«Венский вальс» без вальса
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011121/4213-6-1_0.jpg)
В Национальной опере Украины состоялась премьера спектакля «Венский вальс». Это первая масштабная работа заведующей кафедрой современной хореографии Национального университета культуры и искусств Анико Рехвиашвили на прославленной сцене. Анико также является автором либретто «Венского вальса». Это романтическая история о том, как рождается музыка. Главный герой композитор Франц (Евгений Кайгородов) влюблен в простую девушку Аннель (Яна Гладких), но потрясенный талантом знаменитой балерины Карлы (Татьяна Белецкая), увлекается ею. Вокруг этого любовного треугольника и развивается сюжет. В музыкальной концепции были использованы произведения знаменитых австрийских композиторов Штраусов (отца и сыновей).
По словам режиссера, спектакль рождался тяжело. Почти полтора года. Трижды художник Анатолий Иконников переделывал декорации. Много спорили по поводу костюмов. Сразу же отказались от копирования и восстановления постановки театра 60 —70-х годов «Возле голубого Дуная», созданной Еленой Тангиевой- Бирзниек, где в роли Примы блистала Валентина Калиновская (ныне заведующая балетной труппой Национальной оперы). Вместе с дирижером Алексеем Бакланом подбирались музыкальные фрагменты и выстраивалась драматургическая концепция. Кроме искрометных, ставших уже классикой «Сказок Венского леса», «Вальса баядерок», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенних голосов» Иоганна Штрауса — старшего и младшего, звучат произведения Йозефа, которые углубляют музыкальную палитру спектакля. Как утверждает худрук балета и руководитель постановочного проекта Виктор Яременко, этим спектаклем они выводят на подмостки новую, современную хореографию. Именно поэтому пригласили Анико Рехвиашвили, зная ее как интересного и неординарного хореографа. До этого она ставила несколько концертных номеров для творческого вечера примадонны Национальной оперы Анны Кушнеревой.
Что же в результате получилось? Музыка действительно замечательная, декорации яркие, но спектакль неоправденно затянут (он идет три часа). Особенно однообразным получился первый акт: сюжет словно стоит на месте, несмотря не обилие плясок. Эффектное появление Карлы в лимузине — и опять затишье. Прима половину акта скромно сидит в уголочке. Странное впечатление производят платья кордебалета — более яркие, чем у основных персонажей. В то же время — вечерние блестки в дневном костюме Аннель (как вы помните, простой девушки). Но самое главное — в пластическом языке хореографом использован скудный лексикон. Да и главные герои лишены энергетики. Евгений Кайгородов — технический танцовщик, но ведь он играет Франца — натуру страстную, маэстро, короля вальсов и назвать его героем-любовником можно только с большой натяжкой. Яна Гладких (Аннель) — муза композитора — тоже маловыразительна.
Это впечатление компенсирует второй акт, где свое мастерство показала Татьяна Билецкая, а режиссером использован ход театра в театре с фрагментом из оперетты «Летучая мышь». В сценах «В будуаре» и «На балу» получился удачным дуэт Примы с Вадимом Буртаном (граф Кайзерлинг). Танцовщик демонстрирует свой «конек» — легкий, размашистый прыжок. Своего персонажа играет настоящим аристократом, но за показной сдержанностью чувствуется его страстность. А вот развязка получилась скомканной. Финал с воздушным шаром стал просто одной из красивых картинок.
Удивительно и то, что в балете постоянно звучат мелодии вальсов, но сам танец так и не был исполнен. Оказывается, это режиссерский ход Анико Рехвиашвили. «Я считаю, что танцевать вальс — дурной тон, — сказала хореограф, когда я обратилась к ней за разъяснением. — Мы привыкли к стандартам. У нас поверхностно относятся к музыке Штраусов. Как к чему-то легкому и красивому, но без затей. А ведь в каждом их произведении зашифрованы авторские эмоции, которые необходимо разгадать. Вальс — примитивная танцевальная форма, доступная всем. Для меня музыка Штрауса — это не просто танец на три четверти, а эмоциональное состояние. И была важна не форма, а содержание. Мы не танцуем падеграс, мазурку, французскую кадриль или другие салонные танцы XIX века. Да, они стали почвой для хореографического языка того времени. Для меня важно передать нынешнее ощущение от музыки. Поэтому я воевала за костюмы. Мы отказались от вееров, шляпок, длинных пышных платьев, то есть тех атрибутов, с которыми ассоциируется та эпоха. При всей кажущейся для зрителей легкости нынешней постановки, она технически очень сложная. Много пота и сил потратили актеры, чтобы разучить свои партии. Поэтому и костюмы делали в расчете, чтобы в них танцовщикам было удобно двигаться».
По словам режиссера, она попыталась сделать свою постановку отличной от спектаклей, которые идут на этой сцене. Чтобы балет был «легким, живым, не искусственным и не атакующим, без крови, слез и страстей-мордастей». На генеральной репетиции Анико не скрывала, что сама не удовлетворена. И оркестр, и танцоры работали в полсилы, видимо, экономя запас энергии на премьеру. Вот только на ней тоже озарения не случилось. Может, сказывалась усталость? Или перегорели, а может, просто не зажглись? Поэтому «Венский вальс» вызывает двойственные чувства. Радует, что Национальная опера решила расширять рамки, экспериментировать. Действительно, чтобы идти вперед, нужны свежие идеи, неординарные подходы. Вот только жаль, получился не цельный спектакль, а отдельные фрагменты — более и менее удачные.
Выпуск газеты №:
№213, (2001)Section
Тайм-аут