Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Володя стеснялся своих шлягеров»

4 марта во Дворце «Украина» пройдет концерт, посвященный 55-летию со дня рождения Владимира Ивасюка
03 марта, 00:00
В программе прозвучат популярные его произведения в исполнении мастеров сцены, победителей ивасюковского конкурса, будущих звезд эстрады и сочинения, посвященные памяти Владимира Михайловича. Приедут гости из ближнего и дальнего зарубежья. Своими воспоминаниями о маэстро поделятся: композитор Николай Мозговой (президент Конкурса молодых исполнителей украинской эстрадной песни им. В. Ивасюка) и поэт Юрий РЫБЧИНСКИЙ. Накануне юбилейного вечера, «День» связался с Юрием Евгеньевичем, который был не только соавтором нескольких ивасюковских песен, но поэта и композитора много лет связывала настоящая дружба.

— В 1971 году вместе с Игорем Покладом мы приехали в Черновцы и там впервые познакомились с Ивасюком, — вспоминает Рыбчинский. — С первого момента мы почувствовали друг к другу огромный интерес. Я бы даже назвал это неким притяжением. Оказалось, что на многие вещи смотрим и даже чувствуем одинаково. Володя позвал нас зайти в филармонию. Там репетировала София Ротару (в ту пору еще начинающая певица). Послушали их новые работы, а потом Ивасюк пригласил к себе домой. Какие же оказались замечательные у него родители, такая интеллигентная, теплая и хлебосольная семья. Его отец высокоэрудированный человек, ученый, писатель. Мама — настоящая берегиня домашнего очага. Очаровательные сестры Оксана и Галина. С того дня, я считаю, и началась наша настоящая мужская дружба. Меня восхищало его трепетное отношение к младшим сестрам. Володя так заботился о них, придумывал игры, следил за развитием, ездил с ними отдыхать.

Ивасюк довольно часто приезжал в Киев и, как правило, останавливался у меня дома (тогда мы с женой жили на Подоле), а иногда ехал к своему земляку, киноактеру Ивану Миколайчуку. Довольно скоро Володя подружился со всеми моими соавторами. Особенно теплые отношения у него завязались с Игорем Покладом и Вадимом Ильиным. Кстати, в музыке, Вадик был для Ивасюка настоящим авторитетом и его мнение он очень ценил. Мы показывали написанное друг другу, советовались, радовались успехам и огорчались неудачам. Володя был совершенно не завистлив и, по-моему, вообще лишен отрицательных качеств. У Ивасюка была масса знакомых, его многие знали, но со временем я заметил, что круг людей, перед которыми он полностью раскрывался, не такой уж большой. Незнакомым Володя мог показаться довольно замкнутым человеком. Но если он кого-то выбирал, тех, которым доверял, то более искреннего парня трудно было найти. Можно сказать, что Ивасюк жил в музыке, своими произведениями, рождающимися в данный момент или теми, что вскоре будут им написаны. Володя мечтал стать большим композитором, профессионалом. Странно, но имея огромную популярность на эстраде, он почему-то стеснялся своих шлягеров. Например, считал, что настоящий композитор должен писать большие формы — симфонии, оратории, а не популярные песни. Я же считаю, что главное, насколько талантливо ты творишь. Например, Эйфелева башня или яйцо Фаберже — и то, и другое уникальные произведения. Я помню, как часами Володя мог сидеть с Вадиком Ильиным, детально разбирая партитуры Скрябина или Мусоргского. Ивасюк мечтал написать оперу и фундаментально готовился к этой крупной работе. Он был фантастически талантлив, много знал и постоянно впитывал в себя информацию. Хорошо знал французский язык. Любил слушать французских певцов, а если у него бывало хорошее настроение, то напевал битловский хит «Yesterday».

— Как вам работалось вместе?

— Мы часто встречались, много общались, а вот вместе написали, к великому сожалению, мало. «У долі своя весна» написана специально для выступления Софии Ротару на конкурсе в Сопоте. Потом эту песню замечательно исполняли «Песняры». К «У долі своя весна» Ивасюк писал музыку уже на готовый текст. Так получилось, сто стихи мне заказал Евгений Мартынов, но через некоторое время он позвонил и сказал, что ему нужен русский текст. Перевод потеряет колорит песни, и Женя решил заказать стихи у другого поэта. Тогда я показал «...весну» Ивасюку. Стихи ему очень понравились и родилась наша песня. А с «Кленовим вогнем» вначале была мелодия и несколько строчек, написанные Ваньо, а меня Володя попросил дописать первый и второй куплеты. Премьеру исполнила С. Ротару. Многие годы песня оставалась в репертуаре певицы. Вот и все наше совместное с Ивасюком творчество. Нам казалось, что еще успеем, а впереди еще есть масса времени. Мы с удовольствием просто общались, занимались спортом. Володя любил плавать. Он был хорошо атлетически сложен. Считал, что спорт помогает закалять не только тело, но и вырабатывать характер. В его судьбе был драматический случай. Однажды, дурачась в парке с друзьями, кто-то из них забросил на бюст Ленина фуражку. Володя полез ее снимать. Скульптура оказалась гипсовой и часть ее откололась. Ивасюк взял вину на себя. За это ЧП он сильно пострадал. Ему снизили оценки в аттестате зрелости, исключили из комсомола. За «осквернение памятника вождю» его отчислили из Мединститута (ректор сказал, что в их ряды затесался хулиган, антиленинец). Пришлось Володе идти работать слесарем на завод. Я был поражен, когда узнал, что этот парень, с руками скрипача (он прекрасно играл на этом инструменте) целый год проработал на станке. Он не сломался морально, сумел восстановиться в институте, затем поступить в консерваторию, учась в двух вузах, а самое главное — стать блестящим композитором (автором 107 песен и 53 инструментальных произведений. — Т. П. ). Ивасюковские «Червона рута» и «Водограй» — настоящие эстрадные жемчужины. Несмотря на славу, успех, пришедшие к композитору еще в 20-летнем возрасте, Володя никогда не страдал «звездной болезнью». Он радовался, конечно, что его песни популярны, любимы слушателями, но он предпочитал не оглядываться назад, а смотреть вперед. Думал о будущих сочинениях.

— Вы помните вашу последнюю встречу?

— Она произошла в Киеве буквально за несколько дней до его гибели. Мы шли по Крещатику, говорили о планах. Володя заканчивал консерваторию, хотел переехать жить и работать в Киев. Он признался, что во Львове ему плохо, а здесь можно больше писать, делать записи, общаться с друзьями. В тот период я написал «Шлях до Тараса», Володя сказал, что как только сдаст сессию, сразу же возьмется за эту работу, но... А дальше начались звонки обеспокоенных родителей — исчез сын. Потом почти месяц неизвестности и страшное известие — Ивасюка нашли повешенным в Брюховецком лесу. 22 мая Володю хоронили (это был мой день рождения, но, естественно, я его не праздновал, провожая друга в последний путь). Когда Ивасюка не стало, я посвятил ему несколько стихов. Так, с Николаем Мозговым мы написали «Минає день», с Игорем Покладом «Скрипка грає». Потом с Геннадием Татарченко реквием «Песня памяти», которую очень проникновенно исполнял Назарий Яремчук. На вечере во Дворце «Украина» я прочту свои новые произведения, посвященные Ивасюку.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать