Перейти к основному содержанию

Двадцать стульев плюс премьер

Анатолий КИНАХ: «Новый парламент не может быть предлогом для смены правительства»
18 апреля, 00:00
Послевыборная ситуация в Украине резко подняла политическую цену такой должности, как премьер-министр украинского правительства. Многие считают, что у человека, которому удастся до 2004 года удержаться на посту премьера, есть немало шансов во время следующих выборов подняться на самую высокую ступень государства. Острая конкуренция идет и за еще двадцать кресел в правительстве (16 министров и 4 вице-премьера). Поэтому и борьба за премьерское кресло между политическими силами развернулась настолько, что в связи с этим будто отступили на второй план сложные экономические проблемы, которые всегда должны быть в центре внимания правительства. В частности, премьер-министр Анатолий КИНАХ не видит альтернативы созданию парламентского большинства, связывая решение этой проблемы с перспективами развития или же упадка украинской экономики. Хотя при этом премьер заявляет, что не допустит, чтобы правительство превращали в разменную монету на торгах за портфели и кресла. Вынужденный значительно больше, чем обычно, внимания уделять политике, А. Кинах настаивал, чтобы это эксклюзивное интервью, которое он согласился дать «Дню», касалось в основном экономических вопросов. Однако трудно прогнозировать, что «аполитичность» позволит премьеру взять тайм-аут на политическом ринге. Очевидно, чем больше он будет доказывать способность своего правительства поддерживать положительные процессы в экономике, тем активнее его будут атаковать на всех направлениях. Первый предлог, который могут использовать явные и тайные оппоненты Кинаха — это негативные тенденции, которые наметились с выполнением бюджета в этом году. С этого вопроса и начался разговор «Дня» с Анатолием КИНАХОМ.

— При всех позитивных макропоказателях Украины, в том числе приятных изменениях в структуре экспорта, бюджет первого квартала остался невыполненным. Не радуют и доходы от приватизации, которые вынесены за рамки бюджета, однако так или иначе его поддерживают. Не будет ли секвестра его расходной части? В каком случае вы на него пойдете?

— Хочу отметить, что фактические поступления в бюджет за первый квартал в этом году больше, чем в прошлом году. То есть и в этом вопросе у нас, несомненно, положительная динамика. Хотя проблемы в текущем выполнении бюджета действительно есть. Вызваны они в основном качеством бюджета, принятого парламентом прошлого созыва, который изъял из закона о бюджете 48-ю статью, которая разрешала сбалансировать финансовые ресурсы доходной части и расходы, которые направляются на социальную защиту населения. Этим был создан довольно серьезный бюджетный дисбаланс. Кроме того, на выполнении нашего бюджета сказалось ухудшение мировой экономической конъюнктуры, особенно для украинских экспортеров. Цены на продукцию металлургического комплекса на мировых рынках за последние десять лет сейчас ниже, чем когда-либо. Чтобы уберечь эту нашу отрасль от больших убытков, правительство сознательно пошло на то, чтобы сдержать уровень производства в металлургии. По сравнению с первым кварталом прошлого года он снизился на 8,4%. Это позволило сохранить ресурсы и не допустить убытков, связанных с поставкой продукции по очень низким ценам. Конечно, это сказалось на выполнении бюджета в первом квартале. Но несмотря на это, динамика темпов роста валового внутреннего продукта хорошая — 4,3%. Положительно, что такой темп поддерживается за счет опережающего роста в таких отраслях, как машиностроение, переработка, пищевая и деревообрабатывающая промышленность. Безусловно, дали себя знать и незначительные объемы доходов от приватизации. Но это нами прогнозировалось. Правительство заблаговременно, на стадии формирования бюджета, учло, что в первом квартале, в условиях острой политической конкуренции и определенной нестабильности, инвесторы займут позицию выжидания. Выставлять в таких условиях на продажу стратегические объекты — это значит отдавать их за бесценок, и правительство несколько притормаживало этот процесс с тем, чтобы позже получить нормальную цену. Тем не менее в данной ситуации о секвестре речь не идет. Правительство делает все, чтобы вопросы бюджета решались не путем давления на ту часть экономики, которая работает прозрачно, а за счет создания для нее более благоприятных условий. При этом следует понимать, что принятый на 2002 год бюджет по объемам доходной части не отвечает масштабам экономики Украины и глубине макроэкономических проблем, которые ей необходимо решать. Согласно официальным данным, его доходы в расчете на одного гражданина Украины составляют $200. Это очень мало по сравнению с европейскими странами. Но даже в государствах бывшего СССР ситуация лучше. В Казахстане этот показатель составляет $278, в Беларуси — около $310, в России — около $550. Из этого можно сделать вывод, что значительная часть материальных и финансовых ресурсов Украины находится за пределами бюджета и прозрачной экономики. Это ставит задачу перед правительством и властью в целом: сделать все, чтобы за счет формирования разумных правил игры и содействия прозрачной рыночной конкуренции сокращать теневую сферу. Какие бы темпы роста ВВП у нас ни были, не решив эту проблему, у нас не будет бюджета, который отвечает масштабам нашей экономики. А от этого зависит будущее Украины...

— А при каких условиях правительство все-таки вынуждено было бы согласиться на секвестр? Что должно произойти для этого?

— В первую очередь, такое решение могло бы быть связано с кардинальными изменениями внешней конъюнктуры. Но мы рассчитываем (уже есть соответствующие прогнозы), что рецессия на мировом рынке в первом полугодии завершится, ожидается рост мировой экономики, а отсюда вытекает и прогноз о повышенном спросе на продукцию украинских экспортеров. Надеюсь, что он будет реализовываться. Вторым негативным фактором, который мог бы побуждать нас к такому решению, является обострение внутриполитической ситуации в Украине. Я очень надеюсь, что до этого не дойдет и в парламенте будет создано дееспособное большинство, которое желает и умеет работать на интересы общества и государства и понимает, что в Украине отсутствует запас прочности и времени, чтобы медлить с созданием условий политической стабильности и сотрудничества между ветвями власти. По моему убеждению, дееспособное большинство — это весомый залог также и выполнения бюджета. А как только мы опять пойдем путем политической конфронтации, то экономика получит тревожные сигналы и неблагоприятные условия для развития, что, безусловно, будет отражаться и на бюджете. Я надеюсь, что будет реализовываться позитивный вариант... Поэтому повторяю: правительство не имеет намерений выступать с предложениями о секвестре бюджета, хотя мы обязательно будем предлагать парламенту (в составе пакета других срочных законопроектов, которые правительство ему до 15 мая представит) отменить те популистские решения по социальным льготам, которые были приняты его предыдущим составом без надлежащих экономических оснований.

— Бюджетные проблемы во многом определяются налоговыми. Говорят, Минфин пишет новый вариант Налогового кодекса. Будут ли в нем учтены ваши высказывания в отношении того, что НДС разрушает экономику страны, а также критика многих положений, с которой выступали предприниматели?

— Безусловно. Мы сейчас работаем над содержанием Налогового кодекса. Опираясь на предложения и обратную связь с налогоплательщиками — бизнесменами, предпринимателями, промышленниками, — правительство ставит задачу приложить максимум усилий к тому, чтобы бюджет-2003 формировался на базе более совершенной налоговой системы. И в этом также ответ на предыдущий вопрос. Мне бы очень хотелось, чтобы Верховная Рада приняла новый Налоговый кодекс. Но все будет зависеть от дееспособности парламента. Если кодекс будет принят до парламентских каникул, то есть шанс, что бюджет будет сформирован на новом кодексе. Если же парламент будет заниматься распределением кресел и портфелей, выяснением отношений, то потеряем еще один год. И можно прогнозировать, что это не лучшим образом скажется на уровне конкурентоспособности нашей экономики. Наши налоговые проблемы нельзя брать с собой в следующий год, и правительство приложит все усилия к тому, чтобы оставить их в прошлом. Хочу также напомнить, что согласно Конституции и Бюджетному кодексу нам необходимо до 1 июня направить в парламент проект Бюджетной резолюции на 2003 год, а Верховная Рада должна не позже 15 июня ее рассмотреть и принять. Поэтому 15 мая правительство планирует обсудить проект Бюджетной резолюции.

— Касьянов пообещал вам в Москве снять НДС с нефти и газа, которые поставляются в Украину. Но не слишком ли высокой может оказаться плата за это — вступление в ЕвроАзЭС? До сих пор Украина воздерживалась от этого шага. Какой будет процедура его обсуждения и не станет ли он в дальнейшем преградой для интеграции нашей страны в Европу?

— Я хотел бы отметить, что интеграция Украины в европейскую и мировую экономическую и политическую систему является необратимым процессом. И нам не стоит прибегать к дискуссиям на эту тему. Следует вместе работать таким образом, чтобы сконцентрировать усилия власти в направлении повышения конкурентоспособности нашего государства, благодаря чему эта интеграция будет происходить с учетом национальных интересов страны, и она сможет рассчитывать на достойное место в мировом сообществе. И, конечно, хочу повторить: Украина, ее правительство должны во всех направлениях проводить именно проукраинскую политику. Это касается и того, что, идя в Европу, мы должны в то же время углублять сотрудничество с Россией. Эти два направления нельзя противопоставлять. Главное в них, в их условиях — это соответствие национальным интересам Украины и в то же время работа на принципах равноправного партнерства и рыночной конкуренции. Выступая на саммите ЕврАзЭС в Алма-Ате, я говорил о том, что Украина готова на прозрачное открытое сотрудничество с этим образованием. С учетом стратегического расположения нашей страны между Европой и Азией особое значение и перспективы в этом приобретают возможность транзита энергоносителей, формирование современной транспортной инфраструктуры. Что же касается вступления, то здесь должны работать не эмоциональные или даже политические подходы. А в первую очередь, — жесткий и точный экономический и политический расчет, который исходит из национальных интересов. Если он высвечивает плюсы, то, безусловно, следует принимать позитивное решение. Если же минусов больше, то следует искать другие варианты. Все это касается и евразийского экономического пространства. Об этом я откровенно говорил во время переговоров в Москве Михаилу Касьянову. Президент Украины Леонид Кучма во время недавней встречи с президентом России Владимиром Путиным в Одессе также указывал именно на такие подходы нашей страны относительно вступления в ЕврАзЭС. Сейчас проводятся соответствующие расчеты, аналитические исследования, и, по моему мнению, только на этой основе можно принимать соответствующие решения. И отнюдь не под каким-либо экономическим или политическим давлением. Еще раз подчеркиваю: как и каждое независимое государство, Украина должна выполнять свою главную функцию — защищать национальные интересы, внутренние и внешние, экономические и политические. Другое дело, этому нам еще нужно учиться. Очень трудно все эти десять лет идет в Украине формирование инфраструктуры независимого государства, и ныне мы ощущаем, насколько важно иметь и постоянно совершенствовать механизм формулирования и защиты национальных интересов. В то же время могу утверждать, что только в случае политической стабильности в государстве гражданин может быть уверен, что эти интересы действительно защищаются. И в этом вопросе не следует ожидать каких-либо политических сенсаций. Это должен быть прозрачный процесс, понятный как власти, так и обществу. Когда речь идет о возможности сотрудничества с ЕврАзЭС, то здесь нельзя также допускать примитивной торговли: мы вам НДС, а вы присоединяетесь к нам. Подход должен быть комплексным, учитывать все составляющие, исходя, опять же, из национальных интересов.

— Недавно правительство подписало меморандум с крупными российскими нефтетрейдерами, которые сейчас поставляют нефть Украине. Это, безусловно, положительное явление в плане обеспечения сырьем большинства украинских НПЗ, которые сейчас принадлежат российским компаниям. Но фиксирует ли правительство позицию украинских предпринимателей, работающих на розничном рынке и недовольных его монополизацией российскими компаниями, с которыми у наших предпринимателей нет возможности конкурировать?

— Упомянутый меморандум концентрирует наш опыт сотрудничества власти и бизнеса. И я удовлетворен тем, что удалось его подписать. Это тот шаг, который очень необходим для создания условий взаимной ответственности и партнерства. Речь идет не о национальной принадлежности той или иной компании. Меморандум подписали не только российские нефтяные компании, включая ТНК, Лукойл, но и Казахойл, и представители украинского нефтеперерабатывающего бизнеса. Таким образом мы создали равные правила игры для системного бизнеса на этом рынке, для тех, кто пришел работать в Украину серьезно и надолго. Уже можно отметить, что меморандум в первом квартале дал положительные результаты. Невзирая на введение достаточно жестких мер относительно укрепления платежной и налоговой дисциплины, которые могли бы при определенных условиях несколько разбалансировать нефтяной рынок, благодаря меморандуму имеем в первом квартале снижение цен на бензин на 5 — 6%. Это произошло благодаря насыщению рынка и установлению на нем прозрачной конкуренции. От этого в выигрыше и экономика, и бюджет, и субъекты хозяйствования, и потребители.

— А также и украинские компании, которые работают на розничном рынке?

— Здесь, конечно, есть вопросы. Мы немножко опоздали с формированием в Украине розничного рынка на основе украинских компаний, и дальше эта работа постепенно углубляется. Что же касается крупных нефтяных компаний, то они предупреждены, что правительство будет жестко реагировать на попытки использовать монопольное положение вопреки прозрачной рыночной конкуренции и, я думаю, что все понимают, о чем идет речь, несмотря на то, украинский это производитель или нерезидент.

(На этом месте интервью было прервано телефонным разговором с премьер-министром Польши Лешеком Миллером, после которого А. Кинах сообщил «Дню», что 3 июня в Жешуве (Польша) состоится заседание комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству двух стран, которое будет этапом подготовки к встрече президентов 21 июня в этом же городе в рамках традиционного ежегодного бизнес-форума Украина — Польша.)

— Сегодня я был на пресс-конференции в Первом украинском инвестиционном банке, которому исполнилось 10 лет, и почувствовал, что постоянно осуществляемое правительством давление на Национальный банк с целью уменьшения кредитных ставок в коммерческих банках уже докатилось и до них. Есть понимание справедливости правительственных требований, есть желание их выполнять и даже определенные разговоры относительно соответствующих планов. Однако каждый банкир боится быть первым, если его не поддержат коллеги. Потому что в этом случае можно потерять владельцев депозитов, которые бросятся искать места, где проценты повыше. Будет ли продолжать правительство и дальше давление на банковскую систему в этом направлении?

— Рост экономики Украины за последние 15 месяцев создал условия для того, что инфляция на сегодня составляет только 5%. За этот период Нацбанк, конструктивно реализуя финансовую ситуацию, снижал нормы обязательного резервирования и учетную ставку и довел ее на сегодня до 10%. Но, к сожалению, адекватного реагирования банковской системы относительно стоимости кредитных ресурсов не заметно. Плата комбанкам за кредиты достигает 26 —30%. Это очень серьезная проблема для экономики, особенно когда она растет и нуждается в больших объемах оборотных средств, средне- и долгосрочном кредитовании на осуществление инновационных программ. Эту проблему мы и дальше будем постепенно, но настойчиво решать. Но не за счет давления, а путем создания соответствующих условий. Иначе мы просто исчерпаем потенциал экономического роста, поскольку натолкнемся на барьер из неприемлемых для предприятий условий кредитования. При этом нам необходимо решать такие сложные вопросы, как уменьшение рисков для коммерческих банков, политика привлечения депозитов и средств населения. Хотя здесь уже и сегодня можно говорить об определенных сдвигах. Так, на начало 2001 года сбережения граждан в коммерческих банках составляли 6,5 миллиарда гривен. В начале апреля в этом году они выросли почти вдвое и составляют около 12 миллиардов. С учетом масштабов нашей страны и количества ее населения это не очень большие цифры, но тенденция, как видим, положительная и ее следует развивать и использовать, чтобы деньги населения работали на экономику. К сожалению, сегодня у нас очень низкий уровень монетизации — 18%. Сравним: в Японии — 110%, в Соединенных Штатах — 100%, в Польше, с премьером которой мы только что разговаривали, приближается к 60%. Все эти вопросы глубоко связаны с налоговой системой и другими факторами. Поэтому речь может идти не о давлении, а о постепенном приближении интересов банковской системы к требованиям и потребностям экономики Украины, которую без этого невозможно сделать конкурентоспособной на мировом уровне. Речь идет также о том, чтобы крепли клиенты банков, а с ними и банковская система, и благодаря этому создавались условия для развития экономики и таких ее отраслей, как машиностроение, а также предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, продукцию с высокой добавочной стоимостью и глубиной переработки. Для этого нужно среднесрочное и долгосрочное кредитование. Правительство будет углублять эту работу (сегодня мы идем в этом вопросе в ногу с Нацбанком), но понимаем, что здесь нужно еще и взаимодействие правительства и Центробанка с парламентом.

— В продолжение этой темы один политический вопрос. Президент уже высказывался в том смысле, что изменения в правительстве будут касаться только тех министров, которые пойдут работать в парламент. Считаете ли вы возможным, что их заменят (не на основании межблоковых договоренностей, а согласно указу Президента) представители «Нашей Украины», реализуя таким образом потребность в создании коалиционного правительства и создавая основу для большинства из двух ведущих парламентских блоков?

— Я хотел бы еще раз напомнить, что согласно Конституции избрание нового парламента не может быть предлогом для смены правительства, которое согласно Конституции утверждается на срок полномочий Президента. Но, понимая, что эффективности работы власти в целом невозможно достичь без взаимопонимания всех ее ветвей, без этого невозможно решить и любую из многих проблем, которые сдерживают развитие экономики, и вести борьбу с бедностью, правительство готово к сотрудничеству с парламентом. При этом я никогда не соглашусь с тем, чтобы правительство Украины стало разменной монетой в ходе тех или иных торгов за парламентские или за правительственные портфели. Правительство будет рассматривать вопрос сотрудничества с парламентом, в первую очередь, на основании объединения усилий в разрешении общегосударственных, общенациональных проблем. Это сотрудничество возможно со всеми частями парламентского спектра на всех направлениях. Особенно там, где речь будет идти о реальном, профессиональном обоснованном подходе. Если будет необходимо принимать те или иные решения для консолидации правительства и парламента за счет изменений в правительстве, то мы готовы и на это. Но это будет делаться не по принципу торгов и распределения портфелей, а на основании взаимного поиска оптимальных решений, включая кадровые, направленные на повышение эффективности работы власти. Я уверен, что в парламенте есть и прагматически настроенная на сотрудничество часть депутатов, которая гарантирует возможность для реализации такого направления работы.

— Личный вопрос. Вашей дочери вскоре исполнится два года. Есть ли в окружении Софийки какие-нибудь предметы или понятия, которые бы давали ей представление о работе отца и его единомышленниках в правительстве и возможность, во всяком случае, впоследствии оценить ее эффективность?

— Быть отцом — это самый большой подарок судьбы и наивысшая должность в моей жизни. Решая те или иные проблемы, мы должны помнить, что рано или поздно придется передавать новому поколению это государство, и я бы очень хотел, чтобы это была хорошо налаженная для жизни страна, не только красивая, но и богатая. К сожалению, сегодня до этого еще далеко. Но я считаю, что правительство причастно к тому, что продукты питания, в том числе для детей, в нашей и других семьях употребляются исключительно украинские. Я думаю, что впоследствии Софийка это сможет достойно оценить. Ведь очень полезно, когда ребенок вырастает на собственной почве, словно всасывая соки родной земли. Что же касается товаров широкого потребления, с которыми имеет контакт мой ребенок, то здесь, к сожалению, похвалиться пока что нечем. Детская одежда, обувь и даже, простите, памперсы мы еще как следует производить не научились. Но, я уверен, ждать этого осталось недолго.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать