«Я не пою нелюбимые песни»

25 сентября знаменитому украинскому тенору Анатолию Соловьяненко исполнилось бы 70 лет. Увы, до этой даты певец не дожил. Три года назад, жарким июльским днем, жизнь Анатолия Борисовича оборвалась — обширный инфаркт. Но его голос до сих пор звучит по радио и телевидению. Смерть не стала забвением легендарного артиста. Соловьяненко любят и помнят. Возле его дома по ул. Институтской, где недавно установлен бронзовый памятник, всегда лежат живые цветы. На фасаде здания появится мемориальная доска. Юбилейные торжества патронирует Министерство культуры и искусств Украины. Будут концерты на родине певца в Донецке в оперном театре, ныне носящем его имя. В Киеве на двух главных академических площадках страны прошли торжественные вечера. Вчера в канун дня рождения Анатолия Борисовича на сцене филармонии состоялся концерт, где прозвучали арии, и дуэты из опер, итальянские и украинские песни, а сегодня в Национальной опере покажут «Лючию ди Ламмермур» Доницетти в исполнении нынешних прим и премьеров киевского те атра. Режиссером вечеров является сын юбиляра — Анатолий Соловьяненко-младший. На могиле артиста в Козине (Киевская обл.) пройдет митинг памяти и откроется небольшой мемориальный музей. По радио и телевидению подготовлен цикл передач о творчестве великого тенора. Будет презентован фотоальбом Аллы Терещенко «Анатолий Соловьяненко», и по УТ-1 покажут телефильм «Прелюдия судьбы».
— Последние годы жизни Анатолия Борисовича, после его ухода из киевской оперы, тесно связаны с филармонией, руководство которой давало возможность ему много выступать на этой прекрасной сцене, — сказала вдова певца Светлана Дмитриевна Соловьяненко. — Хотя свои лучшие годы муж, конечно же, отдал столичной опере. Дебютировал в роли Герцога в вердиевском «Риголетто» 22 ноября 1963 года. Кстати, он выступал в костюме, подаренном его педагогом по вокалу Александром Николаевичем Коробейченко. Муж бережно хранил этот подарок. Костюм будет одним из многочисленных экспонатов музея Соловьяненко в Донецке. Донбасс — родина певца, но именно в Киеве он стал профессионалом. Познал успех, славу, исполнил свои звездные партии: Эдгара в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфреда в «Травиате» Верди, Андрея в «Запорожце за Дунаем», Гулака-Артемовского, Рудольфа в «Богеме», Марио в «Тоске» Пуччини, Фауста в одноименной опере Гуно, Самозванца в «Борисе Годунове» Мусоргского и др. Здесь он получил и незаживаемую рану, когда был вынужден в расцвете таланта из-за зависти и интриг уйти из театра...
Мы решили сделать два разных вечера. В филармонии выступят коллеги Анатолия Борисовича по сцене, исполняя его коронные партии, романсы, народные песни. А в Национальной опере «Лючию ди Ламмермур» можно назвать спектаклем-посвящением. Во- первых, Анатолий Борисович и сам с блеском пел в этой опере. Во- вторых, новую сценическую версию сделал наш сын Анатолий, таким образом, имя Соловьяненко вновь вернулось в киевскую Оперу. Я надеюсь, что скоро приставка Соловьяненко-младший отпадет. Толя свою жизнь вне искусства, как и его отец, не представляет. Они внутренне с мужем очень похожи, такие же целеустремленные, упрямые в достижении цели.
Часто Анатолию Борисовичу задавали вопрос о его любимых операх, романсах и песнях. Певец отвечал: «Я не пою нелюбимые произведения. Потому что вкладываю в исполнение всю свою душу, будь это спектакль или концерт. Каждая партия, романс, серенада, баллада или народная песня для меня, словно любимые дети». Коньком Соловьяненко были украинские и итальянские песни, без которых слушатели не отпускали артиста со сцены. По словам Светланы Дмитриевны, «Місяць на небі», «Чорнії брови», «Дивлюсь я на небо», «Ніч яка місячна», «Повій вітре» — давно были в репертуаре Анатолия Борисовича, но он постоянно над ними работал: над словом, фразой. В последние годы он с горечью говорил: «Наверное, хорошо, что я меньше выступаю. Я имею возможность работать над нюансами». Например, «Стоїть гора високая» в молодости Соловьяненко пел с пафосом, подъемом, а в последних концертах в песне столько было грусти о несбывшихся надеждах. Он трепетно относился ко всему, что касалось музыки. Болезненно переживал неудачи, и не только свои, но и партнеров по спектаклю. Он говорил — «все актеры находятся в одной связке». О том, как певец готовился к спектаклям, о его учебе в театре Ла Скала, выступлениях по стране и за рубежом, о друзьях и коллегах, о том, каким он был на сцене и в быту и многом другом — читайте в ближайших номерах «Дня».
Выпуск газеты №:
№173, (2002)Section
Панорама «Дня»