В шаге от аверса
Андрей КЛЮЕВ: Украина доставит каспийскую нефть в Европу с помощью концессии
В пятницу Украина и Польша старательно избегали слова реверс и существенно продвинулись в деле сотрудничества в создании Евроазиатского нефтетранспортного коридора, предназначенного для аверса, то есть поставки в Европу высококачественной каспийской нефти. В Варшаве представители правительств двух стран обменялись нотами о завершении предусмотренных их законодательствами юридических процедур по утверждению подписанного 26 ноября минувшего года межправительственного соглашения по использованию нефтепровода Одесса —Броды и его интеграции с польскими мощностями. В развитие этого соглашения ОАО «Укртранснафта» и польское АО — предприятие по эксплуатации нефтепроводов «Пшиязнь» подписали договор по подготовке к реализации проекта нефтепровода «Одесса—Броды—Плоцк—Гданск». В нем предусматривается, что пропускная способность нефтепровода (протяженность его польской части 500 км) составит (очевидно, после завершения строительства и пуска последней очереди. — Авт. ) 25 миллионов тонн нефти в год. А полная оценочная стоимость проекта (польской его части) — 350—450 млн. евро. Президент «Укртранснафты» Александр Тодийчук в кулуарах утверждал в разговоре с журналистами, что ЕАНТК заработает в направлении Европы не дожидаясь постройки его польского участка. «Мы можем работать по поставкам нефти в Польшу, используя комбинированную схему. Нефтепроводом — до Брод, а затем железной дорогой на польские нефтеперерабатывающие заводы. Мы ведем переговоры, и уже есть первые результаты по поставке туда (нефтеперерабатывающим концернам «Орлен» и «Лотос») 500 тысяч тонн в год». Тодийчук также сказал: «Сегодня у нас есть предложения от компаний, которые добывают нефть на Каспии, о поставках до 14 миллионов тонн. На первом этапе мы хотим выйти на 5-6 миллионов с тем, чтобы сделать проект рентабельным уже с первых этапов его эксплуатации». Тодийчук считает, что вокруг проекта «Одесса—Броды—Плоцк— Гданск», как и вокруг любого другого крупного инвестиционного проекта, идет конкурентная борьба. По его словам, «вице-премьер-министры подтвердили сегодня, что это — обычный процесс».
Впрочем, «обычность» процесса отражалась в анекдоте, ходившем среди участников украинской делегации: кумовья выпивают, Мыкола спрашивает: никак не могу понять, чем это реверс отличается от аверса? Сашко наливает. Пьют. И теперь он спрашивает: ну как, хорошо пошло? — Ой, хорошо! — В том- то и дело, говорит Сашко, вот если бы пошло обратно, тогда это был бы реверс!
В Варшаве в пятницу господствовала если не эйфория, то, по меньшей мере, нескрываемый оптимизм. Присутствовавшие на церемонии обмена нотами и подписания договора, хотя и не удовлетворили в полной мере свой информационный голод, но все же громко аплодировали и говорили хорошие слова. При этом обращали на себя внимание некоторые детали, в которых, как известно, и прячется некая необъяснимая сила вне зависимости от того, с каким знаком, плюсом или минусом, они воспринимаются. Начнем с тех, которые можно назвать положительными. Среди участников находился и даже выступил с прекрасной, преисполненной оптимизма напутственной речью в адрес проекта и соответствующих договоров представитель Еврокомиссии Фаузи Бенсарса. По его мнению, для проверки и оценки эффективности работы нефтепровода потребуется даже не несколько лет, а всего лишь несколько месяцев. Молча, но очень убедительно присутствовали при этом также послы США и Казахстана.
Среди загадочных деталей было отсутствие в составе украинской делегации (предварительно заявленного) заместителя министра топлива и энергетики и главы НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко (наверное, он счел достаточным, что делегация воспользовалась его служебным самолетом, в то время как он сам, вопреки решению коллегий двух министерств, был занят в очередном этапе кампании в пользу повышения в стране газовых цен). На самом деле с Бойко, известным в журналистских кругах в качестве заклятого друга аверса Одесса— Броды, все логично. Менее понятной представляется замена в последний момент первого заместителя главы украинского МИДа Александра Чалого его коллегой Александром Моцыком.
Обращал на себя внимание и тот факт, что стороны всячески старались представить небо над проектом ЕАНТК совершенно безоблачным. Возможно, дело обстоит именно так, и им известны и еще какие-то важные подкрепляющие детали, недоступные тем, кто наблюдает за развитием проекта вне зала для переговоров. Как бы то ни было, отвечая на вопрос «Дня», вице-премьер и министр инфраструктуры Польши Марек Поль, похоже, не без иронии отметил, что «хотя и есть определенное негативное внимание со стороны медиа» (такой была версия профессионального мидовского переводчика, диктофон же зафиксировал понятные и без перевода слова о «спекуляциях» некоторых заинтересованных медиа), «уже больше года нет никаких сомнений (у польской стороны. — Авт. ) в отношении этого проекта». Не могло не беспокоить Польшу и сообщение о том, что буквально накануне описываемых варшавских событий украинские СМИ дали утечку из источника, пересказавшего предварительные выводы компании Energy Solution, готовящей технико-экономическое обоснование реверса. «Источник» уверял, что главный вывод таков: реверс российской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды экономически выгоден.
Глава украинской делегации вице-премьер Андрей Клюев (на фото справа), отвечая на вопросы украинских и польских журналистов, также отдал дань дипломатии. Когда его спросили о том, какое решение примет правительство Украины, которому Президент страны поручил поставить точку в проблеме выбора аверс/реверс, самый главный энергетик и промышленник ответил: «Я недавно смотрел телерепортаж «Евроньюс», там показывали, сколько танкеров стоит в очереди для того, чтобы пройти Босфор. Поэтому сейчас проект «Одесса— Броды» очень актуален и очень перспективен». Из этого можно понять: а) Клюев понимает преимущества украинского и польского пути каспийской нефти в Европу; б) Клюев знает о давлении, оказываемом со стороны лоббистов реверса, и поэтому еще не уверен в том, какое решение примет правительство Украины. Правда, отвечая еще на один вопрос о выборе направления для нефтепровода, он, казалось бы, ответил без вариантов: «Естественно, это будет то направление, в котором он (нефтепровод) строился». (Вот только сторонники противоположного мнения утверждают, что проектом изначально предусматривался также и реверс.)
Успехи молодого вице-премьера во владении приемами дипломатии подтверждает и эксклюзивное интервью, которое «День» взял у него на борту самолета во время полета из Варшавы в Киев.
— Легко ли далось правительству Украины решение одобрить проект соглашения с Польшей по нефтепроводу Одесса — Броды — Плоцк — Гданськ?
— На заседании Кабинета Министров рассматривался этот вопрос. Решение было принято единогласно.
— То есть принять его было легко?
— Это было сделано единогласно, и это — главное.
— Вы чувствовали при этом какое-то давление?
— Никакого давления на нас не было.
— Почему это решение было принято не в декабре, как намечалось ранее, а только теперь?
— В декабре мы физически не успевали это сделать. Польша также не успевала, чтобы все это сделать синхронизированно. В результате польская сторона утвердила соглашение 13 января, а мы 14-го, то есть фактически одновременно.
— Как вы лично относитесь к выводам компании Energy Solution об экономической целесообразности временного (на три года) реверса нефтепровода?
— Дело в том, что еще никаких предложений не было. По заданию Министерства топлива и энергетики рассматривается несколько вариантов работы нефтепровода. Поэтому еще не было конкретных предложений и выводов со стороны названной вами компании. Сейчас идут консультации на уровне экспертов Минтопэнерго и Energy Solution.
— Выходит, то, что было обнародовано одним из агентств, — дезинформация?
— Это вопрос не ко мне, а к тому, кто опубликовал этот материал.
— Как, по вашему мнению, отреагировала бы Польша, если бы украинское правительство одобрило решение по реверсу?
— Я не могу отвечать за правительство другой страны. Надо спрашивать у моего коллеги, вице-премьера Марека Поля. Чтобы рассеять все ваши сомнения, я расскажу вам важную новость. В предпоследнюю рабочую неделю закончившейся сессии парламента Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел, одобрил и рекомендовал Верховной Раде принять по сокращенной процедуре, то есть сразу же в первом чтении, законопроект, разрешающий концессию нефтепровода Одесса — Броды. И если бы наша Верховная Рада работала и приняла этот документ, то все сомнения в отношении украинской позиции были бы сняты, поскольку моментально нашлись бы желающие стать концессионерами. А следовательно — и инвестиции для дальнейшего развития проекта на территории Польши, и нефть для поставок в Европу. Я уверен, что этот закон будет принят уже в феврале, что послужит мощным стимулом для развития ЕАНТК.
— Ваш предшественник на посту вице-премьера Виталий Гайдук громко «прикрыл» процесс создания международного газового консорциума. Какова ваша позиция?
— Газотранспортный консорциум работает. Идут — и достаточно интенсивно — переговоры. В ближайшее время мы уже перейдем в инвестиционную стадию проекта. Вы знаете, что уже принято решение строить новый газопровод. И я скажу вам самую последнюю информацию: он будет строиться в направлении от западной нашей границы к восточной. Первый участок пройдет от Ужгорода до Богородчан. Если не ошибаюсь, протяженность трубы составит 326 километров. Это существенно и в короткое время увеличит пропускную способность существующей газотранспортной системы. Вчера вечером (15 января. — Авт. ) НАК «Нефтегаз» подписал соответствующий протокол с АО «Газпром». Это очень перспективный проект, и мы в нем крайне заинтересованы. Он существует и переходит в инвестиционную стадию.
— Стоит ли Украине ограничить свое участие в газотранспортном консорциуме строительством этой новой трубы?
— Существующая газотранспортная система остро нуждается в инвестициях, расширении, реконструкции. И эти вопросы нужно рассматривать в комплексе, а консорциум и создавался в основном для того, чтобы привлечь инвестиции...
Выпуск газеты №:
№7, (2004)Section
Панорама «Дня»