Перейти к основному содержанию

Проблема доверия

60 миллиардов пенсионных гривен ищут честного хозяина
10 февраля, 00:00
Отто Бисмарк когда-то сказал, что культура нации определяется ее заботой о пенсионерах. Похоже, Украина приближается к пониманию этого постулата. Уже больше месяца страна живет по новому пенсионному закону, носящему многообещающее название «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». В соответствии с ним планируется создать трехуровневую пенсионную систему, состоящую из еще трех: солидарной, накопительной и негосударственной. Сроки для этого пока еще не определены. Но реформа уже пошла. На первом этапе пересчитаны около 12,5 миллиона пенсий, причем, как утверждает правительство, повышена треть из них.

Правда, пенсионный народ отнюдь не ликует. Как прогнозировал ранее глава Пенсионного фонда Борис Зайчук, после пересчета средний размер пенсий в Украине составил 143, минимальный — 91,8 гривни. Для тех, чья новая пенсия получилась такой же или даже меньше старой, государственное «довольствие» увеличили автоматически, но всего лишь на 4,2% (сравним: инфляция в минувшем году превысила 8%).

Словом, скелет реформы начал вырисовываться. Но ребра уж слишком торчат. Общепринятый вывод заключается в том, что пенсионная реформа не подтвердила возлагавшихся на нее надежд. Нормальных пенсий, позволяющих жить так, как живут пенсионеры на Западе, не получили ни те, кто имел супервысокую для Украины зарплату, ни, естественно, те, у кого она была на среднем или более низком уровне. Масла в огонь подлило постановление Кабмина от 20 ноября прошлого года, согласно которому показатель средней зарплаты по стране (на основании весьма спорных аргументов) был волевым порядком понижен с 376 до 306,45 гривни, что сказалось на уровне пересчитанных пенсий. Такое решение обеспокоило Федерацию работодателей Украины (но не профсоюзы). В своем заявлении она сообщает, что это решение отрицательно воспринято наемными работниками и создает нездоровую атмосферу на предприятиях. И тут же появилось много других радетелей и спасителей народа, обещающих вернуть ему эти 70 гривен... Но главная, причем перспективная проблема пенсионной реформы лежит вовсе не в плоскости сегодняшних пенсионеров. Пенсионеры «завтрашние» могут надеяться не только на солидарную и накопительную системы, но и на негосударственную. И тут уж у каждого будет обширный выбор. И каждый будет самостоятельно принимать решение исходя из того, что ему будет предложено. Но в любом случае перед негосударстсвенными пенсионным структурами — фондами и управляющими компаниями — стоит сложнейшая задача: обеспечить ренессанс доверия населения (об этом — в материалах пятой полосы).

Естественно, все это не проходит мимо внимания правительства. Премьер-министр Виктор Янукович на днях заявил: «Вопрос пенсионной реформы — вопрос по времени долгосрочный, и мы должны — это наша обязанность, — выезжая в регионы, проводить разъяснительную работу. Пенсионная реформа — не панацея, если принято одноразовое решение, выполнено и забыто. Нет, мы постоянно будем совершенствовать эти вопросы по всем направлениям и, если увидим недостатки, будем их исправлять». Таким вопросом Янукович назвал минимальную пенсию, которую забыли повысить... Во исполнение поручения Президента, как сообщил в четверг министр труда и социальной политики Михаил Папиев, правительство уже готовит решение о повышении не на 4,2%, а на 12% минимальной пенсии (сегодня — 90 грн.), а также пенсий, не пересчитывавшихся по новому закону. Папиев также отметил необходимость до конца текущего года решить другие важные проблемы пенсионной реформы. Первая из них касается большинства пенсий, которые так и остались ниже прожиточного минимума (в настоящее время 342 грн.).

В масштабе страны на это, конечно, потребуются огромные деньги. Расходы Пенсионного фонда в этом году, вероятно, превысят 30 миллиардов гривен, что соответствует почти половине всех расходов бюджета страны. Вместе с тем каждый, кто посещает продовольственные магазины, понимает, что между суммами в 90 и 108 гривен (такую прибавку обеспечивают вышеупомянутые 12%) разницу почувствовать довольно сложно. Горечь и обида сквозят в письмах, которые приходят в эти дни в редакцию. Пенсионерка Мария Коноваленко прислала в «День» письмо с обращением «Господа, нашему отчаянию и возмущению нет предела». Бывшая учительница сетует: «Раздули рекламную кампанию, что наконец-то пенсии будут справедливые, а мы в очередной раз поверили...»

Интересно, что недавно, выступая в Союзе налоговых консультантов, аналогичную мысль высказал и первый вице- премьер Николай Азаров. Отметив, что в ходе подготовки пенсионной реформы было выдано слишком много обещаний, он указал, что на самом деле задачей пересчета пенсий было показать людям выгоду работы «на свету» и потенциально сузить, таким образом, сферу теневой экономики. В четверг этот взгляд правительства на пенсионную реформу подтвердил и Янукович. По его словам, она будет способствовать легализации доходов граждан и детенизации экономики. Сегодня многие предприятия платят зарплату «в конверте», сказал Янукович, но и работодатель, и работник должны помнить: эта зарплата не будет учитываться при расчете пенсии. По его мнению, повышение официальной зарплаты активизирует накопление средств в Пенсионный фонд и, соответственно, приведет к росту минимальной пенсии.

Недовольство отдельными элементами пенсионной реформы проявляется и на уровне руководителей регионов. Так, днепропетровский губернатор Владимир Яцуба недавно обратился к главе ПФ Б.Зайчуку с просьбой пересмотреть систему отчислений регионов в этот фонд. Как отметил В.Яцуба, сейчас эта система является несправедливой в отношении экономически развитых областей страны. По его словам, такие области, как Днепропетровская, «кормят» ряд других регионов, и это не способствует выходу их экономики из «тени». «Мы все знаем, что западные области просто не показывают свои заработки, так как значительная часть населения работает за рубежом, а у Днепропетровщины в прошлом году в Пенсионный фонд забрали 300 миллионов гривен», — заявил Яцуба. Он предложил предупредить руководство дотируемых из Пенсионного фонда областей о предоставлении средств на определенный период и на специальных условиях. «Давайте предоставлять средства, — предложил губернатор, — на два года и в то же время требовать программу выхода экономики этого региона из тени — иначе нет стимула показывать свой доход».

Атакуемые волнами сегодняшнего пенсионного недовольства, руководители страны, похоже, еще не имели времени задуматься о главном направлении пенсионной политики. По общему мнению, оно должно состоять в том, чтобы на практике превратить создающуюся систему пенсионного страхования, особенно такие ее слагаемые, как накопительная и негосударственная системы, в мощный инвестиционный ресурс... Пока что на этом непаханом поле проявился только Всемирный банк. Директор сектора развития человеческих ресурсов ВБ Михаил Рутковский на днях представил проект, предполагающий структурную перестройку пенсионной системы, в частности, развитие ее накопительного уровня, а также создание эффективной системы управления вкладами на социальное страхование. Главная идея проекта состоит в том, что все вклады на социальное страхование консолидируются в руках единого органа, что позволит минимизировать административные расходы и приведет к уменьшению размера страховых взносов.

Между тем перспективы негосударственной пенсионной системы, к сожалению, не вдохновляют. Соответствующие частные структуры, пока еще довольно условно называющиеся пенсионными фондами (ни одной лицензии на такую деятельность еще не выдано), только начинают шевелиться. Издатель и автор идеи журнала «Пенсия» Игорь Дидковский (кстати, тираж этого издания, вопреки ожиданиям, составил всего 35 тысяч экземпляров, тогда как его потенциальным подписчиком является по меньшей мере четверть населения страны, что свидетельствует о его крайней бедности) считает, что на дальнейшую судьбу частных пенсионных фондов может оказать негативное влияние слово «траст», еще не выветрившееся из памяти старших поколений. В то же время Дидковский отмечает, что в других странах такие фонды успешно конкурируют с банками по количеству вкладчиков и объемам их вкладов и во многом определяют лицо экономик этих стран, поскольку кровно заинтересованы в эффективности своих вложений. Однако украинской пенсионной реформе, по мнению автора этого социального проекта, угрожают методологические проблемы, уже проявившиеся в ходе пересчета пенсий. Отвечая на вопрос «Дня», он отметил, что то же самое будет и с негосударственными пенсионными фондами и компаниями по управлению их активами. Они деятельно готовятся войти в рынок и формально к этому уже готовы, считает Дидковский. Но только формально, поскольку еще нет законодательной базы и инструментария для работы с такими огромными капиталами. Вместе с тем бизнесмен надеется, что в Украине необходимая методика вскоре все же будет разработана. К этому обязывает опыт Польши, где за 42 месяца после начала работы негосударственной пенсионной системы в десять раз выросли активы частных пенсионных структур, куда люди перекачали свои средства, ранее находившиеся в банках. Сегодня в негосударственных пенсионных фондах Польши — 38% от всех средств населения, а в Чехии — 41%. Причем доходность этих вкладов за последний год выросла на 60%. В Украине процесс должен развиваться примерно так же. Ведь в нашей стране, по данным Дидковского, 27 миллиардов гривен лежит на банковских счетах населения, а еще 30 миллиардов — в стеклянных банках. Это еще один госбюджет, который может принести пользу и стране, и ее гражданам. Впрочем, заранее предрекать исход конкурентной борьбы за деньги будущих пенсионеров еще рано. Выбор у них будет нелегким, и представляется, что самый надежный — диверсифицировать риски. При этом польский позитив, возможно, впечатлит одних, тогда как другие будут по привычке оглядываться на Россию, где частные фонды предпочли государственным всего 2 (два!) процента работающего населения.

В субботу автор побывал на собрании «клиентов-неофитов» одной очень уважаемой в мире страховой компании. У нее недостижимый для кого-либо в Украине рейтинг финансовой надежности, и она также готовится работать на пенсионном рынке нашей страны (скорее всего, на основе так называемой системы многоуровневого маркетинга). В хорошо оборудованном классе нас, любопытствующих, было трое, а работников компании в несколько раз больше. Руководитель занятий эмоционально уверяла, что страховщик (читай также — работник частного пенсионного фонда) — это ангел, явившийся, чтобы спасти нас от всех напастей, включая бедность и болезни. Так сразу поверить в это — не хватило наивности. Жизнь учит: на ангела надейся, а сам не плошай: думай, работай, зарабатывай, расти детей. Но, по большому экономическому счету, в этом сравнении что-то есть, и чем дальше, тем этого неосязаемого пока нечто будет все больше. Ведь Украина не отгорожена от остального мира, где подобные ангелы во плоти реально и повседневно оказывают свои услуги.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать