Перейти к основному содержанию

Точечная премия

16 октября, 00:00

В.С. Найпол родился в 1932 году в островном государстве Тринидад и Тобаго. В 21 год переехал в Великобританию. Всемирную славу писателю принес его роман «Дом для мистера Бисуаса», написанный в 1961 году. Его последняя книга, «Верующие до крайности», посвящена проблемам исламского фундаментализма и основана на впечатлениях от поездок в различные мусульманские страны. Найпол проделал действительно огромную работу: побывал в Иране времен правления аятоллы Хомейни; в Пакистане, создавшем афганских талибов в Малайзии и в крупнейшем исламском государстве мира — Индонезии. Ислам, пишет автор, не является «вопросом сознания или личной веры — у него есть империалистические амбиции». В книге нет готовых выводов, но есть подробный анализ мира, в котором могут появиться, в частности, террористы-самоубийцы.

Несомненно, решение Шведской академии значительно преумножит успех Найпола как писателя. Мало того, что сама премия составляет 10 миллионов шведских крон (943 тысячи долларов), сам факт обладания ею делает имя призера сверхпрестижным, его произведения автоматически переходят в разряд бестселлеров. Так, прошлогодний лауреат, абсолютно неизвестный в Швеции китайский литератор Гао Синьцзян после объявления вердикта Нобелевского комитета стал в одночасье максимально продаваемым — скандинавы раскупили свыше 40000 экземпляров его книг, что вообще стало рекордом за последние 10 лет. Уже сейчас во многих книжных лавках Швеции в заранее заготовленные плакаты «Книга нобелевского лауреата» вписывают имя прозаика из Тринидада. В крупных магазинах вовсю продаются «Верующие до крайности». Обычным же считается рост тиражей в 20 — 30 раз.

Любопытно, что первая Нобелевская премия по литературе в 1901 году не досталась ни одному великому писателю того времени. Ее получил французский поэт Сюлли Прюдом, что вызвало в Швеции волну протеста: 49 ведущих литераторов, в том числе Август Стриндберг, выступили с гневным письмом, возмущаясь, что премию получил не Лев Толстой. Тот прецедент ныне объясняют неточным толкованием одного слова в завещании Нобеля: «идеальный» было понято как «идеалистический», а не как «содержащий идеалы». Впрочем, решения нобелитета довольно часто приводили к скандалам подобного рода. Не подлежит сомнению, что Академия неоднократно и охотно использовала эту премию в политических целях.

Сегодня академики утверждают, что с неверным толкованием и предвзятостью покончено. Однако трудно отделаться от ощущения, что и нынешнее решение продиктовано не столько художественными предпочтениями, сколько очередным приступом политкорректности. По сути, вердикт академиков стал довольно странным дополнением к антитеррористической операции — наподобие гуманитарных пайков, что сбрасываются на Афганистан в перерывах между бомбежками.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать