Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Фальшивая нота в погоне за орденами

14 сентября, 00:00

Предвыборная борьба — дело сложное. Не каждому обычному избирателю удается рассмотреть интересы ее участников, мотивы, побуждающие вступать в борьбу за парламентское или президентское кресло. Тем более скрываются от избирателей тайные пружины выборов и рычаги материального или, скажем проще, денежного влияния ради вербовки своих сторонников или предвыборной команды. Есть и немало других вещей, превращающих политические игры, именуемые выборами, в чрезвычайно сложный механизм завоевания власти.

Однако, какими бы сложными эти игры ни казались, к каким бы штучкам ни прибегали ловцы голосов избирателей, очень часто все эти хитромудрости ломаются от нескольких достаточно простых вопросов, после которых наш «затурканный» несчастный избиратель гляди да и встрепенется и воскликнет: но ведь король наш — голый!

Другое дело — люди с положением. Им сказать сакраментальную фразу о голом андерсеновском короле, оказывается, не так и просто. Люди положения не являются свободными людьми. Они либо хотят сберечь, укрепить ли свое положение, а иногда — выгоднее воспользоваться им, продать его и извлечь какую-то копеечку. Пелось же издавна в народной думе о «лакомстве несчастном». Однако храни Господь кого-то подумать, что, продавая свое положение за чей-то грош, эти люди объясняют свой шаг именно корыстными рассуждениями. Совсем нет. Они могут выставлять на первый план, например, потребность поддержать искусство или благотворительность, или же подавать свой шаг как защиту от угрозы коммунистического реванша. Словом, вариантов может быть два: либо эти люди с положением являются обманутыми, либо же сами по доброй воле участвуют в массовом игрище, которое называется выборами. Редко кому удается избежать этой ловушки.

Все эти рассуждения пришли в голову после того, как недавно на телеэкранах была приподнята завеса над приготовлениями президентской команды к выборам. Вполне логичным выглядит, что возглавляют эту команду И. Курас и Д. Табачник, которые по своей социальной природе и социальному поведению чрезвычайно органичны в номенклатурной днепропетровской среде. Им не нужно ничего представлять, они играют самих себя. Они являются классиками в жанре номенклатурного цинизма. Заявив в свое время, что «национальная идея не сработала», теперь они заученными голосами говорят об украинском государстве. Формируя в свое время режим тотального ограбления народа, они теперь ищут у того же, ободранного их номенклатурным режимом народа, голоса в свою поддержку.

Но среди этих политических маклеров на телеэкране неожиданно предстало еще одно якобы знакомое лицо. В нем едва угадывались до боли дорогие черты, хотя номенклатурное окружение уже наложило на него свое неизгладимое клеймо. Не верилось, но голос за кадром четко произнес: доверенным лицом кандидата в президенты нынешнего Президента Л. Кучмы является народная артистка Украины Нина Матвиенко.

Неужели это так? — всплывала обида. Что они сделали с Вами, дорогая наша Нина Митрофановна? Неужели это Вы? Зачем Вам эти игрища нечестивых? Вы произносили в ваших проповедях библейские слова о том, чтобы не ходить на сборища нечестивых. Разве ж нет?

Мы Вас любили и любим всей душой. Как любили и любим нашу песню, наших мам и бабушек крестьянских, рабынь колхозной системы, порабощенных коммуной. Это Вы пели от их имени, их дорогими голосами. Чужая система украла их молодость, свободу, глумилась над их судьбой и песней. Она втаптывала в черную землю их бриллианты. Вы брали те бриллианты и пением своим придавали им волшебное сияние. Та чужая система украла у их детей родной язык. Это же к ним Вы криком прокричали: «Ой, роду наш красний, роду наш прекрасний, не цураймося!» Кричали тогда, во мрачные 70-е, когда над огромной империей господствовал днепропетровско-кремлевский спрут. Как мы прислушивались к каждой Вашей песне, к каждому Вашему вскрику. Вы были и навек будете великим символом большой души, большой боли, крика и большого таланта народа.

К сожалению, этого бездонного колодца Вам стало маловато. Кто-то Вам сказал, что этот великий символ нужно приукрашивать. Вы начали одевать какие-то вычурные короны и диадемы. Вы любовались собой. А самой ясной Вашей короной была наша песня. В ней Вы были Великой княгиней без диадем. Те все искусственные короны были искушением для Вас.

Теперь перед Вами новое искушение — стать доверенным лицом. Остановились ли Вы, украинский филолог, перед священным корнем слова доверие?

Есть люди, которые олицетворяют собой и своей жизнью это слово. Для сотен тысяч людей, слушавших Ваши песни, Вы и являетесь символом доверия. Судьба возложила на Вас это доверие. Вы сами об этом сказали. Теперь Вам не вольно его поколебать.

Думаю: чем могли Вас соблазнить те люди?

Тем, что похвалялись, что ремонтировали Национальную филармонию и Дворец «Украина»? Это не является героической заслугой, а обычным долгом власти.

Может, тем, что устраивают в Киеве областные отчеты художественного творчества? Но разве это не кощунство: народ, ограбленный и презретый номенклатурой, отчитывается (!) перед той же номенклатурой. Десятки тысяч работников культуры — и то преимущественно сельских — доведенных до нищенского состояния, переведенных на четверть ставки, вынуждены теперь еще и благодарить своих грабителей. И все это — «под патронатом Президента Украины». Неужели Вы не знаете, как теперь живется сельским библиотекарям, работникам музыкальных школ и клубов? Если Вы этого не знаете, тогда узнайте и совершите, как Вам подобает, а если знаете, то почему не станете им защитой?

Но как же это уродливо выглядит, когда действительно талантливые коллективы вынуждают петь идиотские песни о согласии. Еще недавно парторги различных уровней так же вынуждали петь песни о Партии, о Ленине. Неужели не вздрогнет душа, когда величальная песня «Любите Украину» на слова В. Сосюры сопровождается на боковых экранах во Дворце «Украина» сладенькими, до тупости холуйскими картинками с проявлениями «всенародной любви» к Вашему нынешнему патрону и его предобродетельнейшей супруге. Неужели Вы, человек с совершенным эстетическим вкусом, не ощущаете отвратительности таких сцен? Поневоле вспомнилось саркастическое предостережение Н.Салтыкова- Щедрина не путать «Его Превосходительство с Отечеством».

Неужели Вам ничего не известно о той бездне, перед которой в президентство Л. Кучмы поставлен украинский язык, украинское киноискусство, книгопечатание, вся украинская культура.

Задайте себе эти и много других болезненных вопросов. Неужели Ваша душа не встрепенется?

А хотя... ответ на них уже давно дала украинская общественность.

Когда-то, в свое время, Дмитрий Гнатюк — тот самый, что пленял мир «Піснею про рушник» и запел песню-символ «Чом, чом, земле моя»— уже после того, как выслужил все возможные в СССР знаки отличия, звания и премии, вдруг вылез на какую-то юбилейную сцену и заревел: «Спасибо Вам за Ваш геройский подвиг, наш Генеральный секретарь!» Нынче же, говорят, он подался в депутаты в днепропетровскую «Громаду». Так они и покупают.

На этом фоне можно попробовать и объяснить, почему среди челяди главного претендента оказался и Тарас Петриненко. Тот самый Петриненко, который в 1989г. на фестивале «Червона рута» пел наперекор днепропетровской номенклатуре бодрую и отважную «Пісню про Народний рух». О тогдашнем Народном Рухе. О Рухе как символе нации, которая вдохнула полной грудью и просыпается к свободе. Теперь днепропетровская номенклатура преобразовала Рух в собственное охвостье, а его бывших певцов повела на поводу в «Злагоду». Согласие с кем? С тем, кто организовывал трасты, кто годами не платит пенсий и заработных плат нашим людям и на том наживается, кто безнаказанно распродает национальное богатство. А потом щедрой рукой разбрасывается награбленным в виде подачек.

Теперь они пошлют Вас на Ваше Полесье, чтобы вы выступали перед полещуками, политически и социально темными и забитыми, где и до сих пор гнездятся притоны коммунистической пропаганды и московские патриархаты, чтобы Вы своим словом, песней и именем призывали к продолжению еще на пять лет агонии народа и государства.

Что с нами творится?

Разве ж случайно, что чужие люди позволяют себе презирать нас и наши символы?

Кто прытче побежит вслед за Софией Ротару, народной артисткой СССР, и за ее орденами?

Кто дослужится до «народного»?

Кто останется Народным?

Без титулов и орденов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать