«Бриллиант европейской короны» или «Вавилон неасфальтированный»?
Сегодня у Киева — именины. «День» попросил своих экспертов назвать несколько причин, по которым они любят этот город, и что в нем их не устраивает. А значит — пожелать «исправиться».
Наталья СУМСКАЯ, актриса театра украинской драмы им. И. Франко:
— Мне очень неприятен тот факт, что в горячо любимом мною городе происходят вещи, которые не позволяют отдельным людям очароваться Киевом. Многие столичные улицы — в ужасном состоянии, проблему перегруженности автотранспортом только лишь констатируют, но никак не решают, а зачастую современным строительством и усугубляют. И знаменитая киевская зелень уже не в состоянии «скрыть» это: самой зелени стало значительно меньше — главный «бренд» столицы постепенно обесценивается. Неприятно и другое. Киев и его харизма, «интеллигентность» столицы — пусть последняя даже и обладает легким налетом провинциальности — в моем представлении никак не вяжется с «шоу-бизнесовостью», наступающей на город: элементы последней можно наблюдать в любой сфере общественной жизни. И — хоть это проблема не только лишь столичная — меня не перестает неприятно поражать наличие большого количества людей, живущих на позорно мизерные средства.
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, президент Агентства корпоративной поддержки «Трайдент»:
— Город, которому отдал 30 лет, в котором сделана карьера, пошли в школу твои дети, невозможно не любить. Лишь в Киеве я, скажем так, являюсь тем, кем являюсь, поэтому всегда есть желание сюда возвращаться. И бывая за рубежом, мне приятно отвечать на вопрос, из какого города я прибыл. К сожалению, правда, нередко приходится объяснять, что Киев — это столица Украины. И тут иногда тоже начинаются проблемы: это порождает новый вопрос...
Но если приложить некоторые усилия, эту ситуацию можно будет исправить. А вот о чем я действительно сожалею, так это об отсутствии в Киеве того, что называется «среда». Не андерграундная или масскультурная, а среда как сеть сложных многолетних взаимоотношений городской интеллектуальной элиты, осознающей ценность подобной связи. Такая среда есть в Москве, в Петербурге, Будапеште, и — наиболее плодотворная — в Варшаве. Когда-то ее существование ощущалось во Львове, теперь ее нет и там. В Киеве — интеллектуалы разбежались по своим феодальным крепостям, встречаются лишь в случае крайней необходимости. И из-за отсутствия этой культурной, политологической и социологической канвы, как отмечают многие, столица сильно проигрывает.
Борис ОЛИЙНЫК, поэт, народный депутат Украины:
— На мой взгляд, главный секрет того, что столицу невозможно не полюбить, заключается в шарме, который придает Киеву его древняя история. Пребывать в столь почтенном возрасте, быть в свое время бриллиантом европейской короны — Дай бог каждому такую судьбу. Идею города, его дух не удалось истребить даже монголо-татарам. Поэтому так больно наблюдать за истреблением этого духа сегодня. За явным «перебором» в архитектуре. За тем, как Киев постепенно превращается в «веселый» город, где нет своего языка. Не следует забывать о том, что мы титульная нация, а столицы — всегда были и будут примером для регионов. Париж, будучи толерантным по отношению к национальным меньшинствам, не боится усиливать нормы использования французского языка. Киев — постоянно «стесняется».
Вадим МИСЮРА, глава Киевской городской организации СДПУ(О):
— Киев любим мною за Владимирскую горку, Андреевский спуск, Днепр и каштаны. Мне кажется, эти и некоторые другие точки столицы создают определенную ауру, которая влияет на характер живущих здесь людей: многие отмечают, что киевляне очень отзывчивы. Несмотря на то, что столица активно развивается, здесь почему-то не устаешь от шума большого города: возвращаясь, к примеру, из Москвы, это ощущается очень явно. Однако, как водитель, не люблю столичные пробки и бесконечные ремонты на дорогах.. А также, с учетом того, что Киев является центром бурной во всех отношениях жизни — сильную прагматизацию этой самой жизни. И еще я не люблю сегодняшний Майдан.
Карел ШТИНДЛ, Чрезвычайный и Полномочный посол Чехии в Украине:
— Мне повезло впервые увидеть Киев в мае (ровно год назад меня назначили на эту должность), и первое, что меня очаровало, — это, конечно, обилие зелени, парки и сады. Практически сразу я понял, что и люди здесь особенные. Не только наши партнеры из МИДа и тех институций, с которыми посольство наладило связи, но и те, кого мы с женой встречали на улице во время прогулок: киевляне любознательны и открыты. Я люблю большие реки, поэтому не мог не полюбить Днепр. Хорошо, что, несмотря на Вторую мировую, в столице сохранилась архитектура конца ХIХ — начала ХХ столетий: сегодня она — несомненное украшение города. Мне нравится, что в Киеве строится много жилья. Однако, с другой стороны, я сомневаюсь, что существует какое-либо урбанистическое планирование: старая архитектура объединена идеей, новая — нередко появляется хаотично. Меня неожиданно неприятно поразило метро: ездит быстро, но в Чехии оно более чистое. Также смущает медлительность в работе многих государственных и столичных органов власти: принятие простых решений очень часто затягивается. Ресторации, магазины в столице — это уже несомненная Европа. Равно как и некоторые рынки: их очень полюбила моя супруга. Еще — мы очень любим Пирогово: для приезжающих к нам друзей его посещение обязательно.
Вячеслав ДЮДЕНКО, дизайнер по прическам:
— Киев — законодатель для регионов, поэтому, хоть многое из моих «люблю — не люблю» и можно отнести на счет Украины в целом, но, в первую очередь, это адресовано столице. Не люблю: за «заброшенные больницы и униженных врачей; за национальный экстремизм и профанацию украинской идеи в институтах; за разбазаривание культуры: возвеличивание пронырливых и забвение гигантов. За провинциальность органов власти и сельскую милицию; за импотенцию власти городской в отношении таксистской мафии на вокзалах и аэропортах.
Люблю, в первую очередь, за полуторатысячную историю: мы имеем такую историческую мощь, которой не могут похвастаться другие государства. Хотя сегодня мы не знаем, как этим пользоваться и делаем приоритетом «шароварщину»…Люблю столицу за красивых женщин: думаю, что наш супергенофонд — одно из главных достояний. Очень жаль, что он так стремительно уходит за границу. Люблю за «Динамо» — по большому счету, Киев нередко знают только благодаря этой команде. За «Сезоны моды», которые «аккумулируют» творческие слои общества и два раза в год совершают маленькую революцию в умах населения. И, наконец, люблю просто за то, что это мой родной город. Ведь то, что я сегодня в нем не приемлю, относится не к столице, а к отдельным людям, принимающих неправильные решения.
Михаил ПОЖИВАНОВ, заместитель главы Киевгоргосадминистрации:
— Киев — город, где живет моя семья, это Крещатик, где я и мои единомышленники работаем, это зеленый лесной массив, где живут люди, отдавшие за меня голоса на выборах. История моей любви к городу началась с Золотых Ворот и Софии. Для зарубежных делегаций светские портреты и лики Софии Киевской — показатель высокой культуры, бытовавшей на этой земле. Для меня — нечто большее: европейская идентификация. Мне нравится, что, несмотря на различные внешние факторы, дух столицы остается неизменным. Он чувствуется равно как в десятках маленьких кафе или частных галерей, так и на Олимпийском стадионе — дух вечного поиска свободы.
О негативном, тем более накануне праздника, мне бы говорить не хотелось: любовь к городу, как и любовь к женщине, требует верности.
Зиновий КУЛИК, политолог, шеф-редактор журнала «ПiК»:
— Поездив по миру, с гордостью и уверенностью констатирую: Киев один из красивейших городов. Говорят: «Увидеть Париж — и умереть». Видел: умирать не захотелось. В свое время увидел нашу столицу — и захотел стать киевлянином: апостолы, в данном случае Андрей Первозванный, выбирали благодатные места.
Люблю этот город за красоту и комфорт, особенно ранним утром, когда немного машин. Мне нравится то, что, в отличие от городов, где все «стабильно» (каждый знает, когда нужно пить чай или когда пойдет дождь), Киев — живой и пульсирующий. Городская жизнь наполнена вечными неожиданностями: как неприятными, так и приятными, но последних больше. И (что неудивительно при его пульсирующей натуре) Киев — это город, который всем дает возможность реализовать свой шанс. В общем, перефразируя классика: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо в Киеве» .
Однако мне очень не нравится, что «благодаря» новостроям столица утрачивает свое оригинальное лицо: «обезьянничание» превращает ее в эдакий «Вавилон неасфальтированный». «Мадрид» и «Париж» еще можно представить в новых районах, но зачем переносить их в центр? Беспокоит меня и то, что Киев превращается в город-отстойник, где скапливаются не лучшие представители мигрирующих наций. Раньше приезжие за очень быстрое время становились киевлянами, сегодня они — хозяева города, навязывающие свои правила игры. Мне не нравится, — пусть это пока и не всем заметно — что из подполья выходит криминалитет: Киеву это, на мой взгляд, никогда не было свойственно. И еще: нам следует избавляться от стереотипов в духе «Киев — мать городов русских» — это унизительно. Подобные «великодержавные» настроения не имеют ничего общего ни с патриотизмом, ни с демократическими принципами, которые в разные года и столетия провозглашались на этой земле.
Александр ЗАДОРОЖНИЙ, народный депутат Украины, постоянный представитель Президента в парламенте:
— Причина любить: Киев был и остается городом с очень интересными климатическими условиями, которые в последнее время, к сожалению, ухудшаются. Напомню старый-престарый анекдот 1986 года, когда Михаил Сергеевич Горбачев в апреле, глядя на Днепр, горько сказал: «Хорошо вам, киевлянам, живете, как на курорте». А на следующий день произошла Чернобыльская катастрофа. Кстати, близость Киева к Чернобыльской АЭС — это негатив, потому что это постоянно держит киевлян в напряжении. И звонок в два ночи с вопросом знакомых: «Что же там опять произошло в Чернобыле?» — смеха не вызывает.
Вторая причина, почему Киев стоит любить — это то, что город все больше обретает статус культурной столицы. Он всегда был культурной столицей Украины наряду со Львовом, хотя и был больше русифицирован, и потому мы всегда его несколько паллиативно называли культурным центром, а не центром украинской культуры. Но это, по-видимому, правильно, поскольку отсюда пошла Рось, и это первая столица древнерусского государства. В этом смысле у Киева много преимуществ перед другими городами — по количеству театров, библиотек, высших учебных заведений.
В-третьих, Киев — это город, который, благодаря усилиям многих киевлян, остается финансовым центром страны. А это дает возможность многим киевлянам удачно находить работу и работать, поэтому уровень жизни жителей столицы намного выше, чем уровень жителей провинции. Кстати, в этом есть и негатив — плохо, что Украина развивается так неравномерно, и киевляне намного состоятельнее других украинских граждан.
Четвертым плюсом города Киева является то, что он динамично развивается. Я внес один законопроект по Киеву — на него очень интересная была реакция многих депутатов. Этот законопроект отражал пожелания большинства моих избирателей. Он касался того, чтобы все дорожные работы в столице проводились ночью и днем не мешали движению транспорта. Интересно, что 95% избирателей эту идею поддержали. Но реакция депутатов, избранных по так называемым провинциальным округам была следующей: «А мы заинтересованы в том, чтобы дорожные работы в наших городах вообще велись». Это свидетельствует о том, что Киев развивается намного динамичнее других, даже крупных городов Украины. Идет строительство новых торговых, культурных центров. Уже стало хорошей традицией, что почти ежегодно открывается что-то новое, интересное для киевлян и гостей города.
И последний, пятый плюс, исходя из всего вышесказанного, киевлянам намного легче и лучше жить, чем другим. Я, поездив по Украине, пришел к выводу, что настроение киевлян, как какой-то интегральный показатель намного выше, чем настроение всех остальных. Но одновременно — и это минус — жить в Киеве намного сложнее, чем в селе. Для этого нужно иметь крепкие нервы и много энергии. Потеря ежедневно двух часов на дорогу на работу и домой компенсируется только тем, что хорошо, что эта работа вообще есть.
Еще один минус — отсутствие концепции, видения стратегического развития города у киевского руководства в начале 60-х привело к тому, что мы все сейчас являемся жертвами того старого строительства. Тогда планировали хрущебы, планировали, что все мы будем ездить автобусами и метро и, соответственно, не строили площадок для автомобилей. К сожалению, некоторые моменты в современном градостроительстве воспроизводят эти устарелые тенденции.
Выпуск газеты №:
№88, (2003)Section
Панорама «Дня»