Ракетный джинн
Три четверти павлоградцев боятся жить в родном городеВ Павлограде по инициативе экологических организаций прошел митинг, на котором местные жители потребовали вывезти за пределы города пять тысяч тонн твердого ракетного топлива, хранящегося после ликвидации советских стратегических ракет на бывших оборонных предприятиях. Участники митинга говорили об угрозе, исходящей от токсичного ракетного топлива, для окружающей среды и здоровья людей, называя свой город «малым Чернобылем». Некоторые горячие головы даже требовали предоставить возможность всем желающим переселиться в другие регионы, если ракетное топливо по-прежнему будет находиться в Павлограде.
Как бы там ни было, но сложившуюся ситуацию действительно нельзя назвать простой. Еще шесть лет назад, в соответствии с соглашением между Украиной и США, подписанным 25 октября 1993 года, в Павлограде на заводах-изготовителях началась ликвидация 54 межконтинентальных баллистических ракет «СС-24», оставшихся в Украине с советских времен. Ракеты, после отсылки ядерных боеголовок в Россию, свозили на Павлоградский механический завод, где производился их демонтаж. При этом между США и Украиной была достигнута договоренность, что твердое ракетное топливо, имеющее высокую токсичность, не станут сжигать, как в соседней России, а по американской технологии переработают в промышленную взрывчатку. С этой целью Конгресс США в конце 2000 года выделил около 24 млн. долларов, а на Павлоградском химическом заводе была построена пилотная установка, на которой проходила отработка всех технических процессов. Предусматривалось, что твердое ракетное топливо будет разрезаться водяной струей, извлекаться из двигателей и поступать на дальнейшую переработку. Сложность заключалась не только в токсичности и взрывоопасности топлива, но и в том, что процессы его извлечения и переработки должны были осуществляться в автоматическом режиме. Строительство полномасштабного производства по утилизации планировалось начать в 2003 году, а завершить его — в 2004-м. Само топливо собирались переработать в экологически безопасную промышленную взрывчатку до конца 2007 года. Украинская сторона, в первую очередь руководство ПХЗ, была полна оптимизма. Об успешном ходе работ специалисты рапортовали Президенту Украины Л. Кучме, когда он в начале прошлого года посетил город Павлоград.
10 июня 2003 года Посольство США сообщило о прекращении финансирования проекта на Павлоградском химзаводе. Позже США заявили о намерении рассмотреть альтернативные варианты реализации программ переработки твердого ракетного топлива, а экс-посол К. Паскуаль пояснил, что причина прекращения финансирования «заключается в определенных технологических и финансовых деталях». В самом Павлограде отъезд американских специалистов объясняют по-разному. Одни говорят о том, что американцы начали терять интерес к проекту утилизации топлива после того, как в феврале 2002 года в торжественной обстановке была разрезана последняя ракета, другие — что наши специалисты с конкурирующих предприятий сами стали предлагать под американские деньги более дешевые способы решения проблемы. Так или иначе, но теперь на двух павлоградских заводах — механическом и химическом — осталось пять тысяч тонн ракетного топлива, безопасное хранение которого даже в специально оборудованных помещениях гарантировано только до 2007 года. Создать эти условия помогли американцы, которые по договоренностям должны осуществлять экологический и технический мониторинг. Правда, сейчас в Павлограде пребывают в полном неведении относительно намерений заокеанских партнеров.
Многие связывают надежды на продолжение работ с декабрьским обращением Президента Украины к своему американскому коллеге Дж. Бушу-мл., а также с предстоящим в январе приездом делегации министерства обороны США в Киев.
Впрочем, городской голова Павлограда Иван Метелица, который сам прошлым летом побывал в Америке и встречался с должностными лицами, говорит о том, что единственно возможным для Украины путем утилизации топлива остается его гидроразмыв и переработка в промышленную взрывчатку. Все другие пути — сжигание или подрыв — для густонаселенной страны по экологическим и иным причинам неприемлемы. «Сжигание топлива лишь одной ракеты, — напоминает городской голова, — приведет к образованию ядовитого газового облака, которое способно достать даже Днепропетровск, находящийся за сотню километров от Павлограда». В городе, куда свезли все 54 стратегические ракеты, подобное считают большой ошибкой. Поскольку, по признанию специалистов ПХЗ, ракеты следовало демонтировать, а тем более утилизировать постепенно. Да и то лишь после того, как будет построена промышленная установка. Теперь же Украина оказалась в слишком уязвимом положении.
И все же, далеко не все считают ситуацию драматической, хотя на утилизацию ракетного топлива по самым скромным оценкам потребуется не менее 150—200 млн. гривен. Так, глава Днепропетровской облгосадминистрации Владимир Яцуба, ознакомившись с положением в Павлограде, обратился с официальным письмом к Президенту Украины Леониду Кучме, в котором предложил свой план действий на случай полного отказа американской стороны от дальнейшего финансирования проекта. Как сообщил сам В. Яцуба на пресс-конференции, заработать деньги на строительство промышленной установки по утилизации ракетного топлива наши специалисты предлагают путем переработки на ПХЗ устаревших обычных боеприпасов, которыми заполнены армейские склады. Кроме того, завод можно загрузить заказами по изготовлению из полученных материалов промышленной взрывчатки для горно-обогатительных предприятий Украины. Не последнюю роль в этом проекте должны сыграть налоговые льготы для создания благоприятных хозяйственно-экономических условий для Павлоградского химзавода. По расчетам специалистов, построить промышленный комплекс при наличии заработанных или бюджетных средств павлоградцы смогут за два года. Еще пару лет потребуется для самой утилизации ракетного топлива. В этом случае есть и все шансы уложиться в гарантийные сроки его хранения. Засучить рукава в Павлограде готовы хоть сейчас. Но пока ожидают ответа от американских партнеров, договор с которыми действует до 2009 года.
По иронии судьбы жизнь сыграла с павлоградцами злую шутку, поскольку в советские времена они своими руками изготавливали грозные ракеты. Правда, тогда никто не думал, что разбирать их и укрощать ракетного джинна придется тоже собственноручно. Как бы там ни было, но жизнь на «пороховой бочке» жителей 100-тысячного города не радует: по результатам недавнего социологического опроса, 77% павлоградцев мечтают побыстрее избавиться от токсичного и взрывоопасного ракетного топлива и считают это для себя «проблемой №1».
Выпуск газеты №:
№8, (2004)Section
Панорама «Дня»