Леонид КРАВЧУК: «Коалиционное правительство на этом этапе — фантастика»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020403/461-1-2_0.jpg)
По последним данным, СДПУ(О) может претендовать в новом парламенте как минимум на 22 депутатских мандата. О сложностях процесса формирования структуры нового парламента — в интервью с одним из лидеров эсдеков, первым президентом Украины и ветераном отечественного парламентского процесса Леонидом Кравчуком.
— Сможет ли новый парламент провести конструктивную политическую реформу, в частности, по вопросу формирования политически ответственного правительства, уточнения функций президентской администрации, правового оформления большинства и оппозиции?
— Думаю, сложности будут очень большими. В частности потому, что в парламент пришли разнополюсные политические силы, например, «Наша Украина» и Коммунистическая партия. У них абсолютно разные взгляды на политическую ситуацию, экономические перспективы, на реформы в целом, на внешнюю политику. Единственное, в чем они могут сойтись, и то не все, — это борьба против власти. Здесь, как показывает опыт, ситуативно объединяются и правые, и левые. Уже сегодня раздаются требования изменить Конституцию с тем, чтобы преобразовать Украину из президентско-парламентской республики в парламентско-президентскую, инициировать импичмент. Это признак того, что на первом месте на первых порах будут не экономические, не правовые, а политические и государственно-созидательные процессы. И это, по моему мнению, может очень обострить политическую ситуацию в парламенте. В таких условиях создать конструктивное большинство будет трудно, тем более, что большинство пока что может формироваться не на основании Конституции и закона, а на ответственности перед украинскими реформами, задачами, которые следует решать, чтобы изменить ситуацию в экономической, политической и духовной жизни страны. А сознательность и ответственность у разных политических сил могут быть разными. Поэтому для того, чтобы большинство образовалось как стабильное большинство, следует внести изменения в Конституцию и принять закон о большинстве и оппозиции.
Что касается формирования большинством правительства, то у нас правительство формируется лично Президентом, — так записано в Конституции. Парламент дает только согласие на назначение премьер- министра. Таким образом, никакой ответственности, предусмотренной законом и Конституцией, за формирование правительства у большинства нет и быть не может, пока не будут приняты соответствующие законы. Поэтому сегодня роль большинства консультативная. То есть фракции будут встречаться с Президентом, будут вносить предложения, с которыми Президент может согласиться, а может и отклонить. Коалиционное правительство на этом этапе политического развития страны — это фантастика. В мире ничего не формируется на основах сознательности и ответственности. Власть, если она серьезная, может строиться только на положениях Конституции и на положениях соответствующих законов.
— Социал-демократы объединенные будут инициировать принятие законов о большинстве и оппозиции и внесении соответствующих изменений в Конституцию?
— Не будем инициировать, потому что для нас сейчас этот вопрос неактуален. Социал-демократический строй западной Европы предусматривает такую формулу власти, когда большинство формирует правительство и несет ответственность вместе с парламентом за состояние дел и выполнение программ. И мы поддерживаем такой путь развития страны. Но актуально ли сейчас делать такие преобразования — еще нужно подумать. Есть вопрос политического характера, глубокие социальные проблемы, которые нуждаются в неотложном решении. Что нам мешает сегодня принять законы, которые бы работали на Украину, не меняя Конституции? Ничто. Что нам мешает принять Налоговый кодекс, который ВР уже 8 лет принять не может? Когда же возникнет вопрос о формировании большинства и правительства, мы будем занимать конструктивную позицию, которая определена нашей программой.
— Если большинство будет ситуативным, то вокруг каких вопросов будут объединяться определенные группы политических сил? Какие политические партии и блоки, по вашему мнению, могут стать основой такого большинства?
— Сегодня ситуация сложилась так, что если в парламенте свои усилия объединят блок Тимошенко и блок Мороза, они вместе будут иметь около 35% депутатов. Если по некоторым вопросам, которые касаются власти, к ним сможет присоединиться блок Виктора Ющенко, то они будут иметь больше половины голосов в парламенте. Таким образом, они смогут, договорившись, решить вопрос формирования власти в парламенте (председатель, заместители, комитеты), смогут инициировать отставку правительства и предложить своего премьера и свой состав правительства. «За единую Украину!» например, возьмет 130 мандатов, если к ним присоединится СДПУ(О), то такая коалиция будет иметь максимум 150 депутатов. Ситуация осложняется тем, что мы еще не знаем об успехах мажоритарщиков: многое будет зависеть от того, кого они поддержат, к кому присоединятся. Но как бы там ни было, сегодня уже нет силы, которая бы сказала, что она получила большинство в парламенте и может взять на себя ответственность и формировать правительство. Будет очень серьезная борьба, и многое будет зависеть от того, кто с кем объединится. Если «Наша Украина» объединится с коммунистами для формирования власти — им некому противостоять.
Что касается версии о сотрудничестве «За единую Украину!» с коммунистами, то мне трудно сказать, как могут сотрудничать политические силы с диаметрально противоположными взглядами.
— Как бы вы прокомментировали заявление Виктора Ющенко о том, что блок «Наша Украина» будет сотрудничать в парламенте со всеми политическими силами, кроме СДПУ(О)?
— Ющенко это сказал, по моему мнению, на фоне эмоционального восприятия победы блока «НУ». Я думаю, что когда они придут в парламент, то в блоке найдутся более спокойные и более рассудительные депутаты, которые будут определять, голосовать им или не голосовать, руководствуясь не амбициями их лидера, а интересами Украины. Я не думаю, например, что Роман Бессмертный думает так, как Ющенко. Я не хочу, чтобы кто-то откровенно поддерживал нас или сотрудничал с нами — мы не напрашиваемся ни к кому, мы будем работать в парламенте на Украину — но не «нашу», не «единую». Мы будем голосовать за те законы, которые будут определять для Украины нормальное демократическое развитие. И нам безразлично, как будут голосовать Ющенко и его команда, — они несут ответственность не перед нами, а перед украинским народом.
— Как вы можете объяснить нисколько неожиданные результаты блока Юлии Тимошенко и Соцпартии Александра Мороза?
— Сегодня есть два пути к легкой победе. Первый — ностальгию — используют коммунисты. Второй — это борьба против власти. Не может власть пользоваться популярностью в народе, 80% которого живут бедно и очень бедно. И вообще, власть в мире никто не любит. Если бы люди сегодня жилы лучше, ситуация была бы совсем иная, и на основах критики власти очень трудно было бы пройти в парламент.
СДПУ(О) не критикует власть, не спекулирует на прошлом — мы предлагаем конкретный путь развития государства. И воспринять нашу позицию может только та часть людей, которая читает, следит, может сопоставлять и анализировать. За четыре года мы увеличили свой результат на выборах в полтора раза. То есть у нас есть уже в обществе устойчивый электорат. И он будет расти, возможно, не так быстро, как нам хотелось бы, но в стране, которая осуществляет переход от одной системы жизни к другой, склониться сразу к социал-демократам, которые не являются партией экстремистского характера, очень трудно. Я был на выборах в Западной Украине и видел, как у людей горели глаза, когда они говорили, что вот придет Ющенко, он сделает власть прозрачной, честной, разгонит олигархов по углам. Но ведь парламент — это законодательная власть. А люди верят, потому что он обещал. Когда мы, социал-демократы, говорим, например, что языковую политику нужно проводить в соответствии с Конституцией и законом, «Наша Украина» говорит просто: нет русскому языку! Мы партия серьезная, мы не можем себе позволить и никогда не позволим популистских лозунгов, которые могут привести к расколу Украины. Разве я могу как первый президент этой страны позволить себе говорить подобную ерунду, не думая о последствиях?
— Как долго, по вашему мнению, будут сохраняться блоки в парламенте? Каким вы видите их будущее?
— Я думаю, что блок «За единую Украину!», как и декларировал, попробует преобразоваться в партию. Я также не думаю, что долго удержится блок «Наша Украина», — или они создадут правую партию, или распадутся. Но в первом случае возникнет много вопросов у тех сил, которые по своим взглядам являются не правыми, а социал-демократическими. Мне кажется, что блокам в случае преобразования их в партии труднее всего будет с определением идеологии. В БЮТе также возникнет, наверное, намерение создать партию, но какую именно, мне трудно сказать, потому что идеологии в традиционном значении этого слова я там не вижу.
Выпуск газеты №:
№61, (2002)Section
Панорама «Дня»