Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Ирак: каковы плюсы и риски участия в стабилизационных силах?
28 мая, 00:00
Принятое в понедельник Советом национальной безопасности и обороны Украины решение о направлении украинских военнослужащих для участия в стабилизационных силах в Ираке, естественно повлекло за собой ряд заявлений официальных ведомств Украины, а также народных депутатов, которые выступили с прогнозами относительно поддержки этого решения парламентом. В частности, Министерство иностранных дел Украины, как сообщил вчера на брифинге руководитель пресс-службы внешнеполитического ведомства Маркиян Лубкивский, считает, что решение СНБО о направлении украинцев в Ирак «полностью отвечает национальным интересам Украины» и надеется, что Верховная Рада поддержит это решение. Лубкивский назвал это решение «стратегически важным, политически зрелым и обоснованным». По его словам, Украина получила «реальный шанс осуществить весомый рывок в реализации евроатлантической цели».

Свое мнение о возможных позитивных и негативных последствиях участия украинских миротворцев в стабилизационных силах в Ираке «Дню» также высказали:

Александр БОГОМОЛОВ , вице-президент Центра ближневосточных исследований:

— Я думаю, что участие украинских миротворцев в стабилизационных силах в Ираке выгодно для Украины. Это дает возможность нашей стране выйти на принципиально новый формат взаимоотношений, прежде всего со странами Запада, Польшей, Великобританией, США, НАТО. Кстати, компания у нас собирается очень приличная — на аналогичной стадии решения этого вопроса сейчас находится Литва. К тому же участие в миротворческих операциях, контроль за возможными действиями конфликтующих сторон, техническая способность украинских военных ответить этим задачам, вызовам — это очень сильный мандат доверия, предоставленный Украине. Способность технически выполнить эту задачу свидетельствует об осуществимости того, о чем на политическом уровне давно идет речь — о возможной роли Украины в НАТО. То есть на эту операцию в исполнении украинских военных смотрят прежде всего как на тест.

В контексте неординарных обстоятельств, которые сейчас сложились в мировой политике — война с террором и неоконсервативный курс США в отношении Ближнего Востока — увеличивается количество новых возможностей. В более спокойной ситуации вряд ли можно было бы предвидеть появление новых шансов для Украины. В таких новых обстоятельствах, в современном изменяющемся и не очень безопасном мире, в обстановке, когда некоторые старые подходы и отношения ставятся под знак вопроса (например, отношения США с ключевыми европейскими странами), предложение, сделанное Украине и принятое ею, с одной стороны, чревато рисками. Но риски, прежде всего, должны беспокоить те страны, которым есть что терять, страны с устоявшимся местом в международной политике, с большими экономическими интересами в разных регионах (Германия, Франция и др.). А для стран, подобных Украине, которые как участники и субъекты международного права молоды, — это шанс, возможность улучшить свою позицию в международном раскладе сил. Очевидно, что поляки это поняли очень быстро, оптимально сориентировались и выиграли неожиданно много. В тот момент, когда Франция очевидно проиграла с точки зрения экономических и политических акций в своей условно миролюбивой позиции, другие страны «новой Европы» выиграли, оказавшись вовремя там, где нужно. Помимо того, что Польша получила свою зону контроля в Ираке, она получила и другие интересные предложения. Сейчас мы знаем, что бывший министр финансов Польши будет главным финансовым советником формирующейся новой иракской власти. Конечно то, что пока получила Украина, это меньше, чем то, что смогла получить Польша, но тем не менее, это шанс. И если продолжать реагировать быстро и действовать грамотно и профессионально с технической точки зрения, то Украина свою позицию в контексте большой Европы по отношению к Европейскому Союзу, к НАТО сможет значительно улучшить.

Что касается каких-то негативных сторон и рисков, то здесь нужно учитывать два аспекта. Во-первых, если посмотреть на то, в каком контексте обсуждается решение об отправке наших миротворцев в Ирак, то здесь бросается в глаза тот факт, что это участие многими украинскими наблюдателями связывается с возможностью получения экономических дивидендов в Ираке. Здесь нужно понимать, что связь такая, конечно, есть, но она не столь прямая, чтобы получить конкретные экономические выгоды, нужно очень много попотеть.

Присутствуют также некоторые политические риски. Нужно понимать, что в этой обстановке «креативного хаоса» степень риска всегда присутствует. В данном случае я вижу ее в следующем: Украина решает эту проблему и делает этот ход в контексте взаимоотношений с НАТО. Но надо иметь в виду, что место действия такой операции — это Ближний Восток, а действующие лица — это западные страны. То есть, решаться все вопросы будут именно с западными, а не с арабскими странами, и тем более не с Ираком, который сейчас не имеет никакого собственного легитимного национально-политического руководства. Этот аспект нужно учитывать, нужно думать, каким образом это будет воспринято и какие политические тексты должны быть созданы украинским внешнеполитическим ведомством на эту тему, каким образом Украина должна объяснить некоторые очевидные вещи, которые арабскому наблюдателю не могут не бросаться в глаза. Например то, что в свое время с режимом Саддама Хусейна отношения Украины были достаточно теплыми. Вплоть до того, что существовала даже двустороння межправительственная украино-иракская комиссия. И фигуранты известного «карточного списка», которые сейчас разыскиваются США и Британией (некоторые из них уже пойманы), приезжали сюда и принимались на государственном уровне. То есть, это выглядит как поворот Украины на 180 градусов. Никто не говорит, что такие повороты невозможны, но, тем не менее, нужно учитывать степень риска от такого поворота, нужно быть готовым к подобным вопросам, сформулировать аргументацию и иметь последовательную ближневосточную политику. Над этим уже нужно думать.

Георгий КРЮЧКОВ , глава парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны:

— Вести разговор о том, какой будет позиция нашего Комитета немного рановато. Дело в том, что Совет национальной безопасности и обороны принял политическое, принципиальное решение о направлении украинских миротворцев в Ирак для участия в стабилизационных силах. Но при этом СНБОУ дал две недели правительству для того, чтобы отработать правовые и организационно-финансовые вопросы. Это и зона действия наших миротворцев, и то, чем они конкретно будут заниматься, кто будет обеспечивать безопасность наших военных и нести за это ответственность, кто будет финансировать эту акцию. Также нужно прояснить до конца, насколько согласуется решение Совета нацбезопасности от 22 мая с нашим законодательством (поскольку в последнем у нас говориться, что международные миротворческие операции осуществляются под контролем ООН). В общем, должны быть отработаны все эти вопросы, после чего можно будет определить позицию. Кстати, примерно в таком же духе высказывался и секретарь СНБОУ Евгений Марчук.

Я думаю, что большинство депутатов Верховной Рады поддержат отправку украинских миротворцев в Ирак, если, конечно, за это время не произойдет чего-то настораживающего. Как например, недавняя катастрофа нашего самолета в Турции, вследствие которой погибли 52 испанских миротворца. То есть, депутаты будут очень дотошно выспрашивать, насколько обеспечена безопасность наших ребят.

В геополитическом плане: поскольку Совет Безопасности ООН по существу признал оккупирующими государствами США и Великобританию, то, наверное, это придает полулегитимный характер и самим стабилизационным силам. Наверное, тот, кто будет участвовать в миротворческой миссии, будет причастен и к решению вопросов, связанных с восстановлением экономики Ирака. С этим нужно считаться. Мы живем в циничном мире, и приходиться жить по его законам и исходить из национальных интересов. То есть, экономическая сторона этого вопроса диктует необходимость участвовать в этом деле. Но в моральном плане — «выгребать» последствия американской агрессии — это, как мне кажется, не очень хорошо. В общем, это вопрос очень неоднозначный и непростой.

Владимир БОНДАРЕНКО , политолог:

— Плюсы и минусы отправки украинских военных для участия в стабилизационных силах в Ираке прежде всего следует рассматривать в геополитическом контексте. Украина на сегодня вроде бы определилась с геополитическими ориентирами. Мы заявили, что идем в Европу, ставим целью вступление в НАТО, а также в ВТО, куда надеемся попасть до конца нынешнего года. Во всех трех случаях, особенно в двух последних, где речь идет о развитии отношений с Североатлантическим альянсом, а также со Всемирной торговой организацией, очень многое зависит от взаимодействия Украины с Соединенными Штатами Америки. Отношения Украины со США только выходят из прохладного периода. В нынешней ситуации Америка остро нуждается в партнерах, которые бы разделили с нею ответственность за операцию в Ираке и судьбу иракского народа. Лучшей возможности улучшить отношения, нежели та, что есть сейчас, нечего и ждать. Пример с отправкой Укрбата в Кувейт ярко свидетельствует о выгодах активной позиции. Однако это далеко не единственный аргумент в пользу принятого СНБО Украины решения. Как известно, до войны товарооборот Украины с Ираком составлял сотни миллионов долларов. Чтобы наше место не оказалось занятым конкурентами, Украине нужно прочно закрепить свои позиции в регионе. Без мощной политической поддержки вряд ли возможно и активное участие украинских предприятий в восстановлении Ирака, что в перспективе также очень многообещающе. Таким образом, принятое руководством страны решение в целом можно оценивать положительно. В то же время я бы хотел высказать и некоторые замечания. Оккупация Ирака доныне остается делом, мягко говоря, достаточно спорным с точки зрения международного права. Поэтому было бы весьма желательно, чтобы наши военные ехали туда под мандатом ООН, а также, аналогично случаю с отправкой батальона в Кувейт, получили нечто вроде приглашения от хозяев, то есть самих иракцев, а не только американцев. Перед нашими военными, которые отправятся в Ирак, задача будет стоять сложнее, нежели перед теми, которые находятся в Кувейте. Охрана стратегических объектов, «разведение» участников гражданских конфликтов — по- настоящему опасное дело, где не исключены и потери. А это значит, что требования к профессиональному уровню наших воинов должны быть очень серьезными. Наконец, финансовый аспект. Операция действительно обойдется в кругленькую сумму, возможно, на порядок большую, чем пребывание батальона химзащиты в Кувейте. Это означает, что нужно сделать все возможное, чтобы добиться компенсации расходов от американцев, британцев или другой стороны. Впрочем, я думаю, все эти проблемы разрешимы, и надеюсь, что Верховная Рада примет разумное, рациональное, взвешенное решение, которое бы учитывало национальные интересы Украины.

КСТАТИ

Заместитель председателя Верховной Рады Украины Александр Зинченко считает, что парламент одобрит решение о направлении украинских миротворцев в Ирак. А.Зинченко подчеркнул, что на такое решение парламента может повлиять то, что речь идет о миротворческом мероприятии, о восстановлении страны, а также «о возможностях украинских компаний».

В свою очередь, глава парламентского Комитета по вопросам иностранных дел Станислав Сташевский убежден, что Верховная Рада Украины должна принять решение направить миротворцев в Ирак. Депутат напомнил, что в соответствии с процедурой вопрос будет рассматриваться в профильных комитетах парламента, в частности, по иностранным делам и по вопросам национальной безопасности и обороны. Только после этого вопрос будет вынесен на обсуждение в сессионный зал парламента.

Лидер социалистов Александр Мороз также считает, что парламент поддержит это решение. Однако он заявил, что его фракция будет голосовать против отправки украинских миротворцев в Ирак.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать