Перейти к основному содержанию

Жизнь важнее секретности

Вместе с «Курском» утонула надежда на открытую Россию
22 августа, 00:00
ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА НА БОГА... / ФОТО АП

В есь мир вместе с россиянами «со слезами на глазах», по выражению российского президента Путина, затаив дыхание, наблюдал, чем закончится драма в Баренцевом море, на дне которого со 118 членами экипажа лежит новейшая российская атомная субмарина «Курск», потерпевшая крушение 12 августа. Все ожидали, что скажут норвежские водолазы, имеющие огромный опыт работы на больших глубинах, которые в воскресенье приступили к спасательным работам. Вчера на рассвете они открыли кормовой люк и проникли в девятый (шлюзовой) отсек подлодки. Отсек был частично затоплен водой, но людей в нем не было. Впоследствии водолазы открыли и внутренний люк девятого отсека, который оказался заполненным водой.

Результаты простукивания российской субмарины норвежскими водолазами показали, что она практически вся затоплена. Это фактически значит, что живых подводников не осталось, считают норвежцы, но не россияне. Так что, считают россияне, отпала необходимость использовать британскую спасательную минисубмарину LR-5. По сообщению российской телекомпании НТВ, такое решение было принято на заседании российских, норвежских и британских специалистов, участвующих в спасательных операциях. Одновременно решено, что норвежские водолазы все равно будут продолжать работу. Вчера поздно вечером уже должны были выйти в эфир первые кадры оперативной съемки с борта «Курска».

Тем временем в Североморск прибывают все новые родственники затонувших подводников. По данным губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, их количество достигает 200 человек. Но последние новости, поступающие со штаба Северного флота, совсем не утешительны для них. Раньше была хоть какая-то надежда на спасение их детей (некоторые матери и родители даже молились за то, чтобы хотя бы кто-нибудь спасся из железного гроба). Мало успокоит этих людей и то, что прокуратура Северного флота открыла уголовное дело по факту затопления атомной подлодки «Курск», но пока неизвестно, по какой именно статье.

Люди никак не могут понять, почему российское правительство с таким трагичным опозданием дало согласие на предложения Норвегии и Великобритании помочь спасти экипаж «Курска». Ведь за сутки норвежские водолазы сделали то, над чем почти неделю безуспешно бились российские спасатели — несмотря на все заверения командования, что российское спасательное оборудование не уступает западному. И если бы норвежским глубоководным асам позволили раньше приступить к спасательным операциям, то, возможно, они спасли бы хоть кого-то из подводников. Родственников погибших мало утешают заявления российских чиновников, что большинство членов экипажа погибли в первые минуты катастрофы. Россияне не могут понять, почему правительство столько времени скрывало правду о «Курске». Мурманский священник, бывший морской офицер Андрей Амелин высказал мнение многих россиян: «Жизнь важнее секретности. Если бы спасательные операции начались раньше, то многие жизни были бы спасены». «Странные» россияне — никак не могут понять, почему флотское командование сначала пыталось скрыть факт катастрофы, потом — просто откровенно врало людям, утверждая, например, что с «Курском» возобновлена связь.

Разделяют недовольство простых россиян и отечественные медиа. Они возмущены тем, что правительство ждало четыре дня, прежде чем дать согласие на иностранную помощь, постоянно меняло версии того, что произошло, и вводило в заблуждение общественность относительно времени инцидента. Газеты подчеркивают тот факт, что главнокомандующий вооруженными силами президент Путин, отдыхавший на Черном море, ждал четыре дня, чтобы сделать короткое заявление и приказать своим генералам принять иностранную помощь. «Известия» пишут: «Вместе с лодкой на дне оказалась власть». По мнению российской газеты «Сегодня», катастрофа с «Курском» показала, что Россия — новая страна (в СССР катастрофу бы замалчивали — в частности, экипажу погибшей в 1989 субмарины «Комсомолец» просто запретили давать сигналы «SOS»). И в то же время Россия — остается прежней, для которой человеческая жизнь ничего не стоит.

Не менее остро критикуют Путина и зарубежные масс-медиа. В частности, «Дейли телеграф» называет российского президента бессердечным и безответственным политиком. Эта газета надеется, что Путин извлечет уроки из трагедии «Курска» и поймет, что лидеру демократического государства необходимы иные качества, чем офицеру госбезопасности. А во-вторых, иллюзорная идея о том, что Россия и дальше может позволить себе быть большим военным государством — это прямой путь к банкротству и катастрофе, подобной той, что произошла с «Курском». «Гардиан» считает, что Ельцин поступил бы лучше, чем Путин и немедленно примчался бы в Мурманск. Поэтому, по мнению этой британской газеты, Путин обманул не только надежды России, но и всего мира. Эта трагедия засвидетельствовала, что бывший офицер КГБ боится открытости и продолжает жить представлениями советского прошлого. Западная пресса сравнивает нынешнюю ситуацию с действиями советских властей во время катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Французская «Фигаро» называет Путина еще одной жертвой потопления «Курска» и считает, что эта катастрофа на море может стать поворотным пунктом российской истории. «Чернобыль в свое время стал символом экономического упадка империи. «Курск» теперь символизирует упадок ее военного могущества», — пишет «Фигаро».

Жестко критикуют российского лидера и немецкие газеты. Берлинская «Тагесцайтунг» отмечает, что «собственный отпуск оказался для него важнее всего, он не проявил ни сочувствия к людям, ни решительности. Он, по-видимому, забыл, что еще не до конца покончил со свободой слова и является открытым для критики». «Берлинер цайтунг» осуждает реакцию российского президента, отмечая: «Во Франции, Великобритании или США любой руководитель государства, ушедший в отпуск в такой ответственный момент, был бы свергнут со своей должности взрывом общественного возмущения».

Но, наверное, лучшее объяснение действий российского правительства дает созданная американским ученым Семюэлем Хантингтоном шкала стоимости человеческой жизни в различных культурах. Этот ученый сформулировал такую закономерность: чем больше население страны, тем меньше стоит жизнь отдельного гражданина. Чем выше благосостояние нации, тем меньше готова она жертвовать жизнью своих граждан. Чем больше уважаются права человека, тем лучше там обходятся с каждым конкретным человеком. Опросы россиян телекомпаниями сейчас свидетельствуют, что люди окончательно разочаровались в своей власти. Которая этой катастрофой доказала, что продолжает строить Советский Союз с его моделью отношений в обществе — и уже очевидно, что никто за катастрофу с «Курском» не ответит. Разве что «стрелочник». Николай СИРУК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать