Писательский маркетинг
Проблема не в отсутствии книг, а в неумении найти читателя![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040225/433-8-1_0.jpg)
Организатор акции писатель Андрей Курков рассказал «Дню», что за рубежом подобных акций не существует. Там проходят писательские марафоны, на которых литераторы читают отрывки из своих произведений, а после этого раздают автографы. Чаще происходят авторские вечера одного писателя по такому же сценарию. «На собственном опыте могу сказать, что на первые мои вечера в Германии приходило по тридцать человек. На последнем — в зале было уже 500 человек (и билеты были проданы задолго до вечера). По атмосфере сегодняшней акции я хочу сказать, что она удалась. Для многих писателей — это первый опыт общения с читателем. И хорошая школа для читателей: не стесняться писателей, задавать вопросы и налаживать обратную связь с писателем», — сказал А. Курков.
Но все же малое количество посетителей акции не могло остаться незамеченным. Поэтому «День» обратился к писателям-продавцам с вопросом: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КНИГА В УКРАИНЕ: МАРГИНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ МЕЙНСТРИМ?
Сергей ЖАДАН (Харьков):
— Это маргинальное явление, но я думаю, что ситуацию можно поправить, и оно может стать мейнстримом. Очевидно, что для этого надо находить читателя, потому что пока наши издатели, насколько я могу судить, работают на узкий круг филологов и украинистов, которые интересуются литературой (в то время, как настоящий читатель находится вне пределов их интересов). Поэтому я думаю, что следует заниматься маркетингом книги, и за счет этого выходить на читателя. Также надо снизить себестоимость книги. Только при таких условиях отечественная книга в Украине может стать мейнстримом. Первым свидетельством изменений в сфере литературы стали возрастные метаморфозы на литературных вечерах. Скажем, если десять лет назад на них приходили люди среднего и старшего возраста, то сейчас — это преимущественно молодежь. Когда мы с Александром Ирванцом делали презентационный тур по Украине, то на нас приходила публика, как на какой-то «Океан Ельзи».
Юрко ПОКАЛЬЧУК:
— Думаю, что крайностей не нужно. Это явление сегодня из маргинального становится нормальным. Всякое крайнее категорическое мнение — всегда ошибочное. О какой маргинальности может идти речь? На собственном примере я могу сказать — напишите интересную книгу, и если она будет чего- то стоить, то будет иметь успех. Конечно, пока что мы не зарабатываем как писатели, но мое внутреннее «я» удовлетворено тем, что мои книги продаются — люди начинают читать на украинском языке. Если со стороны правительства будет поддержка украиноязычной книги, то все изменится к лучшему.
Василий ШКЛЯР:
— В Украине есть много популярных книг, которые покупаются, и каждый хочет иметь их на полке. Но эти книги никто не читает. Зато есть книжки, которые, может, и продаются хуже, но если уж их кто купил, то прочитает обязательно.
К сожалению, на фоне перенасыщения книжного рынка зарубежной литературой, это явление можно назвать маргинальным. Хотя даже и в этих условиях, которые созданы сегодня для украинской книги, она развивается лучше, чем кое- кому хотелось бы. Зерно бросили на камень, но оно все равно прорастает вопреки всему. Т.е. состояние украинской книги, каким бы оно не было тяжелым, лучше, чем оно могло быть в этом чужом культурно-информационном пространстве.
О сегодняшней акции можно иронизировать: из-за морозной погоды людей пришло немного. Я считаю, что подобные акции не решают проблемы продажи книг. Я здесь чувствую себя неуютно, потому что не люблю участвовать в подобных мероприятиях. Но если ради меня сюда придет хотя бы один человек, который действительно тебя любит, ищет и уважает, то я пришел бы при любой погоде, потому что также уважаю всех этих людей. Они, собственно, и являются героями моих произведений — такие же красивые — с обостренным чувством национального человеческого достоинства.
Андрей КУРКОВ:
— Частично маргинальное (потому что существует маргинальная литература как направление). А мы уже являемся ростками мейнстрима, который сейчас очень нужен Украине, и этим росткам не хватает пропаганды книги. Я думаю, что подобные акции должны проходить не только в одном книжном магазине, а параллельно в разных местах, регулярно — одно литературное событие в неделю. В других городах такие мероприятия труднее организовывать, но там раз или два в месяц также должны проходить презентации с привлечением писателей. Мы будем это делать в будущем.
Мария МАТИОС:
— Не то и не другое. Если можно сказать — это объект культурного пространства. Вся беда украинской книги не в ее отсутствии или мелкотемье, а в том, что в Украине вполне сознательно уничтожена система распространения книги. Если я, будучи школьницей в своих далеких Розстоках, могла без усилий купить в книжном магазине любую книгу, которая выходила в то время в Украине и Советском Союзе, то теперь в районном центре, который находится в десяти километрах от областного, книжных магазинов просто нет. Вот и вся проблема — и экстрима, и маргинальности, и чего хотите. Поэтому я говорю на всех перекрестках, что тому человеку, который восстановит систему книгораспространения, я готова своими волосами вытереть ноги.
Выпуск газеты №:
№33, (2004)Section
Тайм-аут