Воспитание бюджетом: урок второй
Судя по всему, нынешний бюджетный процесс чреват для Кабинета Министров Украины серьезными неприятностями. Во всяком случае, некоторые из них уже очевидны. Бюджетный регламент нарушен по полной программе: провал повторного голосования во втором чтении, похоже, окончательно поставил крест на «плодотворном» сотрудничестве профильного комитета с правительством. Из предложенной А. Турчиновым резолюции, которая на этот раз больше напоминала речь на п редвыборном митинге, а не серьезный анализ предложений правительства, ясно — бюджетный процесс окончательно перетек из финансово- экономической плоскости в политическую.
Этим, по всей видимости, объясняется и первый «завал» второго чтения в прошлый четверг, состоявшийся буквально через два часа после того, как премьер-министр Анатолий Кинах вступил в предвыборный блок «За єдину Україну», и обвинения А. Турчинова в адрес правительства, будто бы «укрывающего» около 11 млрд. «бюджетных» гривен и попытки бюджетного комитета сократить в следующем году расходы на ГНАУ и ряд министерств, и, наконец, желание его же «раздуть» бюджет до 52,3 млрд. грн. (по принципу, чем больше — тем лучше)...
Как бы там ни было, политический вес А. Кинаха может стать тем самым камнем, который потянет на дно «самый социальный», по заверениям правительства, бюджет-2002. И хотя министр финансов Игорь Митюков утверждает, что два провала «экономической Конституции» никак не связаны с вступлением А. Кинаха в предвыборный блок, ситуация вокруг проекта бюджета показала, что инициаторы «привода и посадки» премьера в блок «За ЕдУ» совершили первую серьезную политическую ошибку. В конце концов, можно было сначала дождаться принятия бюджета, а уж потом пополнить и без того «звездный» блок еще одной яркой фигурой.
Напомним, что позавчера практически весь правый центр Верховной Рады поддержал утверждение бюджета во втором чтении. И только нежелание голосовать фракций «Яблуко», «Реформы—Конгресс» и «Батьківщина» не дало возможности преодолеть ожидаемое сопротивление левых сил. «Мы готовы к компромиссу, но мы хотим публичных договоренностей с правительством. Это главное наше требование. Правительство сегодня пытается вести непубличные переговоры: я — тебе, ты — мне», — пояснил вчера «Дню» лидер «Яблука» Михаил Бродский. В качестве второго аргумента он указал предвыборную активность премьер-министра Украины. «По этой причине бюджет, с одной стороны, получил дополнительные голоса. С другой — недополучил их», — подчеркнул лидер фракции. «Просто некоторые фракции, — приводит контраргументы парламентариям И. Митюков, — пытаются в контексте бюджетного процесса торговаться, выиграть дополнительные политические дивиденды во время подготовки к выборам».
«Присутствие Анатолия Кинаха во время голосования в сессионном зале могло сыграть позитивную роль, и документ мог быть принят», — сказал «Дню» Виктор Суслов (один из двух депутатов фракции «Яблуко», проголосовавших за бюджет и рискующих поплатиться за это, по словам М. Бродского, своими партбилетами). Не исключено, глава правительства действительно гипнотически воздействует на отдельных парламентариев. Однако некоторые депутаты убеждены, что повторный провал голосования по бюджету — не что иное, как попытка отправить Кинаха в отставку. «Уже сейчас идет дележ мест в исполнительной власти», — сказал «Дню» В. Суслов. Это при действующем-то премьере! Но конкретизировать свое высказывание народный депутат отказался. В тоже время позиция правительства в отношении бюджета выглядит достаточно жестко. «Я не вижу необходимости пересматривать базовые параметры бюджета. Меня не пугает вариант, если мы до конца года не успеем в парламенте принять госбюджет-2002. Для нас плохой бюджет — это не выбор, это не вариант», — утверждает И. Митюков. Что, впрочем, не помешало ему в процессе предыдущей доработки бюджета (с 29 ноября до 6 декабря) «найти возможность» увеличить его расходную часть на 1 млрд. 150 млн. грн.
Пока же прогноз пессимистов близок к реальности: бюджетный процесс становится элементом предвыборных торгов. Похоже, помочь Кинаху в состоянии только более сильные игроки.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. Первый заместитель председателя Верховной Рады Виктор Медведчук заявил, что на данный момент речь идет «не о срыве, а задержке бюджетного процесса». Первый вице-спикер отметил, что парламент должен был рассмотреть бюджет во втором чтении не позднее 20 ноября, как предусмотрено Бюджетным кодексом. «Однако мы находимся в начале избирательной кампании, когда политические силы активизируют свою деятельность в аспекте работы над отдельными положениями бюджета», — подчеркнул он. По словам В. Медведчука, у Верховной Рады «еще есть время» — 13 и 20 декабря — для принятия бюджета, а в случае необходимости депутаты могут до Нового года выделить еще один день для принятия бюджета, сообщает Интерфакс-Украина. Первый вице-спикер также отметил, что «процесс согласования» между Кабинетом Министров и Верховной Радой продолжается. По его словам, сегодня у Кабинета Министров «есть дополнительные возможности», поскольку в условиях повторного второго чтения можно внести изменения в доходную и расходную части бюджета и «удовлетворить принципиальные положения отдельных политических сил и депутатов».
КОММЕНТАРИИ
Виктория ПОДГОРНАЯ , Центр социально-политического проектирования:
— Можно сказать, что непринятие бюджета во втором чтении — это естественная реакция парламента на включение премьера в политическую борьбу. Естественно, после некоторых раздумий парламент таки примет бюджет, и страна войдет в 2002 год с нормальным бюджетом. Однако отреагировать на то, что сделал Кинах, дав согласие на вступление в блок «За единую Украину», парламент должен был. Это говорит о том, что парламентский процесс вошел в достаточно острую фазу, избирательная кампания в полном разгаре. Естественно, парламент не мог не отреагировать, потому что он не может не бороться с тенденцией монополизации, которую проводит власть, создавая супергиперпартию «За единую Украину». В связи с этим можно сказать, что партии, которые входят в парламент, должны были защитить свои позиции от активного использования административного ресурса. Они являются невольными сторонниками развития политической конкуренции, так как концентрация административного ресурса в отсутствие развитых политических ресурсов большинства партий (они не обладают развитой региональной инфраструктурой, не пользуются достаточной поддержкой населения) заставляет их искать способы противодействия использованию этого ресурса. Административный ресурс оказался не рассредоточенным, как это было во многих странах переходного периода — Бразилии, Аргентине, Филиппинах — а наоборот, сконцентрированным. Партия власти руководствуется совершено чёткими ориентирами — она всё делает правильно для того, чтобы одержать полномасштабную победу, однако для других партий это крайне невыгодно. Второе: такая реакция была частично связана с информацией (хотя это ближе к слухам), что Кабмин планирует выделить достаточно крупные средства на поддержку кампании «За единую Украину». И реакция на бюджет и другие законопроекты показывает, что эта информация дошла до какой-то части парламентских партий. Они решили, что будет целесообразно намекнуть о невозможности нецелевого использования бюджетных средств только одной политической партией. Я думаю, бюджет все равно будет принят, просто парламентариям нужно было предупредить таким образом исполнительную власть о том, что они готовы рассматривать проблему честных выборов и реагировать на полную концентрацию всех ресурсов власти на полюсе только одной партии.
Николай ТОМЕНКО , директор Института политики:
— В этой ситуации возможны два объяснения. И оба они носят политический характер, по моему мнению. Первое объяснение объективного характера, потому что оно связано не столько с позицией Анатолия Кинаха как премьер-министра, сколько с пониманием правящей политической элитой и властью важной задачи будущих парламентских выборов. Исходя из этого, аргумент по использованию средств от приватизации, по моему мнению, кроме прагматического рационального подхода, который предлагает правительство, содержит и политически-конъюнктурный, который провоцирует оппозицию или просто другие политические партии, которые не входят в блок «За единую Украину», поставить под сомнение то, что правительство и система власти не используют серьезные финансовые потоки, которые все равно будут поступать от приватизации, но которые в варианте бюджета правительства не будут четко расписаны по статьям расходов. То, что значительное количество фракций обращало внимание именно на «незадействованность» в бюджете довольно больших сумм доходов от приватизации, на мой взгляд, имеет чисто политический предвыборный характер.
— Вторая причина также политическая, но более субъективная. По моему мнению, довольно много политиков, в частности пропрезидентской ориентации, и в первую очередь, те, которые решили вместе действовать в блоке «За единую Украину», не заинтересованы в том, чтобы Анатолий Кинах становился на сегодняшний день фигурой №1 и в списке блока, и в процессе предвыборной кампании. Очевидно, они заинтересованы в том, чтобы, с одной стороны, такой фигурой был Владимир Литвин, с другой — чтобы лидеры других политических партий имели возможность после удачной избирательной кампании претендовать на должности премьера или вице- премьера. И усиление Анатолия Кинаха сегодня для его коллег — активных и авторитетных политиков внутри блока «За единую Украину» — является опасным. В любом случае, они сами это так трактуют. По этой причине какие-то политические успехи (а принятие бюджета — это достаточно серьезный успех) на самом деле не с очень большой радостью воспринимаются внутри блока. Если проанализировать позицию Партии регионов, позицию других депутатов, которые не «бросаются на амбразуру», чтобы принять бюджет, и одновременно являются учредителями блока «За ЕдУ», то можно сказать, что это своего рода своеобразное предупреждение, нежелание того, чтобы Кинах активно занял позицию одного из лидеров блока. Его место коллеги по блоку видят в исполнении обязанностей премьер-министра, который должен сдать пост после парламентских выборов.
Выпуск газеты №:
№226, (2001)Section
Панорама «Дня»