Направление потоков
«Индивидуальный подход» будет принципом финансовой политикиПризрак гражданского общества в Украине, похоже, начинает приобретать реальные черты. Это предположение нашло подтверждение на заседании совета относительно новой, но мощно стартующей общественной организации — Союза налоговых консультантов Украины. Одна из декларируемых ею целей заключается в налаживании контактов с налоговой службой. Но нужна высокая протекция. Поэтому во вторник вечером в работе «общественных налоговиков» принял участие первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров. В итоге он сказал, что принимает предложения консультантов и готов работать с ними на постоянной основе.
Правда, ради этого «общественности» пришлось несколько поступиться «суверенитетом». Начало мероприятия вместе с вице-премьером «припозднилось» больше чем на полчаса, а прибыв и извинившись, он уверенно взял бразды правления. Впрочем, консультанты были не в претензии, поскольку Азаров, до которого не могли не доходить слухи о его скорой отставке, общался с народом попросту и откровенно. Новым элементом было, пожалуй, то, что на этот раз он, несмотря на более чем мирный и деловой настрой собравшейся общественности, во многом играл не от наступления, а от обороны. При этом сопутствующие заявления в пользу правительства (о первом в истории страны стопроцентно выполненном бюджете и внедрении автоматического режима управления его расходами) выглядели антуражем на фоне того, что под угрозой находится наполнение бюджета на 2004 год. Дело в том, что сам закон о бюджете-04, принятый парламентом с подачи правительства, содержит новые налоговые нормы, хотя согласно законодательству, это не допускается. Тем не менее специальный закон, известный под номером 4001 и направленный на то, чтобы сделать налоговые новации легитимными, был отклонен парламентом. И теперь угроза бюджету заключается в самом бюджете.
Работать с этим скелетом в правительственном шкафу придется не кому иному, как самому Николаю Яновичу. Поэтому он отбивался перед налоговыми консультантами и прессой от критиков правительства, упрекающих его в введении в налоговую действительность норм, нарушающих законодательство страны. Азаров призывал к тому, чтобы парламент, который практически не работал со времени отклонения злосчастного закона (теперь он уже доработан и стал, как уверяет вице-премьер, приемлемым для всех сторон, хотя «мы хотели другого») разделил с правительством ответственность за бюджетные риски. Эту обеспокоенность второго лица правительства объяснить не трудно: в этих условиях суды в ряде случаев могут иметь существенные основания для того, чтобы становиться на сторону налогоплательщиков в их спорах с налоговой.
Второй раунд боя с незримыми критиками правительства Азарову пришлось вести на поле налога на добавленную стоимость. И, можно признать, поначалу он повел в счете. По его утверждению, объем просроченной задолженности по возмещению НДС экспортерам правительство уже сократило до 580 миллионов гривен, выплатив в минувшем году налогоплательщикам 10,3 миллиарда. Но преимущество было утрачено, как только речь пошла о новых идеях в отношении реформирования НДС. В основу правительств намерено положить известную систему специальных счетов предприятий, на которых будут фиксироваться как суммы от так называемого входящего НДС, так и расчеты по уплате этого налога. При положительном сальдо деньги будут перечисляться в бюджет, при отрицательном — выплачиваться налогоплательщику. И тут возникает вопрос: сможет ли он самостоятельно брать средства с этого счета? Вице-премьер ответил на него положительно. Но аплодировать рано. Поскольку он тут же добавил, что такое право будет предоставлено только тем, «кого мы хорошо знаем» (?). Более того, для проверенных крупных экспортеров предусматривается ввести норму об автоматическом возмещении НДС. Так что, учитывая предыдущую практику, можно опасаться, что ставки «гонорара» за «знакомства» и «проверки» существенно возрастут...
Небезосновательно выступая против всех и всяческих льгот и заявляя о том, что они препятствуют справедливой конкуренции, правительство, похоже, перешло к тактике избирательности (прежде это называлось ныне осужденным и окончательно, по мнению правительства, похороненным термином «ручной режим управления»). Дойдет ли дело до того, что эта тактика станет одним из принципов управления страной? Как стало известно «Дню», Кабмин, активно критикуемый также за отсутствие поддержки отечественной прессы и книгоиздания (отменена льгота по НДС на продажу отечественных печатных изданий), выделил на это благородное дело 180 миллионов гривен. Но задача ставится так: сначала нужно собрать налог со всех, а затем направить его на поддержку (разумеется, избранных).
Благие намерения имеет правительство и в сфере налогообложения физических лиц. Именно из этого сектора раздавались в последнее время самые громкие протесты. По словам Азарова, сославшегося на письмо Пенсионного фонда, проблема двойного налогообложения «упрощенцев» решена. Но назревает буря на пенсионном фронте. Как стало известно «Дню», правительство будет вынуждено «добавить» пенсионерам, которые в результате перехода к новому Закону о социальном страховании получили добавки к пенсии не 4%, а 10— 15 гривен. В то же время есть данные, что это сузит поле маневра для правительства, разрабатывающего дополнительные меры по выводу зарплат, а следовательно и экономики, из «тени» (снижение до 13% подоходного налога признается для этого недостаточным). Идея состоит в том, чтобы разрешить предприятиям делить суммы, отчисляемые на социальное страхование работающих (37,5% фонда зарплаты), пополам. Первая часть, как и прежде, будет идти в бюджет, вторая — на зарплату работникам, которым предоставляется выбор, куда ее девать дальше: использовать на потребление или перечислять в государственный или частные пенсионные фонды.
Выпуск газеты №:
№14, (2004)Section
Панорама «Дня»