В поисках взаимности
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030812/4139-6-1_0.jpg)
Впрочем, сближает названные фестивали еще и нехватка денег. Но, во-первых, это никому не интересно, во-вторых, делается все, чтобы зритель об этом не догадался, в-третьих, представления о необходимом финансировании не просто разные, а скорее, даже несопоставимые.
Роднит же всех истовая вера в значимость искусства в сегодняшней жизни, созидательную силу художественного диалога, в торжество гуманизма, красоты и гармонии. Звучит это, конечно, слишком пафосно. И потому никем не декларируется, но обязательно присутствует, звенит и светится в праздничности фестивалей, утверждает веру в приход дня просвещенного.
Пражский фестиваль практически полностью музыкальный, в программе Будапештского все большей становится роль театра. Ориентация обоих на классическое искусство оправдана особой заинтересованностью в зарубежном зрителе. Количество приезжающих из Германии и Австрии поражает. И не случайно мощное партнерство фестивалей с туристическими департаментами стран. Программа фестиваля публикуется почти за год до начала, в большой чести абонементы на все события. В спонсорах значатся мощнейшие компании мира, среди которых нет производителей вина, водки и даже прохладительных напитков. Пражане и будапештцы превращаются в учтивейших и объясняют преподробнейше, как пройти к театру, даже если он находится у вас за спиной. Финальные аплодисменты, неизменно стоя, звучат как премьерные. Защемило сердце от одного наблюдения: среди зрителей значительное количество людей пожилого возраста — элегантных, ухоженных, имеющих право на свою «театральную весну». Майский Киев тоже все ярче звучит иностранными языками (правда, это уже «...численные», но еще не «много...» деловые партнеры, приезжающие на день города и «Киев Травневий»), впечатлениями гостей из городов-побратимов, тоже несет добрую весть о жизни столицы Украины, но пока громадье майских событий не складывается в увлекательную, известную далеко загодя программу, которая бы подняла и привела в город толпы иностранцев.
«Киевский торт» и «Kyiv chiсken» (по-нашему «котлета по-киевски») известны на весь мир. Может, стоит сделать тысячекилограммовый тортик да котлетку весом в одну тонну и созвать весь мир на скромное угощенье? А еще — в назначенный час всеми радиостанциями, телеканалами и живыми голосами киевлян спеть нашу любимую песню о Киеве самым мощным в мире хором. И пусть под каждым каштаном наш день рожденья с нами празднует весь мир.
Дав отлежаться обильным театральным впечатлениям фестивального мая, сегодня понимаю, что самые сильные из них связаны с попытками театра преодолеть страх будущего. Темпы развития постиндустриального общества, уровень глобализации, планетарный масштаб цивилизационного выбора и неизменности глубинной сущности человека как такового — возможно, самый глубокий конфликт современности, обретающий ежедневно и ежечасно все большую остроту.
Для очевидной яркости его выявления театр прибегает к драматургическим мифам. Действие «Антигоны» Софокла в постановке стокгольмского Драматентеатра происходит во время политических беспорядков в европейской стране. Отец Креонт и сын Эдип оказываются по разные стороны баррикад. Требование Антигоны официально похоронить погибшего во время подавления молодежных выступлений брата ставит его отца перед выбором между семьей, гуманистическими традициями и собственной карьерной политической стезей. Еще один спектакль шведского биеннале — «Электра» Еврипида в постановке Штадт-театра Упсалы — трагедия в среде эмигрантов из арабского мира, которые выбрасываются из-за непонимания и неприятия мусульманских традиций инородным окружением на эшафот единокровной мести.
Действие «Макбета» Шекспира в постановке Будапештского камерного балета происходит в молодежной тусовке. Любовь и власть, дружба и деньги — вечные испытания. Но почему же сегодня в таком высокоразвитом и взаимосвязанном сообществе их преодоление опять ведет к взаимоуничтожению?!
Долог путь человечества от распятия за инакомыслие до отмены смертной казни за убийство — но привел ли он homo sapiens к безоговорочному признанию высшей ценности жизни? И не только человеческой, а во всех ее природных, божественных проявлениях.
Показанный Санкт-Петербургским «Театром на Литейном» в программе «Киева Травневого» «Эдип» Софокла любуется художественными эмблемами античной жизни. Пластика фигурок с росписей греческих ваз, струящиеся линии хитонов и туник, азарт лицедейства не затеняют, нет, острее выявляют вопрос о «завтра» человечества. Неведение этого, а значит, страх перед ним, не освобождает никого от ответственности перед кем бы то ни было. Как не освобождает самого Эдипа от ответственности неведение его о грехе, им совершенном.
Когда один из учеников Конфуция спросил его пару тысяч лет назад, каким одним словом можно руководствоваться всю жизнь, Учитель ответил: «Это слово — взаимность». Поиск взаимности между людьми всех рас и национальностей, между человеком и обществом, миром духовным и материальным, явленным и не явленным — вот волнение дня настоящего, волнение, объединяющее все эти фестивали.
Спасибо всем, кто читал о мной увиденном, спасибо всем, кто способствовал увидеть описанное. Особенная благодарность Посольству Швеции в Украине и «А.О. Венгрия — Туризм».
Выпуск газеты №:
№139, (2003)Section
Тайм-аут