Перейти к основному содержанию

«Я не пою нелюбимые песни»

25 сентября, 00:00
Режиссером юбилейных вечеров великого тенора стал сын певца — Анатолий Соловьяненко-младший.

25 сентября знаменитому украинскому тенору Анатолию Соловьяненко исполнилось бы 70 лет. Увы, до этой даты певец не дожил. Три года назад, жарким июльским днем, жизнь Анатолия Борисовича оборвалась — обширный инфаркт. Но его голос до сих пор звучит по радио и телевидению. Смерть не стала забвением легендарного артиста. Соловьяненко любят и помнят. Возле его дома по ул. Институтской, где недавно установлен бронзовый памятник, всегда лежат живые цветы. На фасаде здания появится мемориальная доска. Юбилейные торжества патронирует Министерство культуры и искусств Украины. Будут концерты на родине певца в Донецке в оперном театре, ныне носящем его имя. В Киеве на двух главных академических площадках страны прошли торжественные вечера. Вчера в канун дня рождения Анатолия Борисовича на сцене филармонии состоялся концерт, где прозвучали арии, и дуэты из опер, итальянские и украинские песни, а сегодня в Национальной опере покажут «Лючию ди Ламмермур» Доницетти в исполнении нынешних прим и премьеров киевского те атра. Режиссером вечеров является сын юбиляра — Анатолий Соловьяненко-младший. На могиле артиста в Козине (Киевская обл.) пройдет митинг памяти и откроется небольшой мемориальный музей. По радио и телевидению подготовлен цикл передач о творчестве великого тенора. Будет презентован фотоальбом Аллы Терещенко «Анатолий Соловьяненко», и по УТ-1 покажут телефильм «Прелюдия судьбы».

— Последние годы жизни Анатолия Борисовича, после его ухода из киевской оперы, тесно связаны с филармонией, руководство которой давало возможность ему много выступать на этой прекрасной сцене, — сказала вдова певца Светлана Дмитриевна Соловьяненко. — Хотя свои лучшие годы муж, конечно же, отдал столичной опере. Дебютировал в роли Герцога в вердиевском «Риголетто» 22 ноября 1963 года. Кстати, он выступал в костюме, подаренном его педагогом по вокалу Александром Николаевичем Коробейченко. Муж бережно хранил этот подарок. Костюм будет одним из многочисленных экспонатов музея Соловьяненко в Донецке. Донбасс — родина певца, но именно в Киеве он стал профессионалом. Познал успех, славу, исполнил свои звездные партии: Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфреда в «Травиате» Верди, Андрея в «Запорожце за Дунаем», Гулака-Артемовского, Рудольфа в «Богеме», Марио в «Тоске» Пуччини, Фауста в одноименной опере Гуно, Самозванца в «Борисе Годунове» Мусоргского и др. Здесь он получил и незаживаемую рану, когда был вынужден в расцвете таланта из-за зависти и интриг уйти из театра...

Мы решили сделать два разных вечера. В филармонии выступят коллеги Анатолия Борисовича по сцене, исполняя его коронные партии, романсы, народные песни. А в Национальной опере «Лючию ди Ламмермур» можно назвать спектаклем-посвящением. Во- первых, Анатолий Борисович и сам с блеском пел в этой опере. Во- вторых, новую сценическую версию сделал наш сын Анатолий, таким образом, имя Соловьяненко вновь вернулось в киевскую Оперу. Я надеюсь, что скоро приставка Соловьяненко-младший отпадет. Толя свою жизнь вне искусства, как и его отец, не представляет. Они внутренне с мужем очень похожи, такие же целеустремленные, упрямые в достижении цели.

Часто Анатолию Борисовичу задавали вопрос о его любимых операх, романсах и песнях. Певец отвечал: «Я не пою нелюбимые произведения. Потому что вкладываю в исполнение всю свою душу, будь это спектакль или концерт. Каждая партия, романс, серенада, баллада или народная песня для меня, словно любимые дети». Коньком Соловьяненко были украинские и итальянские песни, без которых слушатели не отпускали артиста со сцены. По словам Светланы Дмитриевны, «Місяць на небі», «Чорнії брови», «Дивлюсь я на небо», «Ніч яка місячна», «Повій вітре» — давно были в репертуаре Анатолия Борисовича, но он постоянно над ними работал: над словом, фразой. В последние годы он с горечью говорил: «Наверное, хорошо, что я меньше выступаю. Я имею возможность работать над нюансами». Например, «Стоїть гора високая» в молодости Соловьяненко пел с пафосом, подъемом, а в последних концертах в песне столько было грусти о несбывшихся надеждах. Он трепетно относился ко всему, что касалось музыки. Болезненно переживал неудачи, и не только свои, но и партнеров по спектаклю. Он говорил — «все актеры находятся в одной связке». О том, как певец готовился к спектаклям, о его учебе в театре Ла Скала, выступлениях по стране и за рубежом, о друзьях и коллегах, о том, каким он был на сцене и в быту и многом другом — читайте в ближайших номерах «Дня».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать