ДНЕВНИК
О детях, которые занимаются попрошайничеством, написано много. За один только день можно встретить их десятки: на улицах, в переходах, в вагонах метро и электричек. Со взрослыми и без. Одиночек и группками по двое-трое. И методы, которыми они «зарабатывают» на жизнь, совсем разные.
...По вагону электрички медленно проходят девочка и мальчик. Они заунывно поют про «котыка», в надежде получить хоть какую-то милостыню. За ними молча следует женщина с маленьким ребенком на руках, очевидно, мать (все очень похожи). Пассажирам не привыкать — подают неохотно. Через минут десять в дверях появляется другой мальчик. Этот чинно читает «Отче наш». Реакция пассажиров та же. Но и это еще не все. Из противоположных дверей смело вступают две чумазые девочки, скорее всего, цыганчата. Одна из них, постарше, играет на небольшой детской гармошке и поет какую-то довольно разнузданную песню из современной российской попсы. Прилично одетая женщина, сидевшая возле меня, достает свой кошелек. На ее лице одобрительная улыбка: «Какие молодцы! Нужно дать деткам денежку. Хорошо поют, зарабатывают себе на хлеб». Когда дети проходят, улыбка сходит с лица женщины и сменяется задумчивостью. Виною тому я: «Ничего в этом хорошего нет. Им нужно сейчас за партой в школе сидеть, а не распевать по вагонам похабные песенки».
Не думаю, что попрошайничество детей, хотя и вынужденное, может положительно отразиться на их взрослой жизни. Даже в то время, когда у нас все уже будет хорошо (если верить наиболее смелым оптимистам). Дети, не приученные к труду, вряд ли станут им зарабатывать. Когда перестанут подавать милостыню, для них останется воровство, если они уже им не занимаются.
...Когда на вокзале выходил из вагона, почему-то вспомнились слова Владимира Высоцкого:
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята.
Выпуск газеты №:
№178, (2000)Section
Панорама «Дня»