Государство создается сегодня в студенческих аудиториях
Киево-Могилянке — 385![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001013/4186-1-2_0.jpg)
15 октября исполняется ровно 385 лет с того дня, когда состоятельная жительница Киева Галшка Гулевичивна передала свои земли и здания на Подоле Киевскому Братству под школу для «детей и бедных, и богатых». С этого самого дня и начался путь Киево-Могилянской академии, одного из старейших учебных заведений Европы. Призвание Академии можно определить как большую, трудную, долговременную работу по формированию интеллекта нации во все времена ее существования. О том, как именно эта работа выполнялась, красноречиво рассказывает энциклопедия «КМА в именах» , которая сейчас готовится к печати. Это исследование судеб почти всех выпускников Академии разных времен и наблюдения за «качеством» жизни этих людей.
Ярослав Розумный, доктор филологических наук, профессор Манитобского университета в Канаде, подчеркивает огромную роль в возрождении Академии Вячеслава Брюховецкого, президента Киево-Могилянской академии, который доказал, что даже в самые тяжелые экономические времена можно двигаться вперед, если есть на то добрая воля. Господин Ярослав отметил «Дню»: «Для достижения успеха страна не должна изолироваться, а должна изучать опыт более развитых стран и использовать этот опыт. Сегодня таким примером является Запад. Но пример — не значит копирование. Нужно хорошо подумать и переработать все то, что может быть полезным для данной культуры, — тогда и произойдут прогрессивные сдвиги. Сегодня не география делает страну сильной, а интеллект. Высшая школа должна сотрудничать с промышленностью, продавая идеи и получая на свое существование и развитие средства».
Студенты Академии считают, что полученные знания они должны реализовать. Некоторые из них работают в секретариате Верховной Рады, пытаются разобраться в проблемах построения государства. По-видимому, на самом деле высказывание: «Государство строится сегодня в студенческих аудиториях» имеет смысл. Для того, чтобы создавать государство, нужно научиться принимать самостоятельные решения. Именно этой премудрости и пытаются научить в стенах Академии. Без развития инициативы интеллект не сформировать. «Как разбудить инициативу?» — это вопрос поиска преподавательского коллектива . Здесь используют и нетрадиционные методы преподавания, оказывают содействие созданию и работе студенческих организаций — Молодежного гуманитарного центра, Спудейского братства, Студенческого научного общества, Студенческой коллегии, «Пласта».
«Наши научные достижения без нашей инициативности останутся в тени, — говорит студент магистериума, председатель Молодежного гуманитарного центра Виталий Падалка. — Люди должны иметь возможность читать нас и изменять себя. Чтобы изменить государство, изменить культуру, изменить отношение к Украинскому государству — именно для этого следует развивать самостоятельность и инициативность. В этом плане возлагаю надежды на молодежный центр как общественную организацию, которая сотрудничает с Академией». В Молодежном гуманитарном центре создан дискуссионный клуб, приглашаются интересные люди и проводятся дискуссии. На этой неделе обсуждались такие темы, как «В поисках наследства», «Что значит быть наследником?», а во время проведения «круглого стола» состоялась презентация разработанных студентами CD-ROMов «Відтворення духовних джерел», «НаУКМА».
Преподаватель Тернопольского государственного педагогического университета Леся Алексиевец настолько заинтересовалась опытом КМА, что сделала это темой своей диссертации и планирует этот опыт творчески использовать в педагогической работе.
А вузы всей Украины этим летом при проведении вступительной кампании уже воспользовались наработками КМА. Речь идет об использовании копий аттестатов, а не оригиналов, с целью предоставления возможности выпускникам школ испытать свои силы при поступлении в несколько высших учебных заведений (Киево-Могилянская академия работает с копиями аттестатов еще с 1992 года). Сейчас идут разговоры об использовании опыта системы вступительных экзаменов КМА как тестовых. Создана ассоциация коллегиумов при Академии. Это общеобразовательные средние школы, которые работают по государственной программе, но под патронатом Академии. Таких школ одиннадцать, расположены они в различных городах Украины. Есть коллегиум и в селе Рожнив на Ивано-Франковщине, а сейчас открывается еще и в Рогатине — тоже в Ивано-Франковской области.
КОММЕНТАРИЙ
Вячеслав БРЮХОВЕЦКИЙ, президент КМА:
— Пытаемся сохранить концентрацию национального духа в Академии, который не развеялся на тяжелых и кровавых поворотах нашей истории. Мы ввели систему свободного творческого обучения, которая была раньше в Киево-Могилянской академии. Сегодня этой системой в модифицированном виде пользуются в Северной Америке, Канаде. Таким образом, традиции перешли в новое. Сегодня система свободного творческого обучения — новая в украинском образовании, а для Киево-Могилянской академии — традиционная. Меня часто спрашивают, где берем таких умных студентов. Я отвечаю, что секрет — в системе отбора, системе поступления по тестам. Нового внедряем много. Это и нетрадиционные формы обучения, и рейтинговая система оценивания, и разделение года на триместр вместо обычных семестров. Такое разделение не прихоть, поскольку в третьем триместре приезжают зарубежные преподаватели, которые уже освободились в своих университетах. Почти все студенты работают в Академии и вместе с преподавателями создают высшую школу нового типа. Секрет того, что удалось сделать, заключается в том, что мы не хотели видеть результат за один день. Сейчас многие люди хотят все немедленно — а так не бывает. Быстро растет только бурьян: за лето на два метра вытянется, а весной его уже нет. Желудь растет понемногу, а дуб вырастает на век. Всего можно достичь только благодаря труду, которого, к большому сожалению, многие не видят и не понимают. Молодое поколение, высокообразованное, национально сознательное, сделает прорыв в век информационных технологий лет через 15.
Государство же должно обеспечить свободу университетской жизни, ибо эта свобода важнее финансов. Нет нужды регламентировать каждый шаг вуза, когда одна комиссия сменяет другую, проверяя то же самое. Это не нормальные условия для работы, смысла в этом нет. Если государство не поймет, что только образование может вывести Украину из того состояния, в котором она находится, то оно останется бесперспективным.
Выпуск газеты №:
№186, (2000)Section
Панорама «Дня»