Праздник, похожий на панихиду
Наверное, это можно назвать оживлением. На обычно дремотно-безмолвной и малолюдной студии им. А. Довженко собрались гости. Впрочем, и на всеобщее бравурное празднование широкой кинематографической общественностью своего профессионального праздника, приуроченного ко дню рождения Александра Петровича, это походило мало. Тем немногим, кто востребован сегодня кино или телевидением, не до торжеств. А остальным, кто еще не окончательно разуверился в будущем нашего кинематографа и на что-то надеется, приходилось довольствоваться банальными приветственными речами чиновников разных рангов. В этих речах были заверения в любви к кино и его создателям и бодрые обещания, что все со временем будет хорошо. В остальном же — только слова, столь же пустые, как и студийные павильоны.
«Украинское кино и Довженко сегодня как никогда схожи: их обоих физически нет в живых», — прокомментировал происходящее стоящий рядом со мной искусствовед Александр Рутковский. Увы, с этим трудно не согласиться. Раньше в кинематографической жизни преобладали будни, теперь — праздники. Абсурда. И вручение именных часов от киевского мэра, и объявление о выделении кинематографистам шести квартир лишь усиливало это ощущение. Ведь каждый из присутствующих, включая дарителей, прекрасно понимал, что завтра, после праздника опять ничего не случится, не будет «кина». Все-таки, вопреки всему, кинематографистам в их праздник хочется пожелать только одного: побольше работы и поменьше подобных праздников.
А еще — побольше свободы от сильных мира сего. Сколь зависимы художники от власти и как губительна эта зависимость, мы-то сегодня, кажется, хорошо знаем — на примере именно Александра Довженко. Но, похоже, это пожелание несколько преждевременно.
По традиции в этот день деятелям кино вручается Государственная премия им. Александра Довженко. В нынешнем году, как мы уже сообщали, она присуждена фильму Виктора Иванова «За двумя зайцами». Из лауреатов ныне здравствуют лишь трое: оператор Вадим Ильенко и актрисы Наталья Наум и Маргарита Криницына. Искренние слова благодарности гениальной исполнительницы роли Прони Прокоповны Президенту за его уважительное отношение к искусству и присуждение премии фильму спустя 38 лет после его создания поневоле прозвучали, как горькая ирония. «За двумя зайцами» — кино гениальное и достойное всяческих наград. Кто станет спорить? Никто и не спорит и более того — предпочитает не задумываться, почему не оказалось претендентов на премию среди новых фильмов. Может, потому что выбора, по сути, нет, поскольку новых картин — единицы. Да и зачем они нужны, зачем тратиться, зачем менять культурную политику, если в киноархивах отыщется еще не одно хорошее кино.
Выпуск газеты №:
№168, (1999)Section
Тайм-аут