Перейти к основному содержанию

Самоцензура и «черные списки»

04 декабря, 00:00

Практически две трети журналистов — 64,7% — признают существование политической цензуры в Украине. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного Украинским центром экономических и политических исследований 12—16 ноября, сообщает Интерфакс- Украина. В опросе участвовали 727 журналистов, которые представляют центральные, областные, районные и местные средства массовой информации. Опрос проводился во всех областях Украины, Крыму, Киеве и Севастополе.

Еще 21,5% опрошенных журналистов считают, что цензура «скорее существует»; 6,1% склоняются к мысли, что ее «скорее не существует»; 3,1% опрошенных утверждает, что «политической цензуры в Украине не существует». 4,6% респондентов не определились с ответом. Таким образом, около 90% журналистов убеждены в существовании политической цензуры.

В то же время больше половины (58,5%) журналистов заявляют, что они не боролись с проявлениями политической цензуры. Одновременно 41,5% работников СМИ утверждают, что они старались бороться с проявлениями политической цензуры.

Вместе с тем, считает эксперт УЦЭПИ Юрий Якименко, тот факт, что количество журналистов, которые старались бороться с политической цензурой, уже превысило 40%, дает основания надеяться на дальнейшую активизацию борьбы против цензуры. «Если ситуация в сфере свободы СМИ не улучшится, то ряды борцов с цензурой будут расти», — подчеркнул эксперт.

Большинство — 61,6% — украинских журналистов лично сталкивались с проявлениями политической цензуры. При этом 38,4% опрошенных не сталкивались с проявлениями цензуры.

Согласно данным опроса, наиболее распространенной формой политической цензуры является «самоцензура журналистов, вызванная опасением отрицательных последствий публикации тех или иных материалов». Так считает 57,3% из тех, кто лично сталкивался с проявлениями политической цензуры.

Кроме того, опрошенные журналисты сталкивались с такой формой политической цензуры, как «изъятие редактором нежелательных с политической точки зрения фрагментов из авторского материала, редактирование, которое существенно изменяет его политические акценты» — 54,8%.

«Проведение руководством «разъяснительных бесед» с журналистами, в которых высказываются пожелания относительно необходимого характера освещения тех или иных политических событий, деятельности государственных и политических лиц» указали 54,5% опрошенных. «Прямое указание руководителю СМИ или журналисту из государственного органа» отметили 50,8% респондентов. «Получение прямого указания руководства относительно необходимого характера освещения тех или иных политических событий» — 47,6%.

«Отказ в публикации подготовленного журналистом материала из-за его политических аспектов» назвали 27,7% участников опроса. «Представление журналистам списка нежелательных для упоминания или цитирование лиц (политиков, экспертов и т.п.)» — 24,7%.

«Распространение в редакциях СМИ анонимных инструкций, в которых приводится перечень событий и лиц, нежелательных для освещения, инструкции относительно характера комментариев о политических событиях» указали 8,4% опрошенных. С другими формами политической цензуры столкнулись 5,1% респондентов.

Полностью результаты опроса опубликованы в журнале «Национальная безопасность и оборона», №11 за текущий год, который специально подготовлен к сегодняшним парламентским слушаниям «Общество, средства массовой информации, власть: свобода слова и цензуры в Украине».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать