Если покупатель не сдается,
то в закон вносят «изменения и дополнения»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011208/4226-1-3_0.jpg)
Одиннадцать крупнейших отечественных предприятий по сборке и производству автомобилей, десятки автоимпортеров и тысячи украинских автолюбителей с чувством неопределенности ожидают резолюции Президента по утвержденному 15 ноября Верховной Радой в третьем чтении и в целом закона «О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам в отношении государственной поддержки автомобилестроительной промышленности Украины».
Напомним, что «предшественником» этого документа стал принятый под громогласные реформ- патриотические лозунги организации производства национального авто в 1997 году закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине». В него, собственно, и собираются внести «изменения и дополнения». Дело, несомненно, нужное. Время показало, что льготы и стимулы, которые предоставил закон СП АвтоЗАЗ-Daewoo, пока не привели к стремительному подъему отечественной автоиндустрии. Производство недорогого, общедоступного и качественного автомобиля в нашей стране так и осталось смелой мечтой. Конкуренты АвтоЗАЗа именно такой поворот событий и прогнозировали. «На конвейере АвтоЗАЗа выпускаются главным образом те же «Таврии», — говорил «Дню» представитель General Мotors Станислав Щербина, — а более дорогим «Daewoo», основой производства которых так и остались импортируемые детали, более состоятельные граждане предпочитали тот же «Volkswagen»... Впрочем, выбор марки и модели авто — личное дело каждого. Важно другое: как отмечают эксперты, несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию и относительно низкий уровень жизни в нашей стране, спрос на автомобили в Украине есть (по приблизительным оценкам — 180—200 тыс. только «легковушек» ежегодно). Очевидно, что украинско-корейский тандем, производство которого в значительной мере ориентировано на удовлетворение госзаказов, при всем желании не в состоянии обеспечить потребительские запросы украинских граждан, многие из которых к тому же просто не в состоянии позволить себе покупку нового авто. К примеру, в прошлом году доля новых легковых автомобилей отечественного производства и сборки на рынке Украины составила 10,4% (соответственно, оставшиеся 89,6% — импортные). В результате, по оценкам Кабмина, общий отток капитала за рубеж составил $1,5 млрд. Как тут не вспомнить и наши извечные проблемы трудоустройства. Тем более, что, как утверждают эксперты, одно рабочее место автомобилестроительной отрасли создает 7—8 рабочих мест в смежных отраслях. Хотя здесь не лишним было бы напомнить, что СП АвтоЗАЗ-Daewoo так и не удалось организовать полный цикл производства в нашей стране и выполнить так называемые, «требования локализации» (т. е. концентрации 70% мощностей на территории Украины), утверждает С.Щербина.
Словом, государственная политика в отношении автомобильной промышленности действительно требует «изменений и дополнений». Вот только окончательное их утверждение, судя по всему, сделает и без того исключительное положение АвтоЗАЗ-Daewoo просто уникальным. В русле принятого 15 ноября Закона предлагается в 5—10 раз увеличить ставки ввозного сбора на отдельные виды комплектующих и запасных частей к автомобилям, а импорт уже бывших в употреблении путем увеличения таможенных поборов, фактически, запретить. Сразу оговоримся, что подобное «эмбарго» обошло украинско-корейское СП, которому по не вполне понятным причинам разрешен льготный импорт комплектующих к авто компаний Reno, Skoda и т. д.
«Этот документ в его нынешнем варианте может поставить крест на всех автосборочных предприятиях нашей страны кроме АвтоЗАЗ-Daewoo», — сказал позавчера «Дню» генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, — «на рынке производителей авто могут быть созданы еще более неравные условия и 11 предприятий будут закрыты. В итоге государство потеряет около 70 млн. грн. поступлений в бюджет и около 20 000 рабочих мест По его мнению, увеличение таможенных сборов неизбежно приведет к росту цен на запчасти для иномарок у легальных импортеров и к еще большей «тенизации» этого сегмента рынка. Кстати, как уже сообщал «День» (№159), представители Ассоциации составили костяк одной из рабочих групп, созданных в начале года для разработки закона. «Большая часть наших требований не была учтена», — подчеркнул О. Назаренко. Кроме того, по его словам, на пути к Президенту, должно быть, по странному стечению обстоятельств, «изменения и дополнения» не прошли соответствующей резолюции в Кабмине. В данный момент Минфин, Минэкономики, ГНАУ и другие ведомства планируют направить прошения к Леониду Кучме с просьбой отправить закон на дополнительную доработку.
Интересно, что наши законодатели (хотя, справедливости ради, правый центр украинского парламента не поддержал «изменения») решили обезопасить нашу автомобильную промышленность не только от выгодной потребителям конкуренции иностранных компаний, но и от капиталовложений. Согласно документу, минимальный инвестиционный портфель для производства легковых авто составляет $150 млн. живыми деньгами! При этом 50% этой суммы должны быть «запущены» в дело сразу! Думается, что найти такого богатого и щедрого инвестора, который одномоментно вложил бы такой «чистый», неоправданный для выпуска тысячи-другой легковушек (максимальный объем производства на первом этапе), финансовый ресурс, будет непросто.
Еще более странно выглядят «изменения и дополнения», которыми предложено вывести уже упомянутую норму о локализации производства, утвердив вместо нее «инвестиционную программу» предприятия, которая должна утверждаться правительством и содержать комплекс обязательств предприятия в период реализации проекта.
Ситуация выглядит так: рубка головы выбрана лучшим средством от насморка. Однако желание наших парламентариев, похоже, не заметивших банкротство Daewoo в Корее, отказа General Motors, «крестного отца» корейской компании, поддержать ее украинскую филию и, в конце концов, несколько неудачных аукционов по продаже государственного пакета акций АвтоЗАЗ, организовать в Украине производство национального авто становиться навязчивой идеей. Тем более, что согласно утвержденной правительством в январе текущего года концепции развития автомобильной промышленности в Украине до 2005 года, предложено отказаться от «изобретения велосипеда» в виде приоритетного создания национального легкового автомобиля. Напротив, наследуя опыт развивающихся стран, решили поощрять сборочное производство зарубежных моделей машин, изучать технологии и на этой базе поэтапно переходить на украинское производство.
МНЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
Доверяете ли вы отечественному автопроизводителю?
Виталий (40 лет):
— Отечественному производителю можно будет верить лет через десять, когда будут производиться качественные автомобили. Пока же гораздо выгоднее покупать иномарки. К тому же у меня, например, как у покупателя, нет денег на новый автомобиль.
Юрий (35 лет):
— Украинским автопроизводителям я не верю. Все, что у нас выпускают — проекты 20—30-летней давности. А на дворе уже XXI век. У меня есть большие сомнения насчет качества автомобилей, произведенных у нас. К тому же запчасти к автомобилям АвтоЗАЗ-Daewoo стоят намного дороже, чем к иномаркам, соответственно покупать их невыгодно.
Евгений (28 лет):
— По-моему, доверять нашим автомобилям можно будет, в лучшем случае, лет через двести, когда изменится отношение людей к работе. Пока, к сожалению, новые автомобили нашей сборки слишком некачественны.
Василий (53 года):
— Я бы купил подержанный автомобиль, произведенный у нас. Он дешевле, чем иномарка, да и с запчастями не будет возникать серьезных проблем.
Выпуск газеты №:
№226, (2001)Section
Панорама «Дня»