Перейти к основному содержанию

Любимая игрушка

Вклады Сбербанка СССР превратились в предмет осознанной политической лжи
25 сентября, 00:00

В результате дополнительных консультаций Кабинет Министров и Совет НБУ так и не смогли договориться о размере прибыли Нацбанка в следующем году, в связи с чем под вопросом оказалась выплата компенсации пострадавшим вкладчикам Сбербанка СССР. Кабмин передал в парламент проект госбюджета, согласно которому НБУ перечислит в казну 700 миллионов гривен, а Совет НБУ принял решение о бесприбыльности работы банка в 2003-м году. «Нестыковочка» является плохой новостью прежде всего для обладателей сберкнижек с советским гербом. По планам правительства, именно из прибыли центрального банка страны 500 миллионов гривен должны быть направлены для выплаты компенсаций пострадавшим вкладчикам. И без того унизительные условия выплаты компенсаций могут быть омрачены конфликтом внутри бюрократии. Какие планы относительно вкладчиков у бюджетного комитета парламента, пока неизвестно. Между тем почти все депутаты обещали своим избирателям решить проблему возврата вкладов Сбербанка СССР, некоторые даже в течение ближайших 4—5 лет.

Сумма задолженности государства перед вкладчиками Сбербанка составляет 132 миллиарда гривен. То есть если выплаты будут осуществляться нынешними темпами, то долг будет погашен через 264 года — это к вопросу о депутатских обещаниях. Кстати, пока ни одна из парламентских фракций и депутатских групп не выступила с готовым проектом решения этой проблемы. Тем временем люди выстаивают в очередях, пытаясь получить заветные 50 гривен — эта сумма выплачивается независимо от количества счетов, открытых одним человеком, и размера вклада. То, что речь идет о процессе, не имеющем ничего общего с цивилизованными способами решения подобных проблем, очевидно. В нынешнем году общего размера бюджетных компенсаций хватит лишь 8-ми миллионам граждан. Всего же компенсации ждут около 30 миллионов украинцев. Смирившись с унижением человеческого достоинства, люди в очередях ругают матом государство, одновременно странным образом сохраняя твердую веру, что когда-то оно вернет их деньги.

Между тем в последние годы с идеями относительно погашения вкладов Сбербанка СССР у украинского парламента негусто. Принимался закон, согласно которому правительство обязано осуществить выплаты, голосовались документы, предусматривающие эмиссионный вариант решения проблемы.

Но что бывает после включения печатного станка НБУ на полную мощность, украинцы еще помнят — в начале 90-х каждую неделю на ценниках добавлялось по нулю. Идея, эксплуатируемая до конца 2001 года — выплачивать компенсации лишь тем, кому за 80 лет, оказалось провальной. Денег все равно всем не хватало, к тому же до этого возраста в Украине доживает лишь около 10% населения. Конституционный Суд в прошлом году отменил возрастные ограничения, как незаконные, но это привело лишь к огромным очередям у касс. «Ощадбанк» перешел на работу без выходных, а очереди оставались, так что с сентября правительство разрешило кассирам банка по воскресеньям не работать. Отметим, что полная безнадега в рациональном решении вопроса разительно контрастировала с предвыборными обещаниями, которые налево и направо раздавали левые и правые партии нынешней весной.

Теоретически парламент может сделать для решения проблемы долга Сбербанка СССР немного, но он не делает и этого. Сумма сгоревших вкладов пока не признана официальным государственным долгом страны. Это означает, что размер выплат будут определяться на усмотрение парламента, который каждый раз по этому поводу будет принимать ситуативные решения. Реальные же выплаты в такой ситуации зависят еще и от желания Кабинета Министров, поскольку выплаты по госдолгу и пострадавшим вкладчикам — это две абсолютно разные статьи бюджета, статус которых несравним. Грубо говоря, госдолг нужно обслуживать в любом случае (потому что угрожает банкротство страны — дефолт), а вкладчикам — по остаточному принципу.

Признание суммы сгоревших вкладов украинцев в Сбербанке СССР государственным долгом приведет к необходимости оформить этот долг в облигации. Пусть срок их погашения будет растянут на 50-60 лет, но люди получат реальные ценные бумаги, по которым они ежегодно смогут получать определенный доход, и которые можно будет передавать по наследству. Безусловно, появится необходимость и в создании вторичного рынка этих облигаций на фондовом рынке, и если государство создаст для этого необходимые условия, решение проблемы можно будет сдвинуть с мертвой точки. Например, граждане могли бы рассчитывать на государственные кредиты под постройку жилья под залог этих облигаций. Нацбанк мог бы цивилизованно за счет излишней прибыльности скупать бумаги с определенным дисконтом (то есть по рыночной, а не по номинальной стоимости). Наверняка нашлись бы люди, которые бы продали за 100 гривен бумагу, по которой выплата 1000 гривен запланирована через 50 лет. В случае же проблем с текущими бюджетными выплатами по облигациям, погашение долга можно было бы реструктуризировать, то есть отсрочить — но все это носило бы, как минимум, цивилизованный характер. Нынешняя же ситуация с погашением вкладов больше похожа на попытку государства отсрочить решение проблемы, отделаться от навязчивых вкладчиков. Верховная Рада традиционно возвращается к этому вопросу накануне очередных выборов, чтобы заработать политические баллы на больной для граждан теме. Но наиболее реальным шанс для рационального, прагматического решения проблемы, является сейчас, между выборами. Однако пока чиновники с большим усердием занимаются аппаратными конфликтами, как в случае между Кабмином и Советом НБУ. Тем временем вклады Сбербанка СССР пока остаются поводом для осознанной политической лжи государства и политиков своим гражданам и избирателям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать