Гибель «челноков»
Предварительная причина катастрофы теплохода «Память Меркурия» — перегрузка судна![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010130/418-1-1_0.jpg)
Как сообщил для «Дня» представитель пресс-центра ВМС Украины Олег Чубук, старшим на борту самолета-спасателя находился лично командующий спасательной авиацией ВМСУ генерал-майор Владимир Коваль, в их распоряжении были готовы к применению 6 аварийных лодок и 3 парашутиста-спасателя. Экипажу удалось обнаружить всего 2 подозрительных предмета серого и оранжевого цвета, предполагают, что это были спасательные жилеты, однако ни людей, ни трупов спасатели-авиаторы не нашли. Командование ВМСУ развернуло аварийно спасательный пост, который продолжает работать.
По данным главного специалиста по работе со СМИ штаба МЧС в Севастополе Александра Исмаилова, пока не известна судьба только 5 человек, которые могут оказаться на не найденном плоту. Как он сообщил «Дню», капитан корабля Л. П. Пономаренко, был поднят на борт проходившим мимо судном «Виктор Лебедев», которое следует сейчас в Севастополь и будет там только поздно ночью. Ни Одесский спасательный центр, ни Севастопольский штаб МЧС до его прибытия ничего не могут сказать ни о причине, ни об обстоятельствах катастрофы, кроме ее времени. Они считают, что с пароходом произошло некое событие, которое развивалось очень быстро, — команда не успела даже подать сигнал «SOS!» и плоты с терпящими бедствие пассажирами были случайно обнаружены проходящими мимо судами. По неофициальным данным, которые удалось узнать корреспонденту «Дня» по своим каналам, предварительно причиной катастрофы считают перегрузку теплохода, которая в сочетании со штормовой обстановкой, в которую попало судно (шторм — 4 балла, высота волны — 2 метра), привела к практически мгновенному затоплению теплохода. Начальник Новороссийского спасательно- координационного центра (СКЦ) Константина Лудченко также предполагает, сообщает Интерфакс, что причиной аварии украинского теплохода «Память Меркурия», согласно предварительному анализу, «скорее всего послужил перегруз судна товарами челноков, к тому же груз был плохо закреплен на палубе». Вследствие этого, считает эксперт, «произошло смещение груза, что привело к аварии». К.Лудченко отметил, что к такому выводу эксперты пришли на основе сообщений капитанов судов, участвовавших в спасении пассажиров и экипажа.
Настораживает и разнобой с данными о количестве пассажиров и команды, по одним сведениям на борту «Памяти Меркурия» находилось 26 пассажиров, по другим — 20, соответственно членов команды — то 25, то 31 человек, не меняется только общая цифра людей — 51 человек.
Как сказал корреспонденту «Дня» глава Союза предпринимателей и работодателей Крыма Александр Дудко, на теплоходе были, как он считает, в основном не крымские «челноки», а представители Херсона, Донецка и других прилегающих районов, которые попробовали первый раз поехать и скупиться в Турции. Александр Дудко говорит, что к нему не поступала какая-либо информация, о том, что на теплоходе был кто-то из Крыма. Он сообщил «Дню», что крымские «челноки», которые давно освоили турецкий рынок, уже сами не ходят на подобных коммерческих теплоходах, не тратят деньги на проезд людей, но создали в Турции посреднические фирмы, которые ведут заготовку товара и переправляют его в Крым без сопровождения. Таким образом, хотя, возможно, на теплоходе не погибли крымские «челноки», но пострадают они однозначно, поскольку вместе с теплоходом погиб и товар, направленный ими в Крым.
Александр Дудко считает, что к гибели теплохода привела не перегрузка судна, поскольку даже в случае переворачивания, по его сведениям, теплоход не уходит на дно, а удерживается на поверхности воды в перевернутом состоянии специальными воздушными подушками, которые конструкционно созданы в его корпусе. Вероятной причиной гибели судна он считает либо пожар, либо столкновение с другим судном или плавающим предметом.
Вчера Министерство по чрезвычайным ситуациям Украины сообщило, что «Память Меркурия» двигался с нарушением правил мореходства. По информации министерства, корабль, «застарелый и малотоннажный», должен был идти вдоль западного побережья Черного моря, однако, направился самым коротким маршрутом через его центральную часть.
Судно, построенное, по данным МЧС, в 1964 году в Польше и отремонтированное в 2000 году в Керчи (затонувшее в Черном море украинское судно «Память Меркурия» было построено в Польше в 1965 году и начальник морской спасательной службы минтранса России Владимир Карев сказал в интервью «Интерфаксу», что судно «подлежало списанию на металлолом еще 10 лет назад» и что на таком теплоходе «не то что в море, но и по реке ходить опасно»), имело на борту все необходимые спасательные средства, однако, радиостанцию малой мощности.
Последний раз корабль вышел на связь в 17.30 26 января. Сигнала «SOS» суда либо береговые службы не получали. Поэтому о катастрофе стало известно с большим опозданием. МинЧС сообщает, что на теплоходе находился 51 человек — 25 членов экипажа, 5 работников туристической фирмы-судовладельца, 21 пассажир.
На подходе к Крыму в пятницу (в северо-западной части Черного моря) судно, якобы, получило сильный крен на один из бортов из-за смещения закрепленного на верхней палубе груза. Попытки выровнять крен результата не принесли. В считанные минуты судно опрокинулось и затонуло. 24 членам экипажа и пассажиров, которых спустя 2,5 суток обнаружил сухогруз «Герои Севастополя», удалось спастись на одном из резиновых надувных спасательных плотиков, которыми оснащается каждое судно и рассчитанном на 10 человек. Позже терпящие бедствие обнаружили плавающим в море еще один такой же плотик. Чтобы достать его, одному из членов экипажа судна с перегруженного сверх всякой меры плотика пришлось плыть в холодной воде. После того, как плотики были пришвартованы друг к другу, половина спасшихся перебралась на пустой плот. Один из спасшихся с «Памяти Меркурия» людей позже скончался, предположительно — из-за переохлаждения. На борт сухогруза «Герои Севастополя» удалось поднять только 23 человека. Их состояние, рассказал далее член сухогруза, было очень тяжелым. Люди пролежали в холодной морской воде, которой были заполнены плотики, почти 2,5 суток. Двигаться в крошечных плотиках не было никакой возможности, у них практически отсутствовали продукты, запас воды оказался мало пригодным для питья. Поэтому все спасшиеся находились в шоковом состоянии и в первые часы после спасения были практически неспособны говорить.
В 7:30 в понедельник «Герои Севастополя» пришвартовался в морском торговом порту города- героя, пострадавшие были отправлены в первую городскую больницу. Их состояние в настоящее время оценивается как удовлетворительное.
Согласно предварительным данным, из 31 члена экипажа затонувшего судна спасены 20 человек, 11 погибло: Владимир Елизаров, Сергей Шульга, Сергей Иванов, Сергей Себко, Константин Григорьев, Оксана Вишневская, Надежда Соколовская, Сергей Щербунин, Виктор Лось, Сергей Якубов и Александр Степаненко. Из пассажиров спасены 12 человек, пять человек — Оксана Заставская, Алим Абдурафаев, Дмитрий Буханцев, Эльвира Велчева и Руслан Сеттаров — погибли, трое — Ирина Анисимова, Маргарита Ляпина и Андрей Сериков — пока не найдены.
Среди 23 спасенных после катастрофы сухогруза «Память Меркурия», доставленных в понедельник утром в Севастополь, — 14 членов экипажа и 9 пассажиров. Среди них — четыре женщины. Как сообщила Интерфаксу в понедельник главный врач 1 й Севастопольской городскойбольницы Наталья Беленко, в настоящее время состояние здоровья пациентов не вызывает беспокойства. Для большинства из спасенных в море людей характерны диагнозы «переохлаждение», «дерматит», у нескольких выявлена пневмония... Не исключено, что многим пациентам больницы потребуется помощь квалифицированного психолога.
Вчера Леонид Кучма выразил соболезнования родным и близким погибших и потерпевших в результате аварии теплохода, сообщает Интерфакс-Украина. Президент поручил выяснить причины аварии и предоставить необходимую помощь пострадавшим.
P.S.: Вчера у берегов Португалии затонуло судно «Холли трейдер», шедшее под Флагом Антигуа и Барбуды. Как сообщает агентство ЭФЭ, экипаж состоял из пяти украинцев и одного российского гражданина. Все они спасены проходившим неподалеку торговым судном.
Выпуск газеты №:
№18, (2001)Section
Панорама «Дня»