ВОПРОС «Дня»
Сергей КРЫМСКИЙ , доктор философских наук, профессор:
— На Всемирном форуме украинцев я бы сказал, что украинская нация и украинская культура должны отвечать всемирному историческому значению того региона планеты, в котором проходил ее этногенез. Ведь среднее течение Днепра, Северное Причерноморье, Прикарпатье и степные просторы Восточной Украины всегда были в эпицентре мировой истории. Именно в этой зоне произошло изменение субстрата мировой истории, когда на смену афросемитским народам древних цивилизаций пришли индоевропейцы. Именно в этой зоне произошло одомашнивание лошади, в результате чего появился «Всадник» с большой буквы, под ногами которого лежал весь мир. Украина-Русь была регионом возникновения греко-славянской православной цивилизации с ее идеями кардиоцентризма, духовного разума — преодолевавшего антагонизм интеллекта и чувств, антологического оптимизма, веры в благостное возвращение к первичной чистоте еще при жизни (в отличие от принятой в других областях христианского мира веры о том, что такая чистота будет достигнута только после Страшного суда). В Украине возник региональный вариант культуры барокко с ее 200- летней традицией латиноязычной поэзии. (Ведь есть еще люди, которые выносят латиноязычную поэзию за скобки украинской культуры, в то время как во всех еврокультурах есть латиноязычный сектор!) Это признак еврокультуры, которой нужно гордиться, а не отрицать. После того как стала доступной и модной тема исследования украинской культуры, появилось очень много расхожих, ненаучных и обывательских представлений о ней. Такой традицией стало относить украинскую культуру к ХIХ веку, как то было принято в Российской империи. В результате чего украинская культура (это еще один ложный образ) объявлялась сельской. Ни одна культура не может быть сельской, потому что культура формируется в городах, а Украина в этом отношении занимает особое место. Украина возникает как государство городов — Гайдарика, как ее называли в скандинавских сагах. Потому что только город, с его огражденным, защищенным местом, мог противостоять давлению степи, а село, как таковое, на Украине возникло только в ХVIII веке. Называть эту культуру сельской — нелепость, которая противоречит и самому пониманию культуры, а тем более, украинской культуры, где даже фольклор имел не сельский характер. Ведь думы — это не сельский фольклор. Думы — это казацкий фольклор. Почему возникло такое понятие? В ХIХ веке Украина была колонизирована, и центром нации действительно стало село, но это случилось только в ХIХ веке. Хотя и в это время возникали такие общемировые культурные явления высокой классики, как Шевченко и Франко, Леся Украинка и Коцюбинский. Правда, наличие этой высокой классики не должно заслонять то, что было, допустим, в ХVII веке. Украинской культуре, по меньшей мере, 1000 лет. До сих пор отсутствует даже фрагментарная концепция украинской культуры, пишут только «нариси» Украины, но никто еще не отважился писать о концепциях. Методы исследований часто носят метафорический характер. Говорят, что украинская душа романтична, а поляки и грузины — неромантичны. Это признак отсутствия какого-то имперического, фактического исследования, а не присутствия какого-либо метафорического подхода.
Сейчас украинская культура и украинский менталитет находятся под угрозой уничтожения со стороны массовой культуры, со стороны дешевой провинциальной эстрады. В заключение мне хочется сказать, что это очень почетная и важная задача — отстоять украинское достоинство культуры как исконно европейской.
Владимир МАНЖУРА , философ, Запорожский государственного университет:
— Я бы посоветовал украинцам сначала чувствовать себя людьми, а потом уже украинцами. У нас, к сожалению, сейчас наблюдается такой противоестественный перекос в другую сторону. Все остальное придет следом, если мы научимся этому. Необходимо чувствовать себя людьми — переживать, ощущать. Если мы все об этом вспомним: украинцы, американцы, израильтяне, арабы — это станет платформой, на которой мы сблизимся. Все остальные платформы бесперспективны.
Вадим СКУРАТИВСКИЙ , культуролог:
— Это место каких-то абстрактных вариантов национальной идеи. На мировом форуме украинцев я мог бы сказать, что пусть все мировое украинство работает над проблемой аутентичной, демократической Украины. Нужна рыночная экономика с сильными социал-демократическими элементами, и в то же время — парламентская система и корректная исполнительная власть. Больше ничего не нужно. Все другое приложится само собой к этим компонентам будущей Украины, и тогда наша страна будет действительно независима и демократична. А иначе все это без конца будет всплывать в направлении безбрежной и неметодической риторики.
Наталья ДЗЮБЕНКО-МЕЙС, член союза писателей Украины:
— Если бы я имела возможность обратиться с речью на этом форуме украинцев, то попросила бы представителей диаспоры навести порядок в посольствах своих стран, которые работают в Украине. Сейчас многие мошенники спокойно выезжают за границу, а честные, интеллигентные люди, которые хотят посмотреть мир, полюбоваться архитектурой, собирают последние силы и средства для этого, — не имеют этой возможности. Они тратят колоссальные деньги, а им даже никак не объясняют, почему отказали в предоставлении визы. Так было и со мной — мне несколько раз отказывали, не объясняя причин, хотя я восемь лет — жена американского профессора, имя которого хорошо известно в Украине и на Западе. Мне кажется, что необходимо повлиять именно на этот процесс, чтобы за границу могли поехать и студенты, и журналисты. Наши люди имеют право спокойно выехать за границу на тех же условиях, что и американцы, которые любуются Крещатиком. Почему я не могу так же, как они, посмотреть Вашингтон и Нью-Йорк?
И еще бы я сказала о грантах, которые выдают зарубежные фундации для развития демократии в Украине. Нужно выдавать деньги на конкретный бизнес, школы и гимназии, программы обучения, а не на какие-то мифические проекты. Необходимо, чтобы процесс их выдачи и применения был максимально прозрачным.
Юрий ШАПОВАЛ , историк, профессор, институт политических и этнонациональных исследований:
— Прежде всего — не предложат: у нас выступает только определенный круг людей, которые впускают к себе «своих». Возможно, это хорошо. Не знаю.
Если бы выступал... Вспомнил бы о событиях августа 1991-го. Тогда Украина вышла из исторической периферии и еще 2-3 года имела огромный государственно-созидательный ресурс, который так и остался нереализованным. Следовательно, 10 лет подтвердили: никто нам не поможет, если не поможем сами себе и не научимся сначала уважать самих себя, свою историю и культуру, если не научим властные структуры чувствовать ответственность перед обществом.
Подчеркнул бы, что принятие Конституции в июне 1996-го, прошлогодний «кассетный скандал» и визит в этом году Папы Иоанна Павла II изменили наше общество. В частности, воочию показали, чего стоит наш истеблишмент, «элита», которая его обслуживает, и наш народ.
Обратил бы внимание на необходимость интеллекта. К сожалению, иллюстраций для этого много. Особенно в выступлениях политологов и социологов, которые ныне, в частности, рассказывают, как нас будут обманывать на ближайших выборах. Или в проекте реформирования политической системы Украины в течение 15 (!) лет. Какая еще страна, кроме «богатой» (в частности, политическими партиями и политическим кафкианством) Украины, может себе такое позволить?
Иронизировал бы над теми, кто считает, что мы уже в Европе или стремительно приближаемся к ней. Мы там не скоро будем, поскольку в Европе, как и вообще в мире, те, кто принимают решения, очень хорошо информированы, чем на самом деле является современная Украина. Изменится модус нашего существования — мы и сами не заметим, как окажемся в Европе.
В завершение тепло пожелал бы участникам форума больше не собираться вместе в таком количестве за государственные средства.
Выпуск газеты №:
№144, (2001)Section
Панорама «Дня»