АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
День «великой подставки»Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:
— Если бы существовала номинация «Подставка года», то я бы одним из главных номинантов на главную премию назвал сегодняшнее событие в парламенте. Объясню, почему. Этот день связывали не с самой политической реформой, а с ее началом. В этот день должно было пройти первое голосование в 226 голосов за один из законопроектов, по поводу которого достигнут компромисс. И тот факт, что к этому дню политические силы, оппонировавшие политреформе, тактически проигрывали, было очевидно. С точки зрения политического планирования и политических стратегий устраивать большие бунты вокруг первого голосования, где требуется всего 226 голосов, нелогично и нерационально. Более того, было бы вполне разумно и оправданно, если бы оппозиция сделала ставку на следующий цикл, связанный с политреформой, — это подготовка второго голосования, переговоры со своими потенциальными союзниками, попытка предложить какие-то контраргументы, связанные с выборами, — и тем самым попытаться переиграть большинство и пропрезидентские партии на втором голосовании. Я думаю, что такую линию поняли бы и избиратели «Нашей Украины» и БЮТ. А то, что произошло сегодня, — это смесь отчаяния с какими-то странными и явно подставными технологиями (в смысле подставки самих себя). Потому что, во-первых, оппозиция заявила о подготовке конституционного переворота пропрезидентскими силами и при этом сама захватила не только трибуну, но и президиум, и вывесила там плакаты. Вообще-то это выглядело как реальный парламентский переворот. Во-вторых, агрессия, с которой вели себя политики «Нашей Украины», — эти трубы, фанфары и прочее — это, скорее, поведение радикальных сил, а вовсе не реформаторской силы, которая критикует «антинародный режим».
И самое грустное (я думаю, что это обязательно заметят и эксперты, и симпатики оппозиции) — исчезли практически все лидеры оппозиции. Исчезли не в смысле отсутствия в зале, а в смысле активного публичного поведения. Ющенко затерялся в толпе своих соратников и на фоне развешанных везде лейблов «Нашей Украины» выглядел достаточно бледно, невыразительно и неартикулированно. Зато «первую скрипку» играли совсем другие представители этого блока. Насколько мне известно, А. Мороз вообще отсутствовал в зале, хотя политреформа, как он неоднократно заявлял, — это чуть ли не дело всей его жизни. Удивительно пассивно выглядел и лидер коммунистов Петр Симоненко. Во всяком случае, в роли телевизионных комментаторов событий чаще выступали его соратники.
Интересно, что так же пассивно выглядели и лидеры большинства. Достаточно бледно смотрелся спикер парламента, который вместо того чтобы перехватить инициативу и вести себя более агрессивно, выглядел в роли обслуживающего персонала, который все искал и не мог найти нужные слова, чтобы убедить «захватчиков».
Однако подобные сценарии подрывают, прежде всего, позиции оппозиционных сил и имидж политиков, претендовавших на роли политических лидеров. В одном случае мы, как результат, имеем снижение и без того достаточно хрупкого в последнее время рейтинга «Нашей Украины», во втором — неожиданно возникли вопросы в отношении тех политиков, которые на протяжении последних двух- трех месяцев позиционировались как возможные участники президентской гонки. Возникает риторический вопрос: а вообще подобное действо в день, который считался днем начала политреформы, — это в чьих интересах? Кто заказчик этой музыки? Поэтому я и назвал бы этот день «Днем великой подставки».
Что касается вероятных результатов сегодняшнего дня, то, во-первых, я думаю, что так или иначе, но голосование по политреформе будет организовано. В конце концов, сторонников этого голосования гораздо больше, чем противников, и есть много способов, включая голосование бюллетенями. Я, кстати, в таком варианте голосования не вижу ничего страшного, тем более, что это только начало большого диалога.
Второе — я бы посоветовал представителям радикальной оппозиции все-таки «прийти в себя». Потому что расчет на подобное поведение может окончательно подорвать к ним доверие не только со стороны избирателей, но и со стороны экспертов и международной среды, что тоже немаловажно.
Третье — мне кажется, что сегодняшний день может оказаться днем начала серьезных мутаций внутри оппозиционных сил. Впервые «столкнулись лбами» интересы, планы и расчеты оппозиции. Я имею в виду взаимоотношения коммунистов и «Нашей Украины», «НУ» и социалистов, коммунистов и БЮТ и т.д. — везде возникли трещины. Причем эти трещины стали результатом не больших дискуссий, а сжатых во времени непродуманных и радикальных действий. Они, грубо говоря, в этом зале увидели друг друга еще раз и как будто новыми глазами. И я думаю, что результатом этого прозрения будут серьезные изменения в рекогносцировке и в планах.
И последнее — возможно, что сегодняшние акции со стороны оппозиции только ускорят подготовку политреформы. Для этого, конечно, необходимо одно условие — чтобы на протяжении двух-трех дней участники большинства и коммунисты нашли способ легитимного голосования. Мне кажется, у них для этого есть все возможности.
Выпуск газеты №:
№234, (2003)Section
Панорама «Дня»