На пути к капелланству
Сейчас в Киеве проходит V Международная христианско-военная конференция под названием «Христианско-военное движение и душпастырская опека военнослужащих в Украине». В конференции участвовали духовные лица нескольких христианских церквей и конфессий, а также представители Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел, Государственной пограничной службы, Министерства чрезвычайных ситуаций и других государственных институций. Активную роль в организации конференции играл Госкомитет по делам религий КМ Украины, Всеукраинская общественная организация «Объединение христиан-военнослужащих Украины» и Всеукраинское межконфессиональное религиозное христианско-военное братство. Устав международной конференции предоставили гости из-за рубежа — из США, Канады, Германии, Великобритании и России.
На конференции живо обсуждались различные аспекты одной проблемы — душпастырской службы людей церкви в военных подразделениях разных родов войск и различных министерств и ведомств. Разговоры на эту тему ведутся уже много лет, однако до полного решения всех вопросов, по-видимому, еще далеко. Между тем, сотрудничество Церкви и Государства имеет в Украине долгую историю. Так, «Повесть временных лет» под 1111 годом рассказывает, как русские князья двинулись на половцев: «Впереди войска ехал князь Владимир и приказал попам петь тропари и кондаки креста честного и канон Богородицы… И спасение Бог дал людям своим».
Сегодня как военные, так и духовные люди пытаются возобновить тысячелетнюю традицию. Это тем более актуально, что постоянно увеличивается доля верующих солдат и офицеров. Президент Всеукраинского межконфессионального религиозного христианско-военного братства Сергей Лысенко отметил, что потребности военных в церкви имеют разные истоки, такие, в первую очередь, как отсутствие четкой патриотической парадигмы и желание заполнить духовный вакуум. Не последнюю роль играет и тот фактор, что сегодня религиозная форма сознания считается в обществе престижной, что перекинулось также на армию.
Несмотря на то, что институт капелланства так или иначе развивается, он уже занимает заметное место в армии, его духовный и воспитательный потенциал до сих пор не использован. В первую очередь, по той причине, что до сих пор совершенно отсутствует нормативная база, уставные обязанности как военных, так и духовных людей в процессах сотрудничества. Не отражено такое взаимодействие также в уставе, который не только тормозит, а иногда и искажает саму идею капелланства. Ведь бывают случаи, когда из-за отсутствия уставной регламентации все решают конфессиональные преференции высших чинов — они открыто содействуют присутствию в своих подразделениях какой-то одной церкви, а все другие строго запрещают. Что, конечно, создает атмосферу конфликтов, напряжения. Бывает и хуже, когда высокие чины, совершенно безразличные к вере, руководствуются в своем выборе исключительно политическими факторами, тогда как сами, по словам архиепископа Львовского и Галицкого Августина, и «Верую» не знают.
Главные проблемы душпастырства определил в своем выступлении председатель Госкомитета по делам религий господин Бондаренко. По его словам, два таких очень важных общественных института, как армия и церковь, обязательно должны нормально сотрудничать, тем более, что уровень религиозности в стране растет (сегодня в Украине зарегистрировано около 30 тысяч религиозных организаций) — духовное лицо общества радикально меняется. Но настроения политической элиты неоднозначны — многие из них считают, что церковь и государство не должны контактировать и сотрудничать, тем более, что прежние формы сотрудничества давно утеряны. Немало осложняют взаимодействие армии и церкви межконфессиональная напряженность, имеющая место в современной церковной жизни страны. Однако несмотря на все некоторые церкви, например УПЦ, заняли, по словам господина Бондаренко, весьма активную позицию и находят формы и методы успешной работы с военными. Это участие в торжествах, освящение храмов, духовная опека новобранцев и тому подобное.
По мнению председателя Госкомрелигий, сегодня наиболее насущной задачей является создание правового поля, формулирование и принятие соответствующих критериев и рекомендаций для сферы национально-патриотического воспитания военнослужащих на основах традиционных христианских ценностей.
Стоит отметить, что сегодня в душпастырской работе в армии участвуют только некоторые христианские церкви. Это православные, греко-католики, римо-католики, баптисты, пятидесятники, адвентисты Седьмого дня, украинские лютеране. В своем сотрудничестве они стараются опираться на слова блаженного Августина: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, и во всем — любовь». Это, конечно, весьма трогательно, учитывая острые межконфессиональные противоречия, однако не стоит забывать, что армия состоит из сторонников почти всех существующих в стране конфессий, и не только христианских. К сожалению, эта сторона проблемы обсуждалась на конференции недостаточно конкретно. Что весьма опасно, тем более, что между разными церквями нет согласия и в отношении методов работы духовенства в армии.
Кое-кто считает, что будущий закон об армейской душпастырской службе должен определить место капелланов в военных структурах — их чины, обязанности, заработную плату. По мнению других участников конференции, такой подход лишит духовенство независимости, сделает его послушной частью офицерского состава, чем-то наподобие бывшего политрука, долгом которого является выполнение приказов командования. Такое мнение высказал, в частности, представитель УПЦ КП протоиерей Димитрий Садовьяк, проректор Киевской духовной академии, доктор теологии. Он сделал акцент также на том, что армия не должна стать сферой прозелитизма — полем «борьбы между церквями за души». Особенно в том случае, когда некоторые церкви отнюдь не заинтересованы в патриотическом воспитании военных. Тогда как «народ и церковь должны быть в единстве».
Подводя итоги, можно сказать, что церковь и государство в проблемах капелланства прошли еще только часть долгого пути навстречу друг другу. Это понятно — весьма нелегко налаживать духовную миссию церквей в условиях полного отсутствия соответствующей законодательной базы, которая бы полностью учитывала основные положения Конституции Украины относительно свободы совести. В частности, что «каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания». Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… Никто не может устанавливать обязательных убеждений и мировоззрения. Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, к изучению религии». Все это должно прямо касаться каждого солдата.
Еще одной преградой для нормального сотрудничества между военными и людьми церкви является, безусловно, недостаточное финансирование вооруженных сил, ведь капелланство нуждается в финансировании: на сооружение храмов, духовную литературу, соответствующую подготовку офицеров, а также — на плату самим капелланам и обустройство их семей. Немалым сдерживающим фактором являются и острые межцерковные конфликты, все еще существующие в нашем обществе. Военные, командование отнюдь не желают переносить эти конфликты в армию.
Выпуск газеты №:
№82, (2004)Section
Панорама «Дня»