Перейти к основному содержанию

Писательский маркетинг

Проблема не в отсутствии книг, а в неумении найти читателя
25 февраля, 00:00
Почитатели украинской литературы могли пообщаться со своими любимыми авторами, получить автограф или просто сфотографироваться с ними на память. Возможно, из-за холодной погоды (или плохо проведенной рекламы мероприятия), в книжный магазин пришло больше журналистов, чем читателей. Но все-таки те морозоустойчивые фанаты украиноязычной литературы, которые добрались до «Наукової думки», оставили писателей довольными. Некоторые из читателей выносили из книжного магазина целые кипы книг с автографами (как оказалось — друзья-знакомые из-за занятости просили прихватить лишний экземпляр).

Организатор акции писатель Андрей Курков рассказал «Дню», что за рубежом подобных акций не существует. Там проходят писательские марафоны, на которых литераторы читают отрывки из своих произведений, а после этого раздают автографы. Чаще происходят авторские вечера одного писателя по такому же сценарию. «На собственном опыте могу сказать, что на первые мои вечера в Германии приходило по тридцать человек. На последнем — в зале было уже 500 человек (и билеты были проданы задолго до вечера). По атмосфере сегодняшней акции я хочу сказать, что она удалась. Для многих писателей — это первый опыт общения с читателем. И хорошая школа для читателей: не стесняться писателей, задавать вопросы и налаживать обратную связь с писателем», — сказал А. Курков.

Но все же малое количество посетителей акции не могло остаться незамеченным. Поэтому «День» обратился к писателям-продавцам с вопросом: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КНИГА В УКРАИНЕ: МАРГИНАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ МЕЙНСТРИМ?

Сергей ЖАДАН (Харьков):

— Это маргинальное явление, но я думаю, что ситуацию можно поправить, и оно может стать мейнстримом. Очевидно, что для этого надо находить читателя, потому что пока наши издатели, насколько я могу судить, работают на узкий круг филологов и украинистов, которые интересуются литературой (в то время, как настоящий читатель находится вне пределов их интересов). Поэтому я думаю, что следует заниматься маркетингом книги, и за счет этого выходить на читателя. Также надо снизить себестоимость книги. Только при таких условиях отечественная книга в Украине может стать мейнстримом. Первым свидетельством изменений в сфере литературы стали возрастные метаморфозы на литературных вечерах. Скажем, если десять лет назад на них приходили люди среднего и старшего возраста, то сейчас — это преимущественно молодежь. Когда мы с Александром Ирванцом делали презентационный тур по Украине, то на нас приходила публика, как на какой-то «Океан Ельзи».

Юрко ПОКАЛЬЧУК:

— Думаю, что крайностей не нужно. Это явление сегодня из маргинального становится нормальным. Всякое крайнее категорическое мнение — всегда ошибочное. О какой маргинальности может идти речь? На собственном примере я могу сказать — напишите интересную книгу, и если она будет чего- то стоить, то будет иметь успех. Конечно, пока что мы не зарабатываем как писатели, но мое внутреннее «я» удовлетворено тем, что мои книги продаются — люди начинают читать на украинском языке. Если со стороны правительства будет поддержка украиноязычной книги, то все изменится к лучшему.

Василий ШКЛЯР:

— В Украине есть много популярных книг, которые покупаются, и каждый хочет иметь их на полке. Но эти книги никто не читает. Зато есть книжки, которые, может, и продаются хуже, но если уж их кто купил, то прочитает обязательно.

К сожалению, на фоне перенасыщения книжного рынка зарубежной литературой, это явление можно назвать маргинальным. Хотя даже и в этих условиях, которые созданы сегодня для украинской книги, она развивается лучше, чем кое- кому хотелось бы. Зерно бросили на камень, но оно все равно прорастает вопреки всему. Т.е. состояние украинской книги, каким бы оно не было тяжелым, лучше, чем оно могло быть в этом чужом культурно-информационном пространстве.

О сегодняшней акции можно иронизировать: из-за морозной погоды людей пришло немного. Я считаю, что подобные акции не решают проблемы продажи книг. Я здесь чувствую себя неуютно, потому что не люблю участвовать в подобных мероприятиях. Но если ради меня сюда придет хотя бы один человек, который действительно тебя любит, ищет и уважает, то я пришел бы при любой погоде, потому что также уважаю всех этих людей. Они, собственно, и являются героями моих произведений — такие же красивые — с обостренным чувством национального человеческого достоинства.

Андрей КУРКОВ:

— Частично маргинальное (потому что существует маргинальная литература как направление). А мы уже являемся ростками мейнстрима, который сейчас очень нужен Украине, и этим росткам не хватает пропаганды книги. Я думаю, что подобные акции должны проходить не только в одном книжном магазине, а параллельно в разных местах, регулярно — одно литературное событие в неделю. В других городах такие мероприятия труднее организовывать, но там раз или два в месяц также должны проходить презентации с привлечением писателей. Мы будем это делать в будущем.

Мария МАТИОС:

— Не то и не другое. Если можно сказать — это объект культурного пространства. Вся беда украинской книги не в ее отсутствии или мелкотемье, а в том, что в Украине вполне сознательно уничтожена система распространения книги. Если я, будучи школьницей в своих далеких Розстоках, могла без усилий купить в книжном магазине любую книгу, которая выходила в то время в Украине и Советском Союзе, то теперь в районном центре, который находится в десяти километрах от областного, книжных магазинов просто нет. Вот и вся проблема — и экстрима, и маргинальности, и чего хотите. Поэтому я говорю на всех перекрестках, что тому человеку, который восстановит систему книгораспространения, я готова своими волосами вытереть ноги.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать