Перейти к основному содержанию

Бюджетные традиции

29 ноября, 00:00

Как и предсказывал «День», в четверг парламент Украины, в основном голосами «большинства» и вопреки инициированному оппозицией «народному» давлению, принял госбюджет-2004 во втором, окончательном чтении. Правительственный законопроект поддержали 234 депутата, против голосовали 165 народных избранников, не высказал своего мнения 41 депутат.

Доходы бюджета составляют 60,7 млрд. гривен, расходы — около 64,2 млрд. гривен. Дефицит бюджета доведен до 3,4 млрд. гривен, или 5,3% расходов. По сравнению с госбюджетом-2003 доходы увеличены на 14%, расходы — на 14,9%, дефицит — на 30,2%. При доработке проекта госбюджета-2004 ко второму чтению правительство увеличило его доходы на 4,3%, а расходы — на 7,7%.

Впрочем судьба бюджета была решена еще тогда, когда парламент поддержал представленный правительством законопроект о минимальной заработной плате. 26 ноября, накануне второго бюджетного чтения, Президент Украины подписал этот закон. С 1 декабря устанавливается минимальная зарплата на уровне 205 грн. в месяц. С 1 марта 2004 года будут возобновлены междолжностные (межквалификационные) соотношения в оплате труда работников бюджетной сферы, а с 1 ноября года будущего года — минимальная зарплата повышается до 237 грн. С 1 января 2005 года размер минимальной зарплаты устанавливается на уровне — 262 грн. Таким образом была окончательно решена самая острая бюджетная проблема, послужившая главным, видимым, поводом для разделения парламентариев.

Но анализируя ход нынешнего бюджетного процесса, премьер-министр Украины Виктор Янукович посмотрел в корень и пришел к выводу, что проблемы с принятием госбюджета на 2004 год обусловлены чрезмерной политизацией работы парламента. «Сегодняшние события в Верховной Раде свидетельствуют, насколько сильным уже сейчас является дыхание предвыборной борьбы», — заявил премьер. «Жизнь уже неоднократно учила нас, что наибольшим недостатком любого правительства становились необоснованные поступки, когда в угоду популистским лозунгам, текущим выгодам отдавалась экономическая стабильность, создавались условия для финансовой разбалансированности, инфляции», — подчеркнул Янукович. Он отметил, что введение уровня минимальной зарплаты, который не отвечает уровню роста ВВП, «поставило бы под удар всю финансовую систему страны, стабильность экономики». «Необоснованные обещания — это предпосылка невыполнения обязательств, а мы не имеем права быть экономическими авантюристами. Правительство берет на себя только те обязательства, которые может выполнить и выполняет их», — подчеркнул премьер и напомнил, что поэтапное повышение реальной зарплаты уже происходит. В нынешнем году зарплата бюджетникам повышена на 32%, а в первом полугодии следующего года она будет увеличена еще на 15%. Благосостояние людей будет улучшено за счет снижения подоходного налога до 13%, увеличения социальной помощи, повышения пенсий. Янукович назвал бюджет-2004 первым в истории Украины сбалансированным бюджетом развития. «И эта сбалансированность, которую ни в коем случае нельзя нарушать, является гарантией 100-процентного выполнения бюджета, отсутствия любых задолженностей перед людьми», — отметил он.

Но не следует ли сегодня задуматься еще и над теми фактами, несколько омрачающими эту важную победу правительства, которое в очередной раз продемонстрировало твердость своих намерений и умение воплощать их в жизнь, уверенно добиваясь поддержки фракций «большинства»? Следовало ли нынешним «победителям» привозить в столицу шахтеров и на кого еще как не на правительственное «большинство» они «стучали» возле парламента своими касками? Свидетельствует ли это о силе правительства или о чем-то другом? Например, о мере его приверженности представительной демократии? Не менее актуально, особенно в свете осуществляемой ныне по инициативе Президента политической реформы, звучит и вопрос о том, нужно ли было правительству (через «большинство») демонстрировать пренебрежение нормами парламентского регламента при обсуждении и принятии бюджета? (Напомним, что Бюджетный кодекс предусматривает постатейное, а не в целом голосование бюджета во втором чтении, что дает возможность парламенту вносить в него конкретные поправки). И ссылки на традицию в этом вопросе не только не украшают наш истэблишмент, но и закладывают довольно опасный прецедент. А их авторам стоило бы помнить о том, что судьба изменчива и завтра заложенной ими традицией могут воспользоваться другие...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать