Перейти к основному содержанию

«Не больше двух»... единых кандидатов

19 февраля, 00:00

Представители СПУ продолжают делать заявления о необходимости отставки Президента Леонида Кучмы. Однако в последнее время в их позиции наметились нюансы. По словам одного из лидеров СПУ Иосифа Винского, социалисты готовы сотрудничать с любой политической силой, которая на деле выступит за продвижение политической реформы, в том числе и с партией власти. Если заявления обеих сторон (власти — с одной стороны, а социалистов и похожих по позиции коммунистов — с другой) действительно искренни, похоже, что на этой почве возможна серьезная трещина в оппозиционном лагере. Ведь ни БЮТ, ни «Наша Украина» пока что большого энтузиазма по поводу урезания полномочий главы государства не проявляли. Об этом, а также о некоторых других аспектах ситуации в оппозиционном лагере — в интервью с Иосифом ВИНСКИМ.

— Социалисты с аксиоматической уверенностью называют себя оппозиционерами. Но вот когда в конце прошлой сессии голосовался основной финансовый документ страны — Госбюджет-2003, почти все голоса фракции СПУ были «за». Как это понимать?

— Все дело в том, что бюджет был принят совсем не таким, каким его предложило правительство. Это и есть основной мотив нашего голосования. В проекте правительства было 43 млрд. грн. расходов. В том варианте, за который мы отдали свои голоса, — 52. За прирост вот этих почти 10 млрд. грн. мы и голосовали. Это не было элементом поддержки действующего правительства, а было поддержкой бюджетной сферы и тех людей, которые получают зарплаты, пенсии, другие социальные выплаты.

— Но все же, есть ли разница между оппозиционностью социалистов и оппозиционностью коммунистов, которые, несмотря ни на какие аргументы, за бюджет не голосуют?

— Это надо у коммунистов спросить. Мы не можем комментировать позицию КПУ.

— Сейчас в прессе ведется немало разговоров на тему выдвижения от оппозиционной «тройки» — «Наша Украина», СПУ и БЮТ общего кандидата на пост Президента Украины. Относительно согласования кандидатуры между блоком Ющенко и Тимошенко все в общем-то понятно. Но как относительно вашей партии?

— Здесь есть две темы. Первое. Разговоры о едином кандидате сегодня — чистая провокация, направленная на раскол оппозиции. Второе — я убежден, что в день голосования будет единый кандидат от оппозиции. Во всяком случае, если не один, то не более двух. К тому же, сегодня не так уж важно, кто правый, кто левый. Водораздел идет несколько иначе — Украина идет демократическим путем или путем диктатуры. А здесь и правые и левые могут объединяться. Для СПУ, в отличие от других сил, в том числе и некоторых оппозиционных, принципиально важным является, чтобы выборы прошли на новой политической основе — после внесения изменений в Конституцию и избирательное законодательство в направлении превращения Украины в парламентско- президентскую республику с пропорциональной избирательной системой.

— К кому сегодня социалисты ближе политически — к своим правым союзникам или к КПУ?

— Ближе всего — к европейским социал-демократам.

— От каких основных факторов будет зависеть позиционирование СПУ на президентских выборах?

— Наша позиция будет зависеть от того, какая на тот момент система власти будет сформирована. Больше я пока сказать не могу.

— Почему социалисты так категорически отказываются от обсуждения перспектив согласования общего кандидата? Не кроется ли за этим желание вашего лидера Александра Мороза как и на прошлых выборах, во что бы то ни было баллотироваться лично?

— Мы этого не отрицаем. Ни разу наша партия не говорила, что наш кандидат не будет баллотироваться. Но мы говорим о другом. Вопрос в том, как мы договоримся на момент голосования. Мы готовы на широкие компромиссы. Не отрицая, что этим компромиссом может быть и представитель нашей партии.

— Какую цену вы хотите за поддержку другого кандидата, если будет принято такое решение?

— Безусловно, если будет создана коалиция, то в ее рамках должно быть соглашение с подписями и печатями соответствующих политических сил. Подчеркиваю — именно политические силы должны договариваться, а не какие-то два или три человека между собой. Там, в соглашении, должна быть определенная форма ответственности, и в рамках той системы власти, которая будет сформирована, мы должны договориться, что если «А» — президент, «В» становится премьером, «С» — председателем Верховной Рады, «Е» — главой Нацбанка и т.д.

— Как относительно того, чтобы конкретизировать пожелания? Представитель БЮТ Александр Турчинов уже заявил, что Юлия Тимошенко может поддержать Виктора Ющенко при условии, если ей будет обещана должность премьера. На какой пост претендует Александр Мороз?

— Я не могу сегодня предавать огласке наши пожелания. Александр Турчинов сказал об этом под давлением журналистов, и он каялся и извинялся перед нами, партнерами по оппозиции, за этот поступок. Я считаю, что с его стороны это было действительно необдуманное заявление.

— Возможно ли сегодня сотрудничество между фракцией СПУ и большинством в деле проведения конституционной реформы?

— Нам не важно, кому будет принадлежать пальма первенства в превращении Украины в парламентско-президентскую республику. Нам важен процесс и его результат — парламентско-президентская республика в аутентичном понимании этого слова. Мы готовы поддержать кого-либо, кому с нами по пути. Если президентский вариант реформы действительно будет направлен на превращение Украины в парламентско-президентскую республику, я более чем уверен, что мы достигнем полного понимания.

— В то же время «НУ» и БЮТ демонстрируют несколько другие взгляды. Юлия Тимошенко откровенно заявила, что она против перехода к парламентско- президентской республике. «НУ» на словах «за», однако есть определенные основания подозревать, что на самом деле — как раз наоборот. Станет ли реформа Конституции яблоком раздора между левой и правой частями оппозиции?

— В соглашении о действиях оппозиции не предусмотрено, что мы должны быть едины абсолютно во всем. Но и «Наша Украина» и БЮТ вместе с нами декларируют, что должно быть демократическое государство, большая зависимость правительства от парламента, прозрачность власти и ее ответственность перед народом. Название парламентско-президентская или президентско-парламентская — это условности. Важно содержание.

— Но, пребывая в Америке, Виктор Ющенко довольно критически высказался о политической реформе...

— Последний раз я слышал позицию Виктора Ющенко по этому вопросу буквально в понедельник на согласительном совещании у спикера Литвина. Он сказал, что политическую реформу надо проводить.

— На 2 марта намечен съезд оппозиционных депутатов всех уровней. Согласованы ли уже в рамках руководства оппозиции ключевые организационные моменты?

— Да, они решены. План подготовки съезда согласован. Разработана квота на участие представителей четырех оппозиционных сил — СПУ, КПУ, «Нашей Украины» и БЮТ. Каждая из этих сил самостоятельно решит, кого из своих депутатов делегировать. Приглашается 1500 депутатов местных советов и 200 депутатов Верховной Рады. Всего — 1700 депутатов всех уровней. Мероприятие состоится в Киеве в Октябрьском дворце.

— Будет ли приглашен Президент или председатель Верховной Рады?

— И Леонида Кучму, и Владимира Литвина мы пригласим обязательно. Если очень захочет кто-то из представителей парламентского большинства там побывать, место для них тоже найдется.

— Что планируется принять?

— Будет принята резолюция по вопросу политической ситуации, в которой будет говориться как о нынешнем состоянии, так и о том, что должно быть в государстве после ухода из власти Президента Леонида Кучмы. Будет также обращение к народу.

— Что планирует оппозиция на 9 марта — ожидается ли повторение позапрошлогоднего сценария?

— Без комментариев.

— «Военная тайна»?

— Да.

— Ставит ли СПУ сегодня на повестку дня отставку Президента?

— Отставка Президента для нас сегодня является принципиальной тактической задачей.

— Что для социалистов является более приоритетным — устранение от власти Леонида Кучмы или политическая реформа?

— Политическая реформа, безусловно. Мы готовы были бы даже смириться с нынешним участием Леонида Кучмы при другой системе власти.

— Недавно США дали понять, что тема возможных поставок украинских «Кольчуг» в Ирак их больше не интересует. По мнению большинства наблюдателей, это свидетельствует о том, что американцы уже и сами убедились, что в Ираке наших «Кольчуг» действительно нет. Не слишком ли старалась оппозиция, доказывая украинской и мировой общественности обратное, тем самым разрушая имидж своей страны?

— Я не знаю, есть ли сейчас «Кольчуги» в Ираке. Но убежден, что их туда поставляли. Где они сейчас, это уже вопрос к американцам и самим иракцам. Что касается отсрочки с ответственностью за поставку «Кольчуг», это связано с тактикой США. Они накануне серьезных событий, им нужно поменьше врагов, побольше союзников. Сейчас «кислород пустили». Но, не дай Бог, эти «Кольчуги» где-то сработают...

— Готовы ли социалисты «простить» Президенту то, что вы ставите ему в вину, в обмен на лояльное отношение к вашему кандидату на будущих президентских выборах?

— Мы люди не кровожадные.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать