Правильная ориентация
Александр ТОДИЙЧУК: В Европу — нефтетранспортным путем
«День» уже не раз выносил на обсуждение общественности проблему использования украинской части Евроазиатского нефтетранспортного коридора. Сегодня к этому вопросу снова привлечено внимание в связи с тем, что он приобрел еще и геополитический смысл после выступления в нашей газете (3 апреля) послов США, Германии и Польши. Получив дополнительные промышленные мощности по транспортировке нефти, Украина укрепилась как транзитное государство — реализация данного проекта позволяет нашей стране диверсифицировать поступления сырой нефти, подключив каспийские источники. Кроме того, страны Европейского Союза благодаря реализованному украинскому проекту также потенциально расширили возможности укрепления энергетической безопасности. Таким образом, в политическом плане можно утверждать о предпосылках для роста мирового политического рейтинга нашей страны и о дополнительных возможностях реального интегрирования Украины в Европейское Сообщество. Впрочем, несмотря на все потенциальные преимущества, нефтепровод сегодня практически не работает. Более того, вокруг него идут дискуссии об изменении проектных направлений транспортировки нефти.
Украина, самостоятельно построив сложный и мощный нефтетранспортный комплекс, израсходовав огромные средства на строительство, неспособна воспользоваться полученными благодаря этому преимуществами над конкурентами, которые также лоббируют собственные нефтяные пути в Европу. Почему?
Напомним, что несколько лет назад заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, доктор экономических наук Трофим Ковальчук предупреждал в нашей газете о губительности политики национального изоляционизма для данного международного по своему уровню проекта. Проводником этой политики выступал бывший руководитель системы магистральных нефтепроводов «Дружба» Любомир Буняк, которому правительство Виктора Ющенко поручило координировать на национальном уровне строительство украинской части нефтетранспортного коридора и увязать его с международной инфраструктурой добычи, транспортировки и потребления сырой нефти. Стратегия, избранная «изоляционистами», заключалась в том, что стоит лишь построить «трубу», как возле нее выстроится очередь заказчиков на транспортировку — владельцев нефти. Сегодня трудно сказать, что лежало в основе связанного с этим просчета: обычная заносчивость или определенные намерения. Очевидное следствие пассивных действий: основная часть нефтепровода наполнена технической водой, а работает только 52-километровый отрезок (менее 10% от общей длины) прокачивая в обратном запланированому направлении российскую нефть. «Укртранснафту», которая сегодня управляет нефтепроводом, можно понять — ведь нужно зарабатывать средства на содержание и сохранение нефтетранспортного комплекса. Без привлечения дополнительных источников финансирования он станет непригодным для использования по назначению. Кроме того, временная загрузка хотя бы части мощностей позволит минимизировать значительные убытки, которые несет Украина от его простоя. Ирония судьбы заключается в том, что вследствие «патриотичности» позиции позапрошлого правительства относительно противодействия созданию международного консорциума, нефтепроводом — в собственных интересах — могут воспользоваться российские компании. А Украина — может потерять мощный рычаг интеграции в европейский рынок энергоносителей.
Сегодня даже «наибольшим патриотам» все более очевидными становятся выводы Совета национальной безопасности и обороны (по поводу которых в прессе тогда развернулась почти истерика), который на нескольких своих заседаниях рассматривал вопрос нефтетранспортного комплекса и отмечал не только необходимость ускорения всех связанных с этим работ, но и потребность развивать международное сотрудничество, привлекать зарубежных инвесторов. Организационной базой для этого должен стать международный консорциум. Поручение о его создании Президент Украины дал еще в начале 1998 года.
«К сожалению, его невыполнение, — сказал в начале беседы с «Днем» председатель «Укртранснафты», специальный уполномоченный Украины по вопросам ЕАНТК Александр Тодийчук, — привело к тому, что мы потеряли время и вынуждены наверстывать его в пожарном темпе. Единственное, что вселяет надежду, — действия нынешнего правительства, которое не отказывает важному для нашего государства стратегическому проекту в должной политической поддержке как внутри страны, так и на международном уровне».
— Весомая поддержка «западного направления» нефтепровода была оказана и послами трех таких влиятельных государств, как США, Германия и Польша, опубликовавшими в «Дне» статью, в которой они дают высокую оценку евроинтеграционной направленности нефтепровода Одесса—Броды. Какова ваша оценка позиции, высказанной дипломатами?
— Буду откровенным: эта публикация хотя и стала для нас неожиданностью, но неожиданностью приятной и даже знаковой. Впервые послы стран, роль которых в реализации проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) важна, консолидированно публично выступили в его поддержку. По сути, высказанные в статье взгляды и подходы наших партнеров относительно места Украины в системе европейского энергообеспечения полностью совпадают с нашими. И это закономерно, поскольку наша политика в рамках проекта ЕАНТК строится на основе переговоров, консультаций, конференций, в которых принимает активное участие международная общественность, в частности, представители политических, деловых и научных кругов США и европейских государств.
Интерес к проекту Евроазиатского нефтетранспортного коридора в последнее время значительно вырос. Это ощущается по активности потенциальных партнеров, количеству публикаций в СМИ. Одесса-Броды упоминается почти на всех высоких встречах, когда обсуждаются стратегические вопросы Украины. Уже сформирован развернутый перечень основных бизнес-сценариев развития украинской нефтетранспортной системы, которая перерастает в мощный проект Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). А нализируются также коммерческие и стратегические составляющие этих сценариев. Разработка бизнес-плана будет завершена в конце июня 2003 года, но уже первые результаты исследований, проведенных Pricewaterhouse Coopers, свидетельствуют, что у данного проекта привлекательная перспектива. Международные специалисты считают транспортировку каспийской нефти в Чехию, Германию, Польшу экономически выгодной. Существует также интересный вариант выхода легкой каспийской нефти на немецкий глубоководный морской порт Вильгельмсхаффен.
Кроме того, мы опять вернулись к активному изучению варианта сотрудничества с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК) по маршруту Тихорецк-Лисичанск-Кременчуг-Броды, который обходит Черное море. Это побуждает потенциальных заказчиков и пользователей нефтетранспортной системы к активным действиям, которые даже начали приобретать черты борьбы за проект. И поскольку другие проекты не имеют такой мощной международной поддержки, это хороший шанс начать реальную широкомасштабную интеграцию экономики Украины в экономическое пространство объединенной Европы. Евросоюз уже сегодня рассматривает украинский вариант как общеевропейский проект и важный элемент новой стратегии энергетической безопасности ЕС. Вице-президент Европейской комиссии по вопросам энергетики и транспорта Лойола де Паласио отметила, что значение ЕАНТК, в случае его полномасштабной реализации, не только для двух отдельно взятых стран — Украины и Польши, но и для Евросоюза в целом. Высокая оценка и поддержка проекта была высказана Председателем Европейской комиссии Романом Проди во время его недавней встречи в Брюсселе с премьер-министром Украины Виктором Януковичем. Мы ощущаем постоянное внимание и поддержку правительства США (для примера упомяну недавний визит в Украину Стивена Манна), растет также активность нашего сотрудничества с польскими и немецкими партнерами, об этом также много говорится в СМИ. Успешная реализация этого проекта как стратегического для ЕС укрепляет также и безопасность нашего государства.
Приятным сообщением было для нас заявление (во время переговоров с премьер-министром Украины) президента ЕБРР Жана Лемьера о готовности банка войти в международный нефтетранспортный консорциум на кредитных или инвестиционных началах. Это также позитивный сигнал партнерам, с которыми мы работаем.
— Каково значение проекта ЕАНТК для успешной интеграции Украины в евроатлантическое сообщество и европейские рынки?
— Слова Дж. Рокфеллера, сказанные в ХIХ веке: «Кто контролирует нефтетранспорт, тот держит в руках и добычу, и переработку нефти» остаются актуальными и в веке ХХI. Транспортировка энергоносителей всегда является традиционным элементом реализации геополитических и геоэкономических доктрин. Украинское государство избрало в этом свои приоритеты. Важнейшие из них — сотрудничество вместо диктата, партнерство вместо зависимости, диверсификация вместо монополизации.
Реализуя проект ЕАНТК, Украина исходит из философии нового мышления — сделать трубопроводы механизмом, который порождает дополнительные возможности — уменьшает зависимость от поставок из одного источника, содействует увеличению степени политической свободы руководства государства в выборе приоритетов развития страны, развивает взаимовыгодную международную кооперацию.
Сейчас формируется новый геоэкономический и геополитический ландшафт Европы. Украина имеет реальные шансы на европейское будущее. Но путь к нему лежит не через словесные декларации, а через реализацию конкретных проектов, которые выгодны Украине и нужны ЕС. ЕАНТК является одним из этих, к сожалению, немногих проектов, которые Украина вместе с Польшей может предложить Европейскому Союзу.
Именно украинско-польский тандем, учитывая геополитическое положение обеих стран в пространстве «от моря до моря» может сыграть одну из ключевых ролей в обеспечении энергетической безопасности расширяющегося ЕС. Проект ЕАНТК от Одессы до Гданьска может сыграть роль станового хребта для стратегического партнерства Киева и Варшавы не в декларативном, а в реальном понимании этого термина. В случае успешной реализации он может уменьшить зависимость обеих стран от традиционных поставок нефти, повысить роль Украины и Польши как транзитного тандема на Европейском континенте, наполнить новым содержанием сотрудничество в треугольнике ЕС — Украина — Польша.
Приятно отметить, что сотрудничество с Польшей по реализации проекта «Одесса — Броды — Гданьск» получило дополнительную динамику после Жешува, где в июне прошлого года под эгидой президентов обеих стран состоялся украинско-польский бизнес-форум.
— В своей статье Послы высказали предостережение относительно возможного реверсирования нефтепровода Одесса-Броды. Насколько реальны эти опасения, и каковы риски подобного сценария?
— Результаты изменения идеологии нефтепровода Одесса-Броды трудно предсказать. Как мы уже говорили, его стратегическое значение — транспортировка нефти из Одессы до Бродов, и дальше на Запад до Плоцка. Мы получили пожелания от ЛУКойла, ЮКОСа, ТНК относительно реверса, но пока что не получили их коммерческих предложений. Мы будем рассматривать все варианты, как это принято в бизнесе, но я не думаю, что в стратегическом курсе Украины по этому вопросу должны происходить какие-то радикальные изменения. Если нам сегодня упомянутые компании пообещают даже «золотые горы», мы должны думать о завтра и послезавтра. Сегодня мы опередили своих конкурентов, реально построив трубопровод в обход Босфора.
Новые нефтетранспортные объекты уже приносят большие деньги в бюджет государства и в ближайшее время начнут работать на полную мощность. Начав прокачку из Брод в Одессу, мы на первом этапе можем получить определенные дополнительные деньги, но в то же время приостановим развитие проекта и ликвидируем фору, которую имеем против конкурентных проектов (Бургас-Александрополис, Констанца-Омишаль, Балтийская трубопроводная система и другие). Не исключено, что в этом случае после их реализации к проекту Одесса-Броды могут потерять интерес и те, кто сегодня предлагает качать нефть из Одессы до Бродов, и те, кто — из Бродов до Одессы.
Маршрут транспортировки нефти, предложенный ТНК, ЮКОСом и ЛУКойлом через территорию Беларуси, а потом из Брод на «Южный» — самый длинный из существующих маршрутов транспортировки нефти из Самары. Он определенным образом лимитирован пропускной способностью белорусской нефтетранспортной системы. Прокачка нефти по нему будет стоить для клиента на $2,5 дороже на тонне, чем любой другой действующий маршрут по системе Приднепровских магистральных нефтепроводов.
Сегодня, по бизнес-плану краткосрочного этапа нефтепровода Одесса-Броды, мы в реверсивном режиме используем его 52-километровый участок и терминал «Южный» для перекачки дополнительных объемов нефти из Кременчуга. Целесообразность использования этого участка трубопровода акцентировали в своих исследованиях компании Halliburton Kellog Brown & Root и Cambridge Energy Research Assosiation, которые они выполнили в 2002 году.
По контрактам с 4 компаниями на прокачку по маршрутам Мичуринск — Кременчуг — «Южный» и Великоцк — Лисичанск — Кременчуг — «Южный» дополнительно к объемам транзита на Одессу будет отгружено в порту «Южный» не менее 4 млн. тонн нефти. До конца 2003 года мощность экспортного потенциала «Укртранснафты» будет увеличена до 7 млн. тонн нефти в год. Следовательно, у перечисленных российских нефтедобывающих компаний появляются новые экспортные возможности на взаимовыгодных маршрутах.
Начиная с января 2003 года мы уже отгрузили через «Южный» около 500 тыс. тонн нефти. Бюджет Украины в этом году получит не менее 40 млн. гривен от использования новых нефтетранспортных объектов при уровне загрузки в 4 млн. тонн. А в случае увеличения грузопотока до 7 млн. тонн, объем дополнительных поступлений составит почти 70 млн. гривен. За счет полученного дохода «Укртранснафта» сможет решить вопрос приобретения технологической нефти и с начала следующего года, независимо от активного нежелания кое- кого за пределами Украины, Одесса — Броды сможет начать коммерческую транспортировку легких сортов нефти. Предварительные результаты работы PricewaterhouseCoopers указывают на довольно оптимистичные перспективы проекта. Однако, следует помнить, что любая непоследовательность украинской стороны в части изменения стратегического направления использования трубопровода не останется незамеченной нашими партнерами, которые будут расценивать это как рост политических рисков проекта .
— США, Германия и Польша (через своих Послов) высказали также предостережение относительно несовершенства соглашений по проекту «Дружба — Адрия». Это может повредить реализации проекта «Одесса—Броды»?
— Предостережение со стороны американской стороны о том, что соглашения по проекту «Дружба — Адрия», подписанные в 2002 году с участием России, Украины, Беларуси, Словакии, Венгрии и Хорватии, блокируют развитие проекта «Одесса— Броды» возникли не сегодня. По этим вопросам были проведены соответствующие развернутые консультации. По сути, внимание фокусируется на том, на каких условиях подписываются соглашения по проекту «Дружба — Адрия». Эксперты США предостерегают от возможной потери Украиной свободного доступа к нефтепроводу «Дружба», что может ограничить возможности его использования для перекачки легкой нефти из нефтепровода «Одесса — Броды». В настоящее время указанные вопросы дополнительно прорабатываются рабочей группой стран—участников проекта и нашими экспертами.
В то же время, считал бы необходимым отметить, что ни в выводах экспертов, ни в статье послов нет возражений в отношении проекта «Дружба — Адрия» или аргументации его несовместимости с проектом «Одесса — Броды». Наоборот, идея доставки каспийской нефти из Одессы в глубоководный хорватский порт Омишаль активно поддерживается американскими экспертами. В свою очередь, специалисты ОАО «Укртранснафта» прорабатывают технические вопросы относительно раздельной последовательной и параллельной прокачки двух сортов нефти (Urals и «легкой»).
Выпуск газеты №:
№64, (2003)Section
Панорама «Дня»