Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Джинн» в бутылке

Только в столице 12 миллионов гривен в год проходят мимо бюджета
07 июня, 00:00

«Это большой секрет», — недружелюбно сказала «Дню» приемщица стеклянной тары в одном из столичных дворов, отвечая на вопрос о том, на кого она работает. «Вот на них...» — и показала на очередь из людей с сумками и мешками, в которой были и дети, и пенсионеры, и «профессиональные» сборщики бутылок, получающие свой «доход» в мусорных баках.

Понятно, что она лукавила, исходя из какого-то чуть ли не карикатурно понятого чувства корпоративной солидарности. Тем не менее цена вопроса в данном случае вовсе не копеечная. По некоторым далеко не полным оценкам годовой (теневой!) оборот бутылочного бизнеса в столице превышает 12 миллионов гривен, из которых примерно один-два миллиона легко изымаются и используются в виде личного дохода. При этом мало кто в городе знает имена тех, кто стоит на вершине бутылочной пирамиды.

Вчера утром корреспондент «Дня» побывал возле некоего склада, расположенного на улице Гринченко, вблизи столичного Байкового кладбища. Одна за другой отсюда выехали 25 автомашин с пустой тарой (а может, и деньгами) для приемных пунктов, расположенных по всему городу и работающих по устанавливаемым из единого центра тарифам. Поставленное на широкую ногу дело давало почву для подозрения в монополизме.

Эти предположения нашли подтверждение в документах налоговой милиции, еще год назад пытавшейся вывести оборотную бутылку из «тени». Однако несмотря на то, что для соответствующей операции было получено «добро» на всех уровнях, стражи налога не смогли проломить продуманную систему конспирации, удачно использующую несовершенство и нестыковку законодательства и опирающуюся на мощную «крышу» в законодательной власти, сообщил «Дню» источник, близкий к ГНАУ. Суд также сделал вид, что не верит в способности уличенного налоговой милицией монополиста-подпольщика поднять и подмять такую махину. В итоге «подпольная бутылка» продолжала наполняться звонкой монетой, являясь при этом еще и сырьевой основой для теневого производства ликеро-водочной продукции, где по-прежнему действуют и травят людей подпольные цеха.

В столице и Киевской области, Житомирской и Черниговской областях, да практически и во всех городах страны бутылочные монополисты полностью завладели соответствующим рынком (в сфере их интересов около 30 наименований бутылок пиво- безалкогольной и ликеро-водочной продукции, от бывших чекушек, именуемых теперь чебурашками, до фирменных). Но свою «продукцию» они не возвращают местным предприятиям, а везут, небезуспешно запутывая следы, за пределы регионов.

Для этого выработана довольно интересная схема «теневой логистики». В частности, в Киеве создано больше ста приемных пунктов. Здесь в две смены работают, как правило, бомжи или люди, обеспеченные немногим лучше. Приемщику даны подробнейшие инструкции на каждый жизненный случай. Если его, к примеру, пытаются проверить, то он говорит, что это его знакомый попросил пять минут поработать, и тут же уходит, бросая все имущество. Так что борьбу с ними налоговики считают бесперспективной.

Каждый такой пункт «курируется» своим диспетчером, снабжающим приемщика наличными деньгами и тарой и следящим за своевременным вывозом собранных бутылок. Устроиться сюда далеко не просто. Несмотря на требуемый низкий имущественный ценз, нужно располагать приемлемым для бутылочного монополиста залогом: лучше всего паспортом, а на худой конец — энной суммой денег или какой-либо ценной вещью. Паспорта в особой цене: их (без согласия владельцев, что, как правило, выясняется при обращении за жилищными субсидиями) используют для регистрации фиктивных предприятий, под флагом которых в дальнейшем перевозится от склада к потребителю теневой товар. Интересно, что склад может арендовать некий «божий одуванчик», никогда здесь не появлявшийся, но числящийся частным предпринимателем, а управляется (по доверенности) ее сыном, «достать» которого правоохранительным органам практически невозможно. Он нигде не засвечен как предприниматель — не учредитель, не директор, не главный бухгалтер... По закону ему нельзя предъявить претензий.

Теневой смысл бутылочные операции получают, естественно, в сфере ценообразования. Так бутылка, купленная у гражданина за пять копеек, а проданная затем намного дороже, прячется за так называемые схемы упрощенного налогообложения. Ведь предприниматель, работающий на едином налоге, не обязан в своей отчетности показывать состав своих оборотных средств — что там он купил/продал на рынке — бутылку или, скажем, костюм. На фиктивном предприятии пятикопеечная бутылка появляется уже по 15 коп. На следующем этапе она, часто даже не трогаясь с места, оказывается у буферного предприятия, которое получает ее, к примеру, по 16 копеек. «Буфер» добавляет к цене не больше копейки и «честно» платит налоги. Таким образом бутылка как бы легализуется, причем в действительности речь идет об утаивании прибыли (10 коп.), налог с которой, естественно, не платится, да и существенно занижается оборот фиктивной фирмы. Дальше продукция уходит на завод, где и наполняется (так называемая «четвертая смена»). Завод платит «буферу», а тот обналичивает деньги через фиктивное предприятие. Но это еще относительно легальная схема, в которой участвуют бутылки из под пива, воды или слабоалкогольных напитков. При этом приемщики, не имея с предприятием никаких официально оформленных отношений, практически каждый день получают свою зарплату так называемым «черным налом», то есть никакие социальные начисления на зарплату не производятся и в бюджет не поступают.

Основной же доход приносит, конечно, «глухая тень», когда фирменная бутылка («Смирнофф», «Немиров», «Гетьман» и др., — вторично на соответствующих предприятиях она не используется) поступает в подпольный цех по производству ликеро-водочной продукции и заправляется там «через шарик» фальсификатом, зачастую чрезвычайно опасным для здоровья.

Как считают специалисты, вопрос тут в нестыковке старых и недавно принятых законов, определяющих ответственность за подобные хитроумные действия. Кроме того, по их мнению, решение «бутылочного вопроса», введение его в законодательное поле (законный пункт приема, установленная государством минимальная цена оборотной тары для предприятий всех форм собственности), позволило бы прервать технологическую цепочку изготовления «паленки».

Корреспондент «Дня» спросил у налоговых милиционеров, готовящихся ко второму раунду наступления на «теневую бутылку» без особой надежды на успех: нужно отменять упрощенные формы налогообложения предпринимателей? Ответ был на удивление взвешенным: «Это прогрессивная форма налогообложения, позволяющая мелкому и среднему бизнесу подниматься. Но естественно, она требует законодательных дополнений и изменений, способных оградить предпринимателей от «теневых» соблазнов».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать