Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Этот неизвестный Донбасс

Частные шахты хозяйничают лучше, чем государство
27 июля, 00:00

Донецкие шахтеры, голосующие за левых на выборах, без всяких предрассудков идут работать на «капиталистические» шахты. На частных шахтах Донбасса — очередь на трудоустройство. Возможно, Донбасс не такой уже красный, как его рисуют, возможно, шахтеры не столько преданы идеалам Ленина и «великого Октября»? Возможно, они просто хотят, чтобы их тяжелый и опасный труд был вовремя и соответственно оплачен? И голосование за левых — это просто голоса за прошлое, где это все у них было? Возможно, выход из кризиса для угледобывающей промышленности — не обязательно всеобщая реструктуризация отрасли, проще говоря, закрытие шахт? Возможно, самое лучшее лекарство — это дать ход частной инициативе жителей Донбасса? Ведь даже сегодня в убыточной в целом отрасли «частные шахты» — островки прибыли. Об одной из таких рассказывает донецкий журналист Александр ПОДОЛЯН.

Меньше месяца тому назад предприятие (ООО) «Карбон» взяло в долгосрочную аренду у госхолдинга «Шахтерск-Антрацит» вторую свою шахту. Помнится, вокруг нее несколько лет бушевали страсти: отдавать в частное пользование или нет. Пока спорили, шахта снизила добычу угля почти в десять раз и выдавала в последнее время не больше 17 тонн в сутки. Столько угля можно и ведрами перетаскать.

Шахта №20 полузатоплена, территория до предела захламлена, поверхностные сооружения разрушены, разворованы. Чтобы шахта начала работать по-настоящему, выдавать уголь, надо вложить в ремонт не менее семи миллионов гривен. Только один насос для откачки подземных вод стоит где-то около $50 тысяч. Кроме этого нужно расчистить заваленную лаву, наладить проветривание. Да все неотложные дела и не перечислить.

— И вы думаете, такая шахта станет рентабельной? — спрашиваю у руководителя «Карбона» Всеволода Гончарова.

— Не был бы уверен в конечном результате, не воевал бы. А бороться довелось с нынешним министром Сергеем Тулубом... Теперь шахта наша, приезжайте сюда месяцев через 4-5 и вы не узнаете 20-ю... Фирма располагает всем, и, главное, людьми, способными из развалюхи сделать конфетку. Я не попрошу у государства ни на копейку помощи, мне не нужны ни кредиты, ни госдотации, шахту введем в действие и доведем до рентабельности своими силами.

На сегодня «Карбон» предоставил рабочие места 1200 жителям Шахтерска и близлежащих поселков.

Никогда не думал Всеволод Гончаров, что доведется ему заниматься частным бизнесом в угольной отрасли. Жизнь по совковым меркам складывалась вполне удачно. В юности прошел хорошую горняцкую школу, был проходчиком и горнорабочим очистного забоя, после окончания института вырос до главного инженера таких известных угледобывающих предприятий, как «Кировское» и «Комсомолец Донбасса». И вдруг, а это было 8 лет назад, ушел с высокой должности практически в никуда — в угледобывающий бизнес. Потому что сделал для себя открытие: так дальше хозяйствовать нельзя, в такой сложной отрасли, как угольная, нужны иные подходы. Вот тогда он и создал под себя малое предприятие «Карбон», что в переводе с латинского означает уголь.

По тем временам взять в аренду даже захудалую шахту в частное пользование было очень непросто. Гончаров со своими единомышленниками настойчиво искал место приложения сил. Вместе с горняками своей фирмы пробовал подрядиться на работу в Иране, Колумбии и Боливии. Параллельно разрабатывал гранитные залежи вблизи Умани. Но стартовый капитал так и не достиг того уровня, с которого можно было начинать угледобычу. И все-таки правильно говорят: кто ищет, тот найдет. Собрал Гончаров около ста своих земляков, да и вывез их в Россию, в Новокузнецк, где удалось взять в аренду две захудалые лавы. Планировали поработать там с годик, купить каждому по автомобилю, а задержались аж на 4 года. Приобрели за первый год работы более 100 легковых машин для всех желающих членов малого предприятия. И все эти годы «Карбон» регулярно и без задержек платил сполна налоги в казну г. Шахтерска — по месту регистрации. Выплатили около $4 млн.

Заработанное в России Гончаров решил вложить в угледобывающее производство уже на родине. Взяли в субаренду в объединении «Шахтер-Антрацит» бесперспективную шахту №222, а со временем и выкупили ее по остаточной стоимости. Эта шахта, доведенная прежними хозяевами до ручки, являла собой жалкое зрелище: почти все здесь было разрушено. Отремонтировали, привели в божеский вид оборудование и взялись за добычу «целиков». Уголек здесь оказался первоклассным, с содержанием золы до 10%, такой у потребителей — нарасхват. Сегодня эта небольшая шахта ежесуточно выдает на-гора около 500 тонн антрацита.

— Тот горняк, который попробовал вкус хорошей добычи угля, — говорит Всеволод Игоревич, — уже не бросит дело, если он настоящий профессионал и любит работать. Временщики и лодыри у нас, впрочем как и везде, подолгу не задерживаются. А те, кто по-настоящему связал свою судьбу с угледобычей, у нас и зарабатывают вдвое больше, чем на государственных шахтах, да и условия работы в «Карбоне» выгодно отличаются.

И действительно, на 222-й рабочая смена у шахтеров обычная, без перегрузок и авралов. В шахту горняки голодными не ходят — к их услугам приличная столовая, по желанию можно взять с собой сытный «тормозок». Не беда, если в кармане не окажется денег, в получку человек рассчитается. Все оборудование в шахте исправно действует, горняки обеспечены спецодеждой и средствами защиты. Зарабатывают «грозы» (горнорабочие) и проходчики по 700— 1000 гривен в месяц.

Постоянно ощущает помощь «Карбона» и город. Только в последнее время за его счет заменены изношенные водопроводные трубы, на местной водокачке сменен электродвигатель. Фирма поддерживает продуктами питания школы. Да и вообще Гончаров мало кому отказывает, когда видит, что человек действительно нуждается в помощи. Одна нищая бабулька, к примеру, приходит в офис «Карбона» регулярно, как за зарплатой. И всегда уходит удовлетворенная, с увесистым продуктовым набором. И таких — десятки. А ведь и Гончарову со товарищи отнюдь нелегко.

90 процентов добываемого «Карбоном» угля потребляют отечественные электростанции. С февраля 1995 года они не заплатили живыми деньгами ни копейки. Долг «Карбону» составляет сегодня около двух миллионов гривен. Соответственно и фирма задолжала в городской бюджет, правда, намного меньше. А туг возникла еще одна несуразица: директор донецкого «Облэнерго» предписал: с начала июля шахты №220 и №20 за неуплату обесточить. Сложилась парадоксальная ситуация: пять электростанций Украины не платят «Карбону» уже 52 месяца, а его отключают от электросети за неуплату...

— Кому это волевое чиновничье решение выгодно?! — возмущается Всеволод Игоревич. — Хотят, чтобы 1200 наших горняков остались без работы и вышли на площадь? Создается впечатление, что чиновники нас просто не хотят ни видеть, ни слышать. Я обошел почти все высшее руководство страны и ни у кого не нашел практической поддержки — только слова и пустые обещания. При таком режиме Украина, уверен, долго не протянет. Затянувшаяся чехарда с бартерными сделками и взаимозачетами сводит на нет все усилия людей, желающих работать и зарабатывать на жизнь. Когда же мы восстановим нормальные товарно-денежные отношения в нашей многострадальной стране? Ведь экономика не приемлет насилия в виде искусственных мер оздоровления, в какую бы форму эти меры ни рядились...

Трудно не согласиться с повидавшим жизнь хозяйственником. Будет очень обидно, если фирма В. Гончарова прикажет долго жить.

г. Шахтерск, Донецкая область

 
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать