Нищета, социальные расходы и программы МВФ:
Миф или реальность?МВФ часто обвиняют в том, что он виновен в растущих страданиях людей в развивающихся странах, в частности, вынуждая их урезать расходы на программы по образованию и здравоохранению. Но митинги протеста и повторение подобных заявлений не сделают эти аргументы правдивее. В лучшем случае, эти обвинения устарели, в худшем — они являются идеологической агиткой.
В действительности, статистика очевидна: между 1985 и 1998 годами в 66 странах, в которых реализовывались программы МВФ, расходы на душу населения в области образования и здравоохранения, с учетом поправки на инфляцию, ежегодно увеличивались более чем на 2 процента. Эти цифры отражают факт того, что МВФ в своих рекомендациях странам, испытывающим проблемы с бюджетом, подчеркивал важность реальной поддержки расходов на здравоохранение и образование. Фонд настоятельно советовал сократить непродуктивные траты: избыточные военные расходы, субсидии зажиточным гражданам и неэффективную административную практику. Действительно, за период между 1993 ми 1997 м годами (по имеющимся у МВФ данным, по 41 стране) военные расходы упали в среднем почти на 1 процент от ВВП.
В странах с низким доходом, по сравнению с прочими странами — участницами программ МВФ, увеличение расходов на образование и здравоохранение было более ощутимо. Эта разница станет еще более заметной после увеличения объема долгов, списанных в рамках Инициативы во имя бедных стран-должников (HIPCs — Heavily-Indebted Poor Countries), поскольку основное условие этой помощи заключается в том, что сэкономленные деньги должны быть направлены на борьбу с нищетой.
В прошлом году в рамках этой инициативы были списаны долги 10 из 41 стран, подпадающих под определение HIPCs; мы ожидаем, что долги еще 10 из них будут списаны к концу этого года. В первой группе (скажем, в Боснии или Уганде) выплаты по обслуживанию долга упали примерно на 1 процент от ВВП, что позволяет существенно увеличить расходы на образование и здравоохранение. В бюджете Танзании на будущий год заложено 44-процентное увеличение расходов, относящихся к борьбе с нищетой.
Возможно, двадцать лет тому назад рекомендации МВФ по проведению фискальной политики действительно фокусировались на итоговой строке государственного бюджета. С течением времени, как только выяснилось, что бремя финансовой перестройки падает на плечи слабейших — как правило, беднейших, — МВФ осознал, что недостаточно делать упор на краткосрочные фискальные меры. С конца 1980-х годов Фонд стал рассматривать капиталовложения в человеческое развитие как способ обеспечить устойчивый экономический рост. Сегодня МВФ подчеркивает необходимость сохранения (или увеличения) социальных расходов на благо бедных (при условии целевой направленности этих расходов) и улучшения механизма управления с тем, чтобы голос бедных был услышан.
Несомненно, борьба с нищетой — это гораздо большее, нежели просто выделение денег на решение проблемы. Качество и структура социальных расходов не менее важны, чем объем потраченных денег.
Социальные расходы должны служить нуждающимся. Бедные зачастую имеют недостаточный доступ к образованию и здравоохранению. Многие страны из группы HIPCs тратят на городские больницы и высшее образование больше, чем на элементарное здравоохранение и начальное образование. В этих странах на 20 процентов самых бедных жителей идет лишь 14 процентов всех расходов на образование и здравоохранение, в то время как 20 процентам самых богатых направляется 30 процентов этих расходов.
Идея целевого финансирования одинаково важна и при распределении социальных льгот. В Индонезии имелись самые высокие субсидии на растительное масло и прочие широко распространенные продукты, от чего существенно выгадывал средний класс. Следуя поддерживаемой МВФ программе, большая часть этих субсидий была упразднена, невзирая на резкую критику. Взамен сэкономленные деньги были выделены на целевые субсидии, например, на субсидирование сорта риса, в основном употребляемого в пищу бедными. Чтобы улучшить целенаправленность финансирования и, тем самым, как можно далее сократить нищету, в настоящее время МВФ ожидает от всех бедных стран — должников Фонда выработки исчерпывающих стратегий по борьбе с нищетой.
Во-вторых, финансирование социальных расходов должно быть эффективным. Необходимо минимизировать потери от коррупции или чрезмерных расходов по администрированию программ. В этой связи жизненно важно улучшить прозрачность операций, проводимых правительством. Например, поддерживаемая МВФ программа в Нигерии включает в себя Инициативу по сокращению нищеты, направленную на продуктивное использование фондов и на проведение ежеквартального учета государственных фондов по сокращению нищеты.
В заключение, следует признать, что даже заявленная с самыми лучшими намерениями политика, по каким бы то ни было причинам, не всегда претворяется в жизнь. Но мы знаем, что в странах, проводивших программы МВФ, достигнутые результаты были положительными. Посещаемость школ ежегодно увеличивалась на 1 процент, причем среди девочек этот показатель рос быстрее, чем среди мальчиков, уменьшая разрыв по половому признаку. Индекс смертности новорожденных упал на 22 процента, а индекс смертности детей в возрасте до 5 лет уменьшился еще больше. Уровень вакцинации рос почти на 5 процентов в год.
Тем не менее, МВФ не останавливается на достигнутом и желает добиться полной отдачи от своих программ. Банально утверждать, что будущее страны заключено в ее людях и что борьба за лучшее образование и здравоохранение — одна из самых важных экономических мер, которые только может предпринять страна. Однако приоритетность здравоохранения и образования не должна идти в ущерб прочим государственным программам, могущим оказаться не менее важными, чем борьба с нищетой, — таким, как санитарное благоустройство и строительство дорог в сельской местности. Нельзя, чтобы из-за леса не было видно деревьев.
Для улучшения удела беднейших из бедных еще предстоит сделать многое. На самом деле, нам пока еще неизвестны все подходы к решению проблемы сокращения нищеты. Во многих странах даже бывает трудно получить надежные данные о текущем состоянии дел. Но МВФ делает все возможное для того, чтобы помочь странам достичь глобальной цели — сокращения нищеты к 2015 году на 50 процентов. И, как показывают цифры, это не просто разговоры.
Выпуск газеты №:
№189, (2000)Section
Панорама «Дня»