Кто наши герои?
А я спрашиваю себя, нужно ли нам создавать себе героев? Изречение «Не сотвори себе кумира» можно перефразировать таким образом: «не сотвори себе героя». Сейчас появились так называемые «последние герои». Но все это антигеройство. Недаром они последние. То есть плетутся в хвосте.
Искать героя сегодня, когда люди потеряли главные ценности?
Может, просто вернуться назад — и найти их в прошлом? Россияне гордятся Чайковским, Толстым, Достоевским и даже Петром I и Екатериной II, у которых руки в крови. А мы, украинцы, не гордимся ни деятелями искусств, ни людьми, двигавшими историю. Мы говорим: у нас нет таких. Это называют сейчас комплексом неполноценности. Мы можем назвать героем разве что Богдана Хмельницкого. Потому что россияне нам позволили. А что уже говорить относительно многократного переписывания истории?
Я же считаю, что нам есть чем гордиться, просто нужно развеять темноту, в которой находится большинство.
В качестве примера наведу одну личность: Николай Лысенко. Что мы знаем о нем? Он был композитором, автором оперы «Тарас Бульба». И все. Холодные слова. А почему так? Потому что опять же, наше всегда хуже и неинтересное, и мы «дякуємо темноті, що ясне сонце загасила».
Его жизнь является примером геройства, хотя геройствовать он и не собирался. Об этом я узнала из воспоминаний Михаила Старицкого.
Вот кратко о нем. У Николая Лысенко больше десяти лет хранится полностью законченная опера «Тарас Бульба». Как-то к Николаю Лысенко приехал даже Чайковский, который тогда был на вершине своей славы. Чайковский прослушал оперу и поздравил Лысенко с талантливым произведением, его особенно покорили те места, в которых наиболее полно выделялся национальный колорит. Просил Лысенко ехать в Петербург, где он и сможет поставит оперу. Разве что Лысенко придется пойти на некоторые уступки. Заменить украинский текст на русский. Лысенко собрался было в дорогу, но задумался, и так долго думал, что Чайковский успел умереть. Прошло еще несколько лет, и в Киев приехал Римский-Корсаков, и опять приглашает Николая Лысенко на постановку спектакля «Тарас Бульба». Лысенко снова не поехал.
Потому что Николай Лысенко писал для своего народа, а как бы он смог ее увидеть в Петербурге, да еще и на императорской сцене, да еще и на русском языке? И это при том, что мать воспитывала его великороссом, в аристократическом духе, здесь и французский, и русский язык. Но любовь к украинскому (которую привили бабушка и дедушка, да еще экономка, да девушки, которые развлекали паныча — Николай так плакал, что мать вынуждена была позволить ему это) перевесила все.
И это все при том, что у него не было возможности ставить свои пьесы, ему приходилось нести груз учительского труда для поддержания своей большой семьи, имея тяжелую болезнь в зрелом возрасте. И еще нужно было найти время для написания опер. Однако, невзирая на болезнь, изнурительный труд, в нем сбереглась творческая производительность.
«Эта черта — сила убеждения, давшая нашему композитору железную волю, сломить которую не могли ни внешние бури, ни мелочи жизни, свалившиеся на него всем грузом. И эта сила убеждения и настоящий талант помешали ему сделать какую бы то ни было карьеру: таланту были чужды низкие средства для борьбы с торгашами искусства, пылкая же любовь к родине, которую он всегда исповедовал, стала причиной разнообразных гонений, преследовавших Лысенко на протяжении его тернистого жизненного пути.
Эта сила убеждения и глубокий патриотизм, для которого Лысенко пожертвовал всем — материальным успехом, славой и даже личным счастьем, возносят его биографию к всемирному интересу и справедливо ставят ее рядом с героями человеческого духа». Вы понимаете, что это один-единственный пример? А этого звания украинских героев человеческого духа достойны многие. Просто телевидение, книги должны донести это до людей. Возможно, какая-то простая телепрограмма, которая будет понятной и необразованному люду. И, возможно, такие передачи побудят кого-то открыть книгу украинских писателей (Богдана Лепкого, Василя Стефаника, Михаила Старицкого и многих других).
А сейчас для всех на первый план ставятся интересы потребления, мы оказались в «неволі споживацьких інтересів». Мы не стремимся к солнцу, а желаем оставаться в темноте.
И современный герой, возможно, тот, кто пытается идти против течения. А может, тот, кто пытается нести свет просветительства? А может, просто нужно любить Украину? Какая бы она ни была, но это моя страна. А может герой — тот, у кого в «серці гріється любов до знедоленого люду»? А может, тот, кто не «забуває рідних хат, де лихо гіршає щоднини», и конечно же не едет за границу? А возможно, современный герой тот, кто любой ценой — дома, на работе, на улице, в магазине, на базаре, в транспорте — разговаривает на украинском языке. Тот, кто не смутится, когда ему отвечают на русском, не перейдет на него. Каюсь, я не такая, а жаль, но, может, когда-то в этом украинском городе Киеве, где подавляющее большинство разговаривает на русском, станет обычным и будет преобладать родной язык. Возможно, наступит мгновение, когда страна будет чествовать своих настоящих героев.
Поэтому в конце приведу строки из стихотворения Михаила Старицкого «До молоді»:
Вшануйте, друзі, рідну річ,
Назвіте голосно своєю
Та розженіте над землею
Непереможну темну ніч!
Хай всяк жене, а ви любіть
Свою знесилену родину —
Й за неї сили до загину
І навіть душу положіть!
Выпуск газеты №:
№182, (2002)Section
Панорама «Дня»