«Синдром Затулина»,
или Плохой пример заразителен...
Председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов также нелицеприятно высказался в интервью РИА Новости о блоке «Наша Украина». «Для России было бы противоестественно поддерживать оппозиционный блок Виктора Ющенко, идущий на выборы с откровенно русофобской программой», — сказал Маргелов, добавив, что «в первой десятке списка прочих обанкротившихся «национал-демократов» значится имя бывшего министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка. Этот министр в свою бытность прославился оголтелой прозападной политикой, ведомой под флагом «дерусификации», то есть русофобии». «Рим предателям не платит», — заявил Маргелов. «Модернизация каждой страны — ее внутреннее дело, которое требует не игры в поддавки, а рационального и конструктивного сотрудничества с Западом. А в случае Украины — одновременно такого же сотрудничества с Россией, поскольку при всем старании тарасюков и прочих трехсотлетние родственные связи братских народов разорвать невозможно», — заключил председатель международного комитета Совета Федерации.
Михаил Маргелов, правда, сделал оговорку, что даже приход в парламент Украины людей, подобных Виктору Ющенко, не сможет испортить отношений между двумя странами. «Времена, когда Россия стеснялась громко говорить о своих национальных интересах, прошли, — отметил он. — Теперь мы открыто заявляем, что Украина, как субъект международных отношений, представляет особый интерес для России». Он также отметил, что России «небезразличен внешнеполитический курс государства, расположенного на его юго-западных рубежах». Еще раньше, правда, значительно сдержаннее в отношении украинских выборов высказался руководитель путинской администрации А. Волошин. По-видимому, патриоты из Госдумы поняли это как карт-бланш. Cтиль и тон заявлений российских парламентариев-международников заставляют в очередной раз убедиться в том, что некоторые высокопоставленные круги в соседнем государстве, близкие по духу к объявленному в Украине за вмешательство во внутренние дела персоной нон-грата одиозному «специалисту по СНГ» Константину Затулину, до сих пор ведут себя по принципу брошенного мужа, вмешивающегося в жизнь бывшей супруги и то требующего, чтобы она вернулась к нему, то отстаивающего принцип «не доставайся же ты никому». В данном же случае речь идет не о семейном скандале, а об отношениях двух независимых государств. Наверное, в Госдуме почти все признают, что нелепо заявлять, что в Германии на многих руководящих постах находятся внуки тех, «кто стрелял в наших дедов», но отказаться от пристального изучения родословной украинских политиков не могут. Многие российские политики, похоже, до сих пор испытывают серьезные трудности с пониманием того факта, что Украина и Россия — это две страны и две истории.
Независимо от отношения к блоку Виктора Ющенко, нельзя не признать, что заявления, подобные высказываниям г.г. Рогозина и Маргелова, — это вмешательство во внутренние дела Украины. Подобные выступления «профессиональных патриотов» из российского парламента лишь приведут к росту рейтинга украинских «профессиональных патриотов», и в отношениях двух стран появится искусственно созданная болевая точка.
Виктор Ющенко, Борис Тарасюк и Геннадий Удовенко вчера назвали заявления «отдельных представителей России» грубым вмешательством во внутренние дела Украины.
КОММЕНТАРИИ
Сергей ТЕЛЕШУН , доктор политических наук:
— Вот и россияне официально участвуют в украинских предвыборных перегонах. Я вспоминаю заявление посла России о том, что Россия не принимает участия в нашей предвыборной кампании. Но теперь мы можем говорить о конкретных делах. Депутат Думы Рогозин, кстати, не озвучивает мнение президента России, хотя эксперты считают его одним из наиболее перспективных кандидатов на пост министра иностранных дел и он достаточно тесно координирует свою позицию с исполнительной вертикалью. А относительно заявления Волошина — то это на сто процентов заявление русской исполнительной власти, независимо от того, или это была его личная инициатива, или эта инициатива имеет конкретные договоренности с украинскими политиками, в частности, с украинским коллегой Волошина — Литвином. Теперь осталось заявить госсекретарю США, на какие политические силы они будут ставить, и тогда уже можно абсолютно согласиться с тем, что Украина становится местом соревнования интересов этих двух государств. Хотя я уверен, что появление этого заявления было инициируемо украинской стороной, отдельными политиками. Другой вопрос — или это просто заявление, или за ним стоят какие-то конкретные действия. В Одессе Путин заявил, что они не будут поддерживать ни одну политическую силу, а будут работать с теми политическими силами, с которыми можно наладить сотрудничество. Мне кажется, россияне поступили достаточно разумно — выбирай заявление, которое хочешь — или Путина, или Волошина. Во-вторых, это предупреждение тем или другим политическим силам в Украине — на кого ориентироваться, если они хотят иметь поддержку, как в парламенте, так и в бизнесе. И третье. С другой стороны — это сигнал для промышленного лобби (особенно — в сфере приватизации и нефтегазовой), которое работает с Россией — на кого ориентироваться. Думаю, частично эти заявления повлияют на рейтинги названных политических сил. Другой вопрос, что заявления сделаны политиками, которые в Украине практически неизвестны, разве что экспертам. Но рейтинг — на Востоке и частично в центре у этих сил растет. Так же, как растет рейтинг блока Ющенко — не только в Западных, но и в центральных регионах, особенно в Киеве.
Александр ДЕРГАЧЕВ , политолог
— Здесь уживаются далекоидущие замыслы и неадекватность конкретных шагов конкретных российских политиков. России очень важно, чтобы украинская власть была для них понятна и как можно более зависима от них. Москва опережает Киев в отношении с Западом и для нее важно закрепить это лидерство — чтобы Украина позволяла себе какие-то шаги в сторону Запада только с позволения России. Конечно, речь идет о президентских выборах, о том, какие силы должны быть основными и наиболее дееспособными на этапе от парламентских до президентских выборов. И, конечно, это частично — выполнение просьбы друга-Кучмы. Поскольку для него это важно. Политически активная часть населения — «в материале», чтобы в этом всем разобраться. Но такие ходы, при всей примитивности, могут оказаться более-менее действенными, поскольку есть и несведущая часть украинского электората. Которой нужны простые ответы на сложные вопросы. А тут есть понятная Россия, такая же, как мы, не ушедшая далеко от советского прошлого. И она предлагает поддержку, дружбу, стабильность. Очевидно, что все это — только дальние подступы к той массированной игре против Ющенко, которую следует ожидать.
Владимир ФЕСЕНКО , Бюро политического консалтинга «Пента»:
— Заявление А.Волошина, несомненно, является попыткой повлиять на избирательный процесс в Украине. Четко обозначено и в пользу кого, и против кого оно сделано. Сразу следует заметить, что общепринятые правила международной политкорректности здесь нарушены. К тому же фраза о «сотрудничестве» иностранного государства с конкретными политическими силами очень двусмысленна. На месте конкурентов упомянутых А.Волошиным сил, я бы обратился в Центризбирком с требованием разобраться в ситуации и выяснить, какое сотрудничество имеется в виду, нет ли в данном случае нарушения закона. С формальной точки зрения заявление А.Волошина можно рассматривать как предвыборную агитацию, и тогда он нарушил ст. 56 Закона о выборах народных депутатов (в соответствии с п.1 этой статьи лицам, не являющимся гражданами Украины, запрещается участвовать в предвыборной агитации). Было бы интересно, если бы наш Центризбирком проявил принципиальность и вынес официальное представление руководителю Администрации Президента России. Не думаю, что заявление А.Волошина будет иметь какое- то существенное влияние на ход избирательного процесса и результаты выборов. Во-первых, сейчас не 1994 год и российский фактор не играет столь заметной роли в мотивации электорального поведения наших граждан. Во-вторых, А.Волошин не та фигура, к которой будут прислушиваться колеблющиеся избиратели. Скорее даже наоборот, учитывая его полускандальную репутацию. Вот если бы такое сказал В. Путин, тогда можно было бы говорить об определенном электоральном эффекте. Если так дело будет идти и дальше, то скоро украинские политики будут ездить в Москву за высочайшим благословением, как русские князья ездили за ярлыком к татарским ханам.
Выпуск газеты №:
№52, (2002)Section
Панорама «Дня»