Перейти к основному содержанию

Цена бесплатной медицины

28 апреля, 00:00
В последнее время на Министерство здравоохранения обрушивается немало критики. Сначала неожиданно возник конфликт с Глобальным фондом по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Организация-донор довольно резко и недвусмысленно высказалась по поводу того, что Минздрав не оправдывает возложенных на него надежд. Потом — проверки Генпрокуратуры и Счетной палаты, обвинения министерства в нарушении антимонопольного законодательства и неэффективном использовании бюджетных средств на подготовку медицинских кадров.

Как раз с обсуждения последнего инцидента и началась беседа «Дня» с министром здравоохранения Андреем ПИДАЕВЫМ.

— Обеспокоенность Счетной палаты кадровой ситуацией вполне понятна. Только я не могу согласиться с тем, что в министерстве отсутствует система планирования и прогнозирования подготовки медицинских кадров. Как раз наоборот — в отличие от других центральных ведомств, нам удалось сохранить систему взаимодействия с региональными управлениями здравоохранения. И именно на основании их потребностей, мы формируем объемы госзаказа. Действительно, как утверждает Счетная палата, мы бы могли готовить больше специалистов «не контрактников», тем самым улучшив качество «конечного продукта». Но для этого нам нужно соответствующее финансирование.

Учитывая недостаточные объемы расходов на подготовку специалистов, высшие медицинские учебные заведения вынуждены были вводить контрактную форму обучения за счет средств юридических и физических лиц.

Что же касается замечаний Генпрокураруры по поводу работы тендерного комитета, то они позволяют нам по-новому посмотреть на организацию своей работы и не повторять ошибок в будущем. Согласно законодательству, предложения, выносимые на заседание тендерного комитета, проходят предварительную экспертную оценку, над которой работают группы специалистов различного профиля. Когда речь идет о приобретении либо лекарств, либо медоборудования — то, каким оно должно быть, в каком объеме и какого качества — могут ответить только квалифицированные специалисты. Поэтому на каждое заседание тендерного комитета мы обязательно приглашаем экспертов. Кроме того, почти все заседания тендерного комитета проходят с участием народных депутатов, в состав тендерного комитета также входит представитель СБУ. Генпрокуратура говорила о якобы безосновательном продлении Минздравом сроков тендерных поставок. Я хочу подчеркнуть: действующее законодательство не определяет каких-либо сроков поставок, поэтому никаких нарушений мы не допускали. Да, часто победители торгов просят продлевать с ними контракты. Но при этом решения принимаются после тщательного коллегиального обсуждения. Конечно, мы вправе после каждого формального невыполнения условий, разрывать всякие отношения с участником торгов. Тем более, формальные основания для этого у нас есть. Но мы помним: за каждым нашим решением — жизни людей. Начало новой процедуры занимает минимум 42 дня, и неизвестно, чем в итоге она закончится. Главное — не допустить неоправданной волокиты в процессе, необходимо более взвешенно относиться к тендерным процедурам, разным формальностям, и принимать решение только после всестороннего изучения всех обстоятельств дела, поэтому обвинять нас в предвзятости к кому-либо не стоит.

— А как насчет «игры в конкурентную среду»? Ведь именно так охарактеризовала Генпрокуратура ситуацию на отечественном фармрынке. Кроме того, подобные высказывания звучали от производителей и дистрибьюторов лекарств после появления проекта «Правил торговли ЛС» и приказа, запрещающего реализацию дезинфицирующих средств, которые не прошли государственную регистрацию?

— «Правила торговли лекарственными средствами» — пока лишь проект.

И чтобы сделать его максимально продуманным, мы вынесли его на публичное обсуждение. Поверьте, никто не собирается брать на себя смелость определять: кому торговать лекарствами, а кому — нет. Просто мы хотим, чтобы потребитель, придя в аптеку, мог купить не фальсифицированное и не просроченное лекарство. А не гадать: где оно у них лежало в тридцатиградусную жару. Реакция же на приказ о средствах дезинфекции была вполне прогнозируема. Практически также эмоционально в свое время восприняли введение процедуры обязательной государственной регистрации лекарственных средств. Хотя благодаря ему, был поставлен заслон фальсификатам, которые ввозились в Украину.

— Как развиваются взаимоотношения с Глобальным фондом по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией? В начале года было сделано немало смелых заявлений как со стороны Минздрава, так и организации-донора. Теперь же, похоже, эта тема забыта.

— В настоящее время проект возобновлен, согласован перечень препаратов, которые будут закуплены в ближайшее время, и региональные центры готовы приступать к лечению. На сегодняшний день за счет госбюджета антиретровирусными препаратами (терапия для ВИЧ-инфицированных и больных СПИДОм) обеспечены 137 человек. Вместе с тем Украина в ближайшее время планирует начать собственное производство препаратов, что позволит вдвое-втрое снизить на них цены. Таким образом, могу сказать однозначно: с помощью международных организаций или без них Украина лечила и будет лечить ВИЧ-инфицированных и своих больных СПИДом.

— На итоговой коллегии вы более 40 минут говорили о реформах. В то же время эксперты утверждают, что многое из запланированного просто невозможно осуществить по причине украинского законодательства. В частности, согласно ст. 59 Конституции количество медучреждений нельзя сокращать, а значит, запланированные новации могут оказаться незаконными. Что, на ваш взгляд, все же реально осуществить и когда можно будет увидеть результаты?

— Реформирование системы здравоохранения в том виде, в котором оно было предложено на коллегии, носит характер эволюции, а не революции. То есть никто не собирается просто брать и сокращать. Одно из главных направлений — перейти от администрирования и содержания подведомственных медицинских учреждений к договорным отношениям между покупателем и поставщиком медицинских услуг.

Договора будут заключаться между органами местной власти (или центральными больницами) и поликлиниками, стационарами. А что касается якобы сокращения стационаров, то они будут лишь реорганизованы. Сегодня больницы, как и в советские времена, продолжают выполнять функцию социальной опеки. В специализированных отделениях стационаров находятся и пациенты, нуждающиеся в интенсивной терапии, и выздоравливающие, и даже обреченные. Для выравнивания сложившейся ситуации мы определили круг задач, которые необходимо решить. А это — уменьшение уровня госпитализации, и повышение эффективности использования коечного фонда, что позволит сэкономить, поверьте, немало бюджетных денег.

— Когда же это все произойдет?

— Повторяю: мы идем по пути эволюции, и поэтому, наверное, складывается впечатление, что в отрасли не происходит никаких изменений. Но это не так. Если проанализировать внесенные изменения в законодательную базу и перечень новых документов, которые регламентируют те или иные аспекты работы — вопрос бездеятельности чиновников не возникает. Например, открыт Центр детской кардиохирургии. Да, действительно, к реформе он не имеет никакого отношения, но, с другой стороны, — это тысячи спасенных детских жизней ежегодно. Работают Национальные программы, и сегодня мы уже можем говорить о конкретных результатах — так, например, на 5% уменьшились показатели распространения туберкулеза (это результат первого в истории отечественного здравоохранения года, когда правительство на 100% обеспечило финансирование закупки противотуберкулезных препаратов). Кроме того, Украина разработала и начала выпуск отечественных флюорографов, и хотя к отечественным инсулинам возникает немало претензий, собственное их производство — показатель, которым не могут похвастаться даже многие очень развитые страны.

— Недавно сотрудники аналитического центра «Академия» обнародовали результаты социологического опроса предпринимателей. Последние назвали Минздрав и подчиненные ему структуры — в числе самых коррумпированных. Как вы это прокомментируете?

— Если исходить из определения коррупции, изложенное в законодательстве (это — «деятельность лиц, уполномоченных исполнять функции государства, направленная на противоправное использование данных ей полномочий для получения материальных благ, услуг и других преимуществ»), то само понятие к отрасли не имеет никакого отношения. Проведенные общественными организациями опросы и расследования свидетельствуют, скорее, о вымогательстве, которое имеет место в системе, нежели о ее коррумпированности. Нельзя огульно обвинять все отечественное здравоохранение только потому, что были отдельные случаи привлечения к уголовной ответственности работников отрасли. Есть Криминальный кодекс, в котором четко прописано, что и кому грозит за вымогательство и коррупцию. И тот, кто нарушает нормы закона, несет ответственность в полной мере.

— Многие эксперты считают, что необходимо прекратить игру в бесплатную медицину. Лучше ввести прейскуранты во всех медучреждених и разработать систему льгот для малоимущих и пенсионеров. Как вы к этому относитесь?

— Не думаю, что это целесообразно. Сегодня, рассуждая о реформе, мы говорим о необходимости решения проблем финансирования здравоохранения и, прежде всего, — создании прозрачной, многоканальной, регулируемой государством системы финансовых потоков, которая должна включать бюджетное финансирование, взносы по обязательному социальному страхованию, средства добровольного медицинского страхования, хозрасчетную деятельность лечебных учреждений и соплатежи граждан. К сожалению, в украинском здравоохранении пирамида распределения финансовых ресурсов оказалась перевернутой. Основную часть средств (до 80,0%) поглощает стационарная помощь, а на долю первичной помощи остается около 5,0%. Но самое главное, что в структуре расходов, даже в этой перевернутой пирамиде основное место занимает зарплата медицинского персонала и содержание учреждений здравоохранения, а не расходы на диагностику и лечение пациентов. Поэтому наша сегодняшняя задача заключается в том, чтобы не только привлечь дополнительные ресурсы в систему, но и подкорректировать их распределение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать