Рынок» интервью именно об их семейном союзе. И думала: это хорошо, что они такие разные, или плохо?
«Ксенофонтов спокойный, уравновешенный, его невозможно вывести из себя, подбить на какую- нибудь провокацию в виде — прокатиться в аэропорту на тележке или дорожке, доставляющей груз… Да, они разные по энергетике, но они и очень похожи — потому что единомышленники, у них мировосприятие одинаковое, — резюмирует сегодня Ирина Мазур — автор и постановщик концертной программы Русланы «Дикие танцы». — Я не могу найти среди своих знакомых подобных отношений. Редкостные отношения. Наверное, про такие пишут книги и снимают фильмы. Это не просто любовь, это две половинки целого. Только рядом с таким человеком можно жить на таком накале. Как было в Стамбуле? — отработали репетицию, а там это выглядело как полновесный концерт, Руслана дала еще 15 — 20 интервью, и на утро — мы мертвые, а Руслана: «Да бросьте, поднимайтесь, ничего страшного!»
Очень быстро восстанавливается. Может, потому, что не ест мяса, жирного, жаренного. Не пьет кофе, не курит, очень мало употребляет алкоголь, редко когда выпьет вина или пива. Ходит в тренажерный зал, плавает. Когда писался альбом, могла позвонить в три часа ночи. Я сначала срывалась, а потом привыкла.
Удивительно, что никогда не сказала мне: «Упрости танцы, чтобы балет меня «не забивал». Наоборот, мы должны максимум выложиться и показать все, что можем. Она и сама за последний год растанцевалась удивительно, поэтому и еe танец воспринимается зрителями восторженно».
Но то, что говорят о еe трудолюбии друзья, наверное, половина правды. Потому что им со стороны, и особенно применительно к себе, видны затратные усилия, а для Русланы это не труд, это — дыхание. Поэтому еe не жалеть нужно, а скорее восхищаться и Бога благодарить за то, что послал еe худенькому телу столько жизни. А еще за то, что позволил не быть похожей на иных звезд. Она спокойно может выпить пива с монтажником сцены, и как- то давно призналась журналистам, что когда станет звездой солидного уровня (а те сетовали, что очередная залетевшая во Львов звезда потребовала «Мерседес» высочайшего класса), не станет требовать крутых машин от встречающих, а однажды обязательно въедет в родной город на фире с сеном. Одета будет в джинсы и кепку. Будет смотреть в небо и петь песни!.. Пожалуй, для большинства звезд такая мечта и по сути своей, и по форме — непостижима…
ШАГ БЫСТРЫЙ И РЕШИТЕЛЬНЫЙ
То, что Руслана подчеркивает вклад и благодарит свою команду, — делает не ради красного словца. А потому что хорошо понимает, как сказала Ира Мазур, «короля делает его свита». А свиту она получила первоклассную. Как только решила выступить на «Евровидении», позвонила Роксолане Богуцкой и сказала: «Нужны костюмы, и эти костюмы должны получиться очень дикими. Меня не интересуют затраты, только результат, и попадание должно быть в десятку».
Богуцкая рассчитывала, что у неe есть время на раздумья, но опять раздался звонок — 17 марта нужно отснять клип, осталось всего пять дней… Из мастерской не выходили сутками, стук стоял, как в кузне. 10 человек набивали пояса, нарукавники, сапоги. Все делалось по энциклопедии, историческим монографиям, благо, перед этим заказали мастерам точные копии крестов, пряжек и различных гуцульских мелких украшений. Гуцулы использовали в своей одежде много металла, но должна была получиться этника, переплетающаяся с милитари. То, что получилось, вызывало в Стамбуле удивление и огромное желание сфотографироваться, если не с Русланой, то с кем- нибудь из танцоров.
Богуцкая призналась, что «купилась» все так аврально сделать только потому, что была уверена — потом удастся что-то переделать и доделать. Однако ничего не пришлось менять. «Я всегда старалась, но в эти костюмы, скажу, вложила душу».
Наверное, не было бы такого удивительного успеха, если бы Богуцкая и Мазур не работали с Русланой прежде, не знали досконально характер Лыжичко и не понимали, что от романтики ей нужно отойти, а добавить агрессивности и силы.
Автором проекта, как и указывалось в наградных документах, была Ирина Мазур, ставшая после «Евровидения» заслуженной артисткой Украины. Она задумала стиль, танец, который должен был быть интересен для пресыщенной старушки-Европы. (Хотя многие утверждали, что именно это будет ей и не интересно.) В этом направлении, как считает Ирина Мазур, нужно и развиваться — синтезе национальной ритмопластики с элементами джаза и вкраплениями уличного танца. «Мы старались не перегрузить автентикой, не перегнуть. Развить имидж диких (не одичавших, подчеркиваю) людей, свободных и энергичных».
Руслана в этом стиле написала песню, аранжировала еe на своей студии, причем трижды переделывала аранжировку, пять раз — припев…Теперь многие называют гениальной идеей устройство мощнейшего тура по 15-и странам Европы. К этому подтолкнули стратегические склонности Ксенофонтова, способность точно и спокойно все просчитать. То есть, чтобы решиться «на такую дикость», нужно было всем четверым (Руслане, Ксенофонтову, Мазур и Богуцкой) собраться вместе, и каждый по-своему должен был проявить свой талант. Помните, что говорят о счастье мудрецы, — оказаться в нужном месте, в нужное время. А я еще б добавила — с нужными людьми.
«Евровидение», как утверждают посвященные, в некоторой степени конкурс политический, и на этот раз должна была по всем показателям победить Сербия и Черногория. Но победила украинская певица. Кстати, очень многие в этом году делали ставку на этнос, а точнее, — на стилизованный этнос. То есть тактически певцы делали то же, что и Руслана. Но в еe харизме было столько созвучия сегодняшнему дню, столько азарта, веры, что она разрушила все планы и намерения.
Сегодня все почему-то забыли, что еще несколько дней назад высказывались весьма иронично по отношению к Руслане и еe проекту, что никто и грошика не дал на его раскрутку, но зато сейчас — все стали еe друзьями. Да, она одним махом (если это можно так назвать) стала народной артисткой. Ее персональный сайт последнее время перегружен. Не выдерживает сервер, потому что в сутки по Интернету к ней обращаются не мене 50 тысяч поклонников. Еe пластинки нельзя купить.
Но она (еe команда!) сделала еще одну непостижимую вещь. Главную вещь. Не так давно в газетах опубликовали исследование, что украинский язык — третий по пользованию в Европе, среди языков стран, которые к европейскому содружеству не относятся. Без ложной скромности, где он звучал? На базарах, в дешевых лавках, на стройке и на кухне, потому что на нем говорят люди, приехавшие в Евросоюз делать самую тяжелую, грязную и не очень престижную работу. Руслана же в единый миг сделала украинский из языка заробитчан — языком Победителей!
В ПРЕДДВЕРИИ СЛЕДУЮЩИХ ШАГОВ
— Что ты будешь делать завтра?
— Завтра я уже улетаю. Ведь начинается неимоверно сумасшедшее движение. Самое малое, на год у меня расписаны все концерты, мероприятия, акции… Сейчас нам нужно лишь набраться здоровья, чтобы все выдержать. Но я думаю, что все выдержим. Ведь сейчас Европа хочет подтверждения той силы, которую мы продемонстрировали в Стамбуле. Признаюсь, я настолько во время вручения приза «Евровидения» была в эйфории, что держала тяжеленный приз одной рукой почти пять или даже десять минут над головой. Потом, когда мужчины взяли его в руки, то не понимали, как мне удалось держать так долго приз, который весил не менее 15 килограммов? В один момент мне стало очень тяжело его удерживать, еще чуть- чуть — и он бы выпал из рук. Но тогда я себе сказала: «Держи, потому что сейчас все должны видеть Украину сильной!»
Мне приятно было, что очень многие люди за границей, мои соотечественники, вынужденные искать лучшей доли, подходили ко мне и говорили: ты — наша, ты должна соединить украинцев во всем мире. Я счастлива, что меня поддержала моя земля, простые люди, и постаралась все сделать, чтобы победить. И мне очень хочется, чтобы вы написали, передали мои слова: никуда не нужно ехать, всего можно добиться дома!
— На прошлом конкурсе Александр Пономарев занял 14-е место, а ты стала первой, возможно, что-то удалось учесть, преодолеть?
— Я поверила в себя. У Саши этого не было. Ему казалось, что нужно обратиться ко всем специалистам Европы, и они сделают это лучше. Я тоже прошла этот путь, но мне хватило ума отбросить всех «понтовых» аранжировщиков, которые пишут не всегда качественные песни. И просто решила поверить в свои силы — сесть и написать самой для себя. Если б Сашко написал такую душевную песню, какие он поет и какие заставляют трепетать сердца многих людей, то, думаю, он бы тоже победил. Я считаю, что просто не стоит надеяться на других, а надо до конца надеяться на себя.
— А как ты считаешь, каким должен быть певец, который следующим будет представлять Украину на конкурсе «Евровидения»?
— Ой, не хочу об этом сейчас говорить. Потому что это сложно и, возможно, будет неправильно. Мне б только очень хотелось, чтобы сейчас покатилась по Украине волна новых имен. Очень много исполнителей боятся делать какие-то шаги, потому что думают, что это сумасшедшие деньги, что это нереально, и приводят в пример Ирину Билык, которая вынуждена петь по- русски, чтобы зарабатывать. Или Пономарева, который начал петь на английском языке тоже с этой же целью. Но все эти суждения нужно немедленно развеять. Особенно это важно для Львова. Потому что всегда Львов дарил музыкантов мирового уровня. Я вообще считаю, что Львов в этом вопросе доминирует, в частности, в музыке. Вспомним Крысу, Башмета, Ивасюка, Колессу, Билозира и так далее. Если бы сейчас была вспышка новых имен и если бы на следующем «Евровидении» было представлено новое имя, возможно, и без опыта и необходимого профессионализма, но это было бы такое дикое украинское сердце, которое бы верило и именно своей верой сломало бы все стены на пути. Я бы хотела, чтобы на следующем конкурсе от Украины был именно такой человек — абсолютно уверенный в себе, сумасшедший.
— По вашему мнению, Украина способна на достойном уровне провести «Евровидение», что для этого нужно сделать?
— Конечно, способна. Я вообще думаю, что эта победа — знак для всех нас. У нас очень много украинцев, которые побеждают в различных состязаниях, в частности, спортивных. То есть нам побеждать не так уж и сложно. Я считаю, что уровень менеджмента и уровень осознания того, что мы профессионально должны и можем это дело в Украине осуществить, уже настал. Считаю, что просто нужно к делу подойти очень эмоционально, с душой. Думаю, касательно техники и профессионализма у нас никаких проблем не будет. Главное — создать команду. И чтобы сейчас не начались, в связи с выборами, какие-то «нюансы». Вот только этого я боюсь.
Выпуск газеты №:
№90, (2004)Section
Тайм-аут