Прощальная хроника от Александра Клековкина
МИСС ВСЕЛЕННАЯ. 15 апреля впервые прошел конкурс «Мисс Вселенная» или «Мисс Мира» в Лондоне. Тридцать претенденток появились на сцене в купальниках «бикини» из двух частей, которые в то время еще были неизвестны в Англии.
CRAZY HORSE. Ален Бернардин открывает в Париже стриптиз-салон «Крейзи Хорс» — «Сумасшедшая кобыла» и презентует первый образец рафинированного и изысканного, по сравнению с американским, стриптиза, в котором вскоре появляются и звезды — Додо Д’амбург, Рита Ренуар, Рита Кадиллак, Роза Фуметто и другие.
ПЕРВЫЕ. В США — первая попытка ввести кабельное телевидение и первые телевизионные хроники; в Западном Берлине — первый Международный кинофестиваль.
МИРОВЫЕ ПРЕМЬЕРЫ. Осуществлены постановки пьес, которые вошли в классический фонд драматургии: «Урок» Эжена Ионеско, «Дьявол и Господь Бог» Ж.-П. Сартра, «Вакх» Ж. Кокто, «Коломба» Ж. Ануя, «Любовь четырех полковников» П. Устинова и другие.
УКРАИНСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ: Киевский театр имени И. Франко: «Назар Стодоля» Т.Шевченко, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Незабываемый 1919-й» В. Вишневского. Львов —«В степях Украины» В. Сандлера, комическая опера «Платок Довбуша» А. Кос-Анатольского, «Маруся Богуславка» А. Свечникова.
1952
ФОРМУЛА ВРЕМЕНИ. Политологический симпозиум в США утвердил за термином «тоталитаризм» такое значение: «закрытая и нерушимая социокультурная и политическая структура, любое действие в пределах которой — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется государством».
ПОЭТ-ПРЕСТУПНИК. Жан-Поль Сартр осмеливается написать короткое предисловие к изданию произведений Жана Жене, однако исследование перерастает в монографию «Святой Жене, комедиант и мученик». Сартр пытался объяснить феномен поэта-преступника с позиций экзистенциализма, исходя из ситуации свободного выбора.
ХЕППЕНИНГ. Джон Кейдж для узкого круга зрителей поставил в одном из колледжей первый хеппенинг. Наиболее элементарная форма хеппенинга — «event» («случай»). Пример такого «случая»: На сцену выходит дирижер, кланяется, поднимает палочку, занавес опускается; появляются два трубача. Они начинают дуть в трубы, из которых вылетают резиновые рукавицы, разлетающиеся над залом. На сцене появляется мужчина во фраке, подходит к фортепиано, ударяет по очереди по всем клавишам, потом перекрашивает инструмент в белый цвет. Далее выходит ребенок с отцом и матерью. Мать (или отец) купает ребенка, одевает его, оставляет на сцене с игрушками. Конец зрелища наступает тогда, когда ребенок, которому надоела игра, уходит со сцены. Самым выдающимся после Кейджа американским «хеппенингистом», который и дал название этому типичному зрелищу, считается Алан Капроу. «Хеппенингисты» предлагают идентифицировать жизнь и сцену, утопическое «соучастие « («со») зрелища и зрителя, зрелища и действительности — сочетание актерской работы и втянутой в игру публики. Они уничтожают литературный текст, сохраняя при этом только сценарий как основу для импровизации, а также предпочитают не традиционные зрительные залы, а «органическую» среду — улицу, мастерскую, церковь, сарай, хлев, погреб, горы, морской берег и тому подобное. «Хеппенингисты» акцентируют такие средства выразительности, как гипербола, гротеск, грубость в речи, жесте, мизансцене. В хеппенинге нет «героя», есть только ряд жизненных ситуаций. Наиболее популярный технический термин хеппенинга — коллаж (нагромождение вещей, участников, эпизодов) и «деколаж» — деструкция и уничтожение аксессуаров, скандал и нарушение моральных и эстетических норм.
СИНЕРАМА. В октябре в Нью-Йорке начинает демонстрироваться программа «Синерамы» — проекция с трех аппаратов на панорамный экран, который вызывает у зрителя почти физическое — до головокружения — ощущение присутствия.
КИНОПРЕМЬЕРЫ: «Лестница на небо» и «Женщина без любви» Луиса Бунюэля, «Римские каникулы» (с участием Одри Хепберн).
ACTION. Критик Гарольд Розенберг ввел понятие «action painting» — «живопись действия». Этим термином он обозначал доминирующее направление абстрактной живописи 1945—1955 гг. Термин «живопись действия» относится в первую очередь к американскому абстрактному экспрессионизму, а также к его европейским параллелям — «ташизму», «лирической абстракции», «информальному искусству». Употребляя это понятие, Г. Розенберг считал, что сущность данного круга явлений определяется не стилистикой произведений, а самой манерой работы живописцев — жестом художника, его действиями перед холстом. Сама картина представляет собой при этом только фиксацию процесса ее создания. Принципы «action painting» выразились в живописи Джексона Поллока, Роберта Мазеруэлла, Франца Клайна, Жоржа Матье, Эмилио Ведови и др.
МЫШЕЛОВКА. 25 ноября осуществлена постановка спектакля «Мышеловка» Агаты Кристи. Премьера состоялась в театре Амбассадорс (Лондон, Великобритания — в зале на 453 места), а 25 марта 1974 г. спектакль, выдержавший 8862 показов, был перенесен на сцену театра Сент- Мартин. 9 мая 1997 г. состоялся 18503-й показ пьесы. За все эти годы спектакль посмотрели более 9 млн. зрителей. Сборы составили 20 млн. фунтов стерлингов, и спектакль попал в Книгу рекордов Гиннесса.
1953
ГОДО. 7 января состоялась одна из первых премьер театра абсурда — «Ожидая Годо» С. Беккета. Теоретик театра абсурда Мартин Эсслин в книге «Театр абсурда» писал: «Старинные традиции, которые театр абсурда выявляет в новых индивидуально разнообразных сообщениях и, конечно, отображает все современные проблемы и хлопоты, можно классифицировать таким образом: «чистый» театр, т.е. сугубо сценические эффекты, свойственные цирку или ревю, профессии жонглеров, акробатов, торреро, мимов и тому подобное; клоунада, шутовство и «сцены безумия»; «языковая бессмыслица»; литература выдумки и фантазии временами с сильным аллегорическим компонентом. В театре абсурда сугубо сценические элементы являются признаком его антилитературной позиции, пренебрежения им языка как инструмента для выявления глубочайших уровней значения. Жене использует ритуальные и «чистые», стилизованные действия, Ионеско — гипертрофию вещей, в ранних пьесах Адамова материализуются взаимоотношения между персонажами. Тардье пытается создать театр только из движения и звука, а в балетах и пантомимах Беккета и Ионеско мы замечаем возвращение к ранним невербальным театральным формам».
(Начало см. в «Дне» от 29.01. Продолжение следует)
Выпуск газеты №:
№161, (2000)Section
Панорама «Дня»