Философия, идущая к бесконечности
К 150-летию со дня рождения Владимира Соловьева![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030128/415-6-3_0.jpg)
Юбилей выдающегося мыслителя — это, как правило, неплохой повод для проверки долговечности его идей. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900), крупнейший русский философ ХIХ века, сын знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора многотомной «Истории России с древнейших времен», ушел из жизни трагически рано, в 47 лет. Но плодотворность его интеллектуальных поисков, присущее ему «постоянное и, можно сказать, страстное стремление к высшим истинам», как сказал о Соловьеве замечательный философ современности, профессор А.Ф.Лосев, делают полуторавековой юбилей ученого, отмечаемый сегодня, не просто данью уважения его наследию, но и необходимой духовной встречей с его мыслями. А встреча эта необходима, ибо круг идей В.С.Соловьева, покинувшего этот мир более 100 лет назад, удивительно созвучен тем проблемам, которые волнуют нас в третьем году нового и таинственного третьего тысячелетия. Соловьев был истинным философом-гуманистом, убежденным и последовательным критиком злобного индивидуализма, ницшеанства, принципа «все дозволено».
Из всех разделов философской науки он уделял особое внимание «основным началам нравственной философии», «нравственному смыслу жизни» (не случайно один из основных его трудов, опубликованный в 1897 году, называется «Оправдание добра»). Сверх того, Владимир Сергеевич умел писать глубоко, но, в то же время, очень ясно и просто о сложнейших философских проблемах, что особенно ценно в наши дни прискорбного упадка общей философской культуры.
Украинскому читателю Соловьев интересен еще и тем, что по линии матери, Поликсены Владимировны, он был прямым потомком нашего гениального мыслителя Григория Саввича Сковороды! Профессор А.Ф. Лосев, одним из первых указавший на этот любопытнейший факт, выделяет в духовном облике Владимира Сергеевича и те черты, которые делают его близким и необходимым мыслящему человеку в любой точке планеты. А.Ф. Лосев пишет: «В.С. Соловьев предчувствовал наступление мировых событий катастрофического характера; и это предчувствие было у него настолько глубоко и не выразимо обычным прозаическим языком, что он в конце концов заговорил в пророческих тонах и стал изображать наступление конца истории в духе чистейшей мифологии. Тем не менее его жизнь и творчество волнуют современного читателя уже далеко не просто в академическом смысле, но и в смысле переживания конца одних исторических периодов и наступления новых, еще небывалых времен».
К словам А.Ф.Лосева можно добавить, что Владимир Соловьев был, в назидание многим нынешним интеллигентам, человеком немалого гражданского мужества. Его призыв не казнить убийцу царя Александра II стоил философу должности доцента Петербургского университета, а новый император, Александр III, назвал Соловьева, «чистейшим психопатом». Будучи человеком редкостной широты взглядов (за доброжелательное отношение к католикам его травил печально известный обер-прокурор святейшего Синода К.П.Победоносцев), Владимир Сергеевич принадлежал к тем людям, чьим идеалом и ориентиром было все сущее, весь духовный космос, сама бесконечность.
Выпуск газеты №:
№15, (2003)Section
Тайм-аут