Перейти к основному содержанию

Приют для брошенных стариков

Стоит ли доверять уход за родителями интернату?
21 декабря, 00:00

В ходе опроса корреспондентом «Дня» пожилых людей выяснилось, что супруги хотят проживать отдельно от детей даже при очень плохом здоровье. В интернаты для людей преклонного возраста хотели бы пойти только те, кто не имеет своего угла или одиноки и совсем беспомощны.

Старший преподаватель Ш ко лы социальной работы Национального университета «Киево-Могилянская академия» Елена ИВАНОВА также подтверждает, что система государственных интернатн ых заведений сейчас уже не очень популярна в Украине. Почти 8 тысяч мест в этих интернатах свободны. Когда человек отдает квартиру государству, это делает невозможным возвращение его домой, если что-то не сложится в стационарном заведении. В этих заведениях социальной работе с пожилыми людьми уделяется еще недостаточно внимания, а на уход, питание и лекарства государством финансируется 30—50 процентов от потребности. В Ленинградском районе Киева создан экспериментальный дом для людей преклонного возраста, есть предложения устраивать совместное проживание пожилых людей только на зимний период, возможно, было бы целесообразно организовать платный уход за стариками на время отсутствия родственников дома — наподобие детских садов и т.д.

Дети пенсионеров тоже преимущественно негативно относятся к тому, чтобы их родители проживали в интернате. Владимир КИРНИЧЕНКО , рабочий, 45 лет, отмечает, что на территории Украины люди с давних времен жили большими семьями, что родители всю жизнь лично заботились о детях, а дети — о родителях. По народному обычаю младший сын и после женитьбы должен был оставаться в родительском доме чтобы ухаживать за родителями до их смерти. Владимир Иванович сказал, что никогда и ни при каких обстоятельствах не доверил бы уход за своими родителями чужим людям в чужом доме.

Ирина ВЕРБИЧЕНКО, инженер, 42 года, считает, что смогла бы отдать родителей в специальное учреждение при условии, что за ними будет лучший уход, чем она им может обеспечить дома, и если будет уверена, что родителям там будет хорошо и они сами захотят этого.

В последние годы основной акцент в предоставлении услуг пожилым людям государственные органы социальной защиты населения делали на работе территориальных центров и отделений социальной помощи на дому. Социальный работник территориального центра №1 по обслуживанию одиноких пенсионеров и инвалидов Ленинградского района г. Киева Лариса ВИЛИНСКАЯ рассказывает: «Я помогаю по хозяйству 12 старикам. Два-три раза в неделю наведываюсь к ним, покупаю заказанные продукты, готовлю еду, убираю в квартире, хожу к врачу за рецептами, занимаюсь оформлением различных документов, пишу письма и читаю вслух книжки и, что не менее важно, просто разговариваю. В нашем центре с этими людьми еще работают штатный парикмахер, обслуживающий на дому, столяр и группа гигиены, которая помогает подопечным помыться и постирать одежду». Работники территориальных центров оказывают помощь пожилым людям, имеющим детей пенсионного возраста или инвалидов, или являющимся бездетными.

В больнице № 10 г. Киева создано отделение сестринского ухода, где находят временный приют на время лечения те, о которых некому позаботиться. Заведующая отделением Валентина Бондарь говорит, что к большинству ее больных никто не наведывается. В отделении находятся 60 стариков, среди них и такие, кого никто не хочет забирать из больницы, или беспомощные больные, которых выявил соцработник или участковый врач. Большинство пациентов находятся в таком состоянии, что ничего о себе не помнят. Те же, кто может что-то рассказать, рассказывают страшные истории.

Лидия Петрусенко согласилась с предложением сына продать квартиру и жить вдвоем в одной. Сын выгнал ее из дома, и женщина два месяца ночевала на улице, потом обратилась к депутату, который и привез ее в «сестринское» отделение. Ее уже шесть месяцев здесь лечат, а личные вещи находятся на складе. Антонина Касимова еще во время Великой Отечественной работала врачом, после победы — акушером-гинекологом. Вырастила двух сыновей, но старший трагически погиб, а с младшим сложилось все не так, как надо, — не хотел учиться и не хочет работать. В 49 лет живет за счет старушки-матери. Обе женщины мечтают об интернате для людей преклонного возраста, но не могут туда оформиться из-за того, что имеют детей.

Уполномоченный по правам человека Нина Карпачева собирается поднять вопрос о помещении в дома для престарелых людей, за которыми некому ухаживать и которым отказывают, ссылаясь на формальное наличие у них родственников, которые давно их бросили. Нина Карпачева считает, что эта проблема давно требует совместных усилий не только двух министерств — охраны здоровья и социальной защиты, но и внимания всего государства.

Пока же покинутые родными люди преклонного возраста могут надеяться только на временную помощь в отделении сестринского ухода. Одеждой, едой помогают различные церкви. Благотворительный фонд СИЛОАМ подарил функциональные кровати, одеяла, одежду, постельное белье — вещи не новые, но пригодные для использования и очень нужные для больных. Дом, в котором расположено отделение сестринского ухода, нуждается в срочном капитальном ремонте. Говорят, что рядом собираются построить многоэтажный жилой дом. Это очень пугает как персонал, так и больных в связи с тем, что из-за нехватки места отделение для стариков придется снести.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать