«Жінка-птах» остается в Донецке?
Разрушение уникальных памятников культуры стало одной из самых острых и болезненных проблем нашего общества. На страницах «Дня» тема охраны культурного наследия всегда стоит на передовой, освещается всесторонне, но жизнь подбрасывает новые примеры по старым мотивам. После публикаций об угрозе, которая нависла над Киевской Софией, выступления Ларисы Скорик («День», №149) возникло предчувствие того, что не за горами и региональные «культурные» скандалы. Но чтобы случилось совсем рядом, даже не представлялось.
Под угрозой уничтожения оказалось мозаичное панно выдающейся украинской художницы Аллы Горской. Монументальное произведение под названием «Жінка-птах» (художники А. Горская, В. Зарецкий, Г. Синица) украшает зал ювелирного магазина «Рубин», который расположен в центре Донецка. Новые владельцы магазина планируют открыть здесь ресторан «Макдональдс» и начинают строительно-отделочные работы. Об этом стало известно широкой общественности благодаря усилиям главы Донецкой областной организации Союза украинок Людмилы Огневой. По профессии г-жа Огневая—мастер декоративно-прикладного искусства. Областная организация национального союза художников Украины (председатель — А. Дереза) и областной отдел Союза украинок обратились с письмом к Министру культуры и искусств Украины Юрию Богуцкому с просьбой защитить сокровище национальной культуры в Донецке. А бить тревогу были веские основания. За годы приватизации в Донбассе были уничтожены десятки уникальных памятников монументального искусства: мозаичные панно, рельеф с металлом, керамический, гипсовый рельефы, росписи и фрески в разных торговых заведениях, подземных переходах. Для новых владельцев произведения искусства оказались лишними. Такие акты вандализма стали возможными в условиях безразличия людей и власти: памятники культуры исчезали один за другим, никто этого даже не замечал. «Манкуртизм глубоко проник в наши гены. Что скажем своим потомкам через 5-10 лет, если сейчас не вмешаемся в ход этих событий?!» — этот вопрос взволновал людей неравнодушных. Областная организация Всеукраинского общества «Просвіта» им. Т. Шевченко совместно с областными организациями Национального союза художников Украины и Союза украинок направили обращение к главе Донецкой облгосадминистрации В. Януковичу и к главе Донецкого областного совета Б. Колесникову с предложением внести в реестр охраняющихся государством объектов как памятники художественной культуры мозаичные произведения Г. Синицы, А. Горской, В. Зарецкого, Г. Зубченко. В перечень произведений вошли 14 памятников, которые находятся в Донецке и Мариуполе.
Надо отметить, что в 60-е годы ХХ века киевские художники- монументалисты создали на Донеччине прекрасные образцы украинского искусства, придав русскоязычному краю яркий изобразительный национальный колорит. К сожалению, в наше время «новые украинцы» увлеклись строительством средневековых башен и египетских пирамид. Если бы они при этом не разрушали настоящие шедевры искусства...
Ответ из Министерства культуры и искусств Украины с подписью заместителя Госсекретаря Л. Новохатько пришел очень быстро. В нем говорится, что «в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона Украины «Об охране культурного наследия» объект культурного наследия до решения вопроса о занесении его в Реестр подлежит охране». Управлению культуры Донецкой облгосадминистрации поручено «обеспечить подготовку учетных документов на указанный объект и его сохранение».
Казалось бы, что можно уже праздновать победу. Но защитники памятников культуры вынуждены опять обращаться в различные инстанции. Так, в заявлении от 7 ноября заместитель председателя областной организации «Просвіта» Мария Олейник и Людмила Огневая сообщают, что «вопреки письму от 14.10.2002 г. Министерства культуры и искусств Украины о взятии под охрану мозаичного панно «Жінка- птах» до решения вопроса о занесении его в реестр, начался его демонтаж». Представитель фирмы «Південь» — владельца «Рубина» — объясняет в СМИ, что на их запрос Управление культуры не прислало Реестр. Следует напомнить, что согласно Закону Украины «Об охране культурного наследия» (статья 14, пункт 2) «объект культурного наследия, в том числе только что обнаруженный, до решения о занесении его в Реестр подлежит охране в соответствии с требованиями этого закона». Беспокоить почтальонов доставкой Реестров нет никакого смысла.
В ответ на «надоедливые» запросы г-жи М. Олейник относительно демонтажных работ в помещении бывшего «Рубина» в одном из чиновничьих кабинетов ей «торжественно» вручили акт «Об обследовании мозаичного панно» от 7 ноября 2002 г., в котором говорится: «...подрядной организацией произведено частичное вскрытие периметра панно для определения его конструкции с целью определения возможности демонтажа». Комиссия, которая проводила обследование мозаичного панно, поражает перечнем фамилий представителей фирм «Південь» и «Яспис» — владельцев магазина. Между тем, еще в 2001-м году при областной госадминистрации был создан «Консультативный совет по вопросам охраны культурного наследия», в составе которого нет представителей упомянутых фирм. Выходит, что создание «комиссии по обследованию» (она даже не имеет названия) незаконно и ее заключения относительно возможности демонтажа не имеют никакой силы.
Борьба за сохранение культурного наследия на Донеччине продолжается. Известно, что судьба выдающейся украинской художницы Аллы Горской сложилась трагически, ее зверски убили при неизвестных обстоятельствах. Не имеем права допустить, чтобы погибло ее творческое наследие. «Жінка-птах» протягивает к людям свои крылья.
КОММЕНТАРИЙ
Николай ПТАШКА, заместитель начальника управления культуры Донецкой облгосадминистрации:
— Ситуация с памятником «Жінка-птах» наконец-то стала определеннее. На сегодняшний день, считаю, сделано главное: памятник никуда не переносят, он остается в пределах здания магазина «Рубин». Единственное, что изменилось — это то, что теперь творение Аллы Горской будет находиться в центральном зале ювелирного магазина «Рубин». Что же касается культурной ценности этого произведения, то могу сказать следующее: последнее слово остается непосредственно за г-жой М. Олейник. Если она в состоянии предоставить экспертной комиссии доказательства того, что «Жінка-птах» является культурным памятником, а не декоративной достопримечательностью магазина «Рубин», то мы будем только рады. Приезжавшие в Донецк специалисты Киевского реставрационного центра не смогли сделать по этому поводу соответствующие выводы. Собственно говоря, это и не было в их компетенции, так как киевские эксперты приезжали оценивать нынешнее состояние «Жінки-птаха». Могу успокоить почитателей таланта Аллы Горской — ее творение останется в центральном зале магазина «Рубин».
Выпуск газеты №:
№213, (2002)Section
Панорама «Дня»